Храм, как Дом Божий не был придуман людьми. Библия, а именно книга «Исход», рассказывает, что ветхозаветный пророк Моисей получил во время пребывания на горе Синай в божественном откровении образ скинии, ставшей прообразом совершенного Храма Божия. Это произошло в 13 веке до рождества Христова, когда Моисей по указанию Господа вывел израильтян из египетского плена. Скиния (греч. Шатер, палатка) должна быть помочь объединить бывших рабов-евреев высочайшей идеей служения единому Богу, способствовать возрождению духа избранного народа, избавлению от греховных наклонностей и остатков язычества. Поскольку иудейский народ еще находился на пути в землю обетованную, то о строительстве каменного храма не могло быть и речи Скиния собрания и откровения так называется потому, что здесь собирался народ для богослужений и хранился ковчег Откровения, полученного Моисеем от Господа. Скиния была устроена из пожертвованных народом самых дорогих материалов. Строителями этого походного храма были Веселеил и Елиав.
Первоначально христианским храмом являлось любое помещение, подготовленное для собрания христиан. Позднее верующие в Христа использовали для собрания катакомбы – обширные подземелья Рима и других городов империи, а также виллы зажиточных христиан.
Наземные христианские храмы появились в 3 веке и особенно распространились в 4 веке. Они были двух типов: базиличного и купольного.
На Руси христианские храмы появились в 10 веке. Строились они князем Игорем и святой княгиней Ольгой. Сначала для строительства приглашали греческих мастеров. Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители-русичи освоили греческий стиль, постигали особенности и их секреты и вместе с тем дополнили их собственным опытом, вносили в византийское архитектурное творчество элементы славянского мировоззрения и мироощущения.
Православный храм состоит их трех частей: алтаря, среднего храма (просто храм) и притвора.
Святая Святых Храма
Алтарь символизирует Небесное Божие Царство. Вход в него дозволяется только посвященным: священно и церковнослужителем. В алтаре, отведенном от остальной части храма стеной из икон – иконостасом, находится Святой Престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней.
Через иконостас в алтарь ведут трое врат. Центральные, самые большие – напротив Святого Престола, называются Царскими вратами. В них не разрешается входить никому, кроме священнослужителей.
Боковые двери называются диаконскими:через них чаще всего проходят диаконы.
Средняя часть храма, где теперь стоят верныя христиане, соответствует ветхозаветному святилищу, в котором служил священник Здесь стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи, символизирующие жертву Богу.
Притвор соответствует двору ветхозаветного храма. Такого двора в новозаветном храме в принципе быть не должно, поскольку Церковь Христова открыта для всех, кто хочет в нее войти и стать ее членом. Но притвор чаще всего все-таки делали, чтобы на улице не оказались люди, которые не могут или не решаются войти в храм для участия в богослужении. Раньше в притворе стояли оглашенные, т.е.те, кто еще только готовился стать христианами. Здесь могут находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым по церковным правилам временно запрещается стоять в храме.
Чтец: Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями,
Перед молящейся толпой
Любил я всенощное бденье
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние и грех.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой;
Я приносил туда с собой
В душе и радости и горе;
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихий», - в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел
Вед. На нашей Дятловской земле имеется много Храмов, которые имеют историко-культурную ценность. И каждый из этих Храмов имеет свою, часто многострадальную историю.
Одним со старожитных. Храмов Дятловщины является церковь, освященная в честь праздника Преображения Господня.
Церковь находится в городе Дятлово. Построен храм в 1508 году.
Церковь в г.Дятлово
Спаса-Преображенская церковь. Первый православный храм в честь великомученика Георгия-Победоносца был основан князем Константином
Острожским в 1508 году. Это была деревянная церковь, построенная в центре двора, примерно там, где возводится новая. В ней молились православные верующие более трех столетий. В 18 столетии церковь сгорела. В этом же столетии она была отстроена заново, в этом виде она сохранилась до настоящего времени. Освещена в честь преображения Господня и потому имеет название Свято- Преображенская церковь.
В 1907 году решили построить каменную церковь. Гродненское епархиальное управление сделало проект, его утвердил Священный синод Санкт-Петербурга.Этот проект сохранился да настоящего времени, но осуществить задуманное не удалось – началась первая мировая война.
Прошло 20 лет. Идея строительства новой церкви не покидала прихожан. В 1936 году по инициативе отца Комара был сделан новы проект, заклали фундамент, а деревянную церковь перенесли ближе к улице, чтобы в ней можно было продолжить богослужения. Но и на этот раз история распорядилась по-своему – началась вторая мировая война и строительство откладывается. В послевоенное время церкви разрушалися, новых не строили. Деревянная церковь построенная в 18 веке сохранилась и продолжает действовать. И вот в 21 столетии опять возникает идея построить новый храм. Новы проект привязывали к фундаменту заложенному в 1936 году. Строительство нового храма идет завершению.