Первые христианские храмы




 

Храм, как Дом Божий не был придуман людьми. Библия, а именно книга «Исход», рассказывает, что ветхозаветный пророк Моисей получил во время пребывания на горе Синай в божественном откровении образ скинии, ставшей прообразом совершенного Храма Божия. Это произошло в 13 веке до рождества Христова, когда Моисей по указанию Господа вывел израильтян из египетского плена. Скиния (греч. Шатер, палатка) должна быть помочь объединить бывших рабов-евреев высочайшей идеей служения единому Богу, способствовать возрождению духа избранного народа, избавлению от греховных наклонностей и остатков язычества. Поскольку иудейский народ еще находился на пути в землю обетованную, то о строительстве каменного храма не могло быть и речи Скиния собрания и откровения так называется потому, что здесь собирался народ для богослужений и хранился ковчег Откровения, полученного Моисеем от Господа. Скиния была устроена из пожертвованных народом самых дорогих материалов. Строителями этого походного храма были Веселеил и Елиав.

 

Первоначально христианским храмом являлось любое помещение, подготовленное для собрания христиан. Позднее верующие в Христа использовали для собрания катакомбы – обширные подземелья Рима и других городов империи, а также виллы зажиточных христиан.

Наземные христианские храмы появились в 3 веке и особенно распространились в 4 веке. Они были двух типов: базиличного и купольного.

 

На Руси христианские храмы появились в 10 веке. Строились они князем Игорем и святой княгиней Ольгой. Сначала для строительства приглашали греческих мастеров. Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители-русичи освоили греческий стиль, постигали особенности и их секреты и вместе с тем дополнили их собственным опытом, вносили в византийское архитектурное творчество элементы славянского мировоззрения и мироощущения.

 

Православный храм состоит их трех частей: алтаря, среднего храма (просто храм) и притвора.

 

Святая Святых Храма

Алтарь символизирует Небесное Божие Царство. Вход в него дозволяется только посвященным: священно и церковнослужителем. В алтаре, отведенном от остальной части храма стеной из икон – иконостасом, находится Святой Престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней.

Через иконостас в алтарь ведут трое врат. Центральные, самые большие – напротив Святого Престола, называются Царскими вратами. В них не разрешается входить никому, кроме священнослужителей.

Боковые двери называются диаконскими:через них чаще всего проходят диаконы.

Средняя часть храма, где теперь стоят верныя христиане, соответствует ветхозаветному святилищу, в котором служил священник Здесь стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи, символизирующие жертву Богу.

Притвор соответствует двору ветхозаветного храма. Такого двора в новозаветном храме в принципе быть не должно, поскольку Церковь Христова открыта для всех, кто хочет в нее войти и стать ее членом. Но притвор чаще всего все-таки делали, чтобы на улице не оказались люди, которые не могут или не решаются войти в храм для участия в богослужении. Раньше в притворе стояли оглашенные, т.е.те, кто еще только готовился стать христианами. Здесь могут находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым по церковным правилам временно запрещается стоять в храме.

 

Чтец: Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющий огнями,

Перед молящейся толпой

Любил я всенощное бденье

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние и грех.

 

Безмолвно, где-нибудь в притворе,

Я становился за толпой;

Я приносил туда с собой

В душе и радости и горе;

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете Тихий», - в умиленье

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел

 

Вед. На нашей Дятловской земле имеется много Храмов, которые имеют историко-культурную ценность. И каждый из этих Храмов имеет свою, часто многострадальную историю.

Одним со старожитных. Храмов Дятловщины является церковь, освященная в честь праздника Преображения Господня.

Церковь находится в городе Дятлово. Построен храм в 1508 году.

 

Церковь в г.Дятлово

 

Спаса-Преображенская церковь. Первый православный храм в честь великомученика Георгия-Победоносца был основан князем Константином

Острожским в 1508 году. Это была деревянная церковь, построенная в центре двора, примерно там, где возводится новая. В ней молились православные верующие более трех столетий. В 18 столетии церковь сгорела. В этом же столетии она была отстроена заново, в этом виде она сохранилась до настоящего времени. Освещена в честь преображения Господня и потому имеет название Свято- Преображенская церковь.

В 1907 году решили построить каменную церковь. Гродненское епархиальное управление сделало проект, его утвердил Священный синод Санкт-Петербурга.Этот проект сохранился да настоящего времени, но осуществить задуманное не удалось – началась первая мировая война.

Прошло 20 лет. Идея строительства новой церкви не покидала прихожан. В 1936 году по инициативе отца Комара был сделан новы проект, заклали фундамент, а деревянную церковь перенесли ближе к улице, чтобы в ней можно было продолжить богослужения. Но и на этот раз история распорядилась по-своему – началась вторая мировая война и строительство откладывается. В послевоенное время церкви разрушалися, новых не строили. Деревянная церковь построенная в 18 веке сохранилась и продолжает действовать. И вот в 21 столетии опять возникает идея построить новый храм. Новы проект привязывали к фундаменту заложенному в 1936 году. Строительство нового храма идет завершению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: