Педагогический анализ урока физической культуры.




Педагогический анализ урока физической культуры заключается в детальном рассмотрении и оценке всех составных частей и компонентов урока, включая методику обучения и воспитания, объем нагрузки, методику воспитания физических качеств, содержание изучаемого материала, деятельность педагога и учащихся на уроке и т.д.

Главной целью анализа урока является раскрытие сильных и слабых сторон в деятельности учителя с целью поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры.

Умение методически грамотно и разносторонне проводить анализ урока свидетельствует об уровне мастерства педагога и дает возможность учителю постоянно совершенствовать свою профессиональную деятельность.

В настоящее время в педагогической литературе и практике работы педагогов по физическому воспитанию существует несколько подходов к анализу урока физической культуры.

Первый из них заключается в анализе частей урока физической культуры (подготовительной, основной, заключительной). Второй - в анализе качества решения поставленных задач (образовательной, оздоровительной, воспитательной). Третий, заключается в анализе методики урока, где рассматривается реализация всех сторон методики урока физической культуры (задачи, организация, средства, методы, принципы обучения и т.д.).

Использование какого-либо одного из названных «подходов» не дает возможности раскрыть все многообразие педагогического процесса происходящего на отдельном уроке физической культуры в общеобразовательной школе.

Для ликвидации данного недостатка, мы делаем попытку объединить имеющиеся подходы к анализу урока физической культуры и тем самым решить поставленную проблему.

 

Планирование внеклассной работы по физической культуре в школе.

Планирование внеклассной работы - одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. "Не навреди!" - гласит первая заповедь тренера - воспитателя.
Планирование - это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно - предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.
Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.
Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.
Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:
1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;
4. принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

Планирование учебного материала по физической культуре в школе (общие основы).

Эффективность физического воспитания учащихся общеобразовательных школ во многом зависит от правильного планирования учебного материала. В отличие от планирования других учебных предметов, планирование уроков физической культуры осуществляется на основе последовательного составления трех документов, которые являются основными формами планирования учебной работы по физической культуре:

· годовой график распределения учебного материала;

· план-график распределения учебного материала на четверть;

· поурочные планы содержания учебного материала.

Они должны отвечать требованиям целенаправленности, комплексности, систематичности, реальности и наглядности. Целенаправленность планирования требует от преподавателя четкой формулировкив каждой четверти частных задач учебной деятельности по изучению знаний и основ видов спорта. На их основании должны быть так же четко сформулированы задачи каждого урока, которые являются основанием для включения в урок конкретных учебных заданий, направленных на их выполнение.

Комплексность планирования требует обоснованного сочетания в планирующей документации учебных заданий, направленных на воспитание, обучение знаниям, двигательным и методическим умениям, навыкам, развитие физических качеств.
Системность планирования предполагает определенную последовательность распределения в каждом уроке и по урокам учебных заданий. Наиболее общим условием системности планирования учебных заданий, направленных на обучение движениям, является соблюдение правил "от простогo к сложному", "от легкого к трудному", "от известного к неизвестному", "от изученного к неизученному".
Реальность планирования предполагает включение в документацию планирования учебных заданий, для выполнения которых учащиеся подготовлены технически и психологически. Планируемые задачи должны быть соотнесены с реальной действительностью.

Наглядность планирования достигается тем, что в плане-графике распределения учебного материала на год содержание учебного процесса представлено в каждой четверти основными разделами, темами и подтемами, в плане-графике учебного материала на четверть содержание его распределено по частям урока, в каждом уроке отмечены номера включенных в него учебных заданий по каждой подтеме и т.д.

 

Планирование физкультурно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной). Но любая смена лагерей прежде всего – оздоровительная. Значит, главным в деятельности смены лагеря должны быть оздоровительные мероприятия, формирование здорового образа жизни.

К началу работы лагерной смены необходимо разработать план физкультурно-оздоровительной работы.

Основные педагогические требования к плану – определение целей и задач, разнообразие содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания, дифференцированность, согласованность.

Структура плана: организационная, физкультурно-спортивная, спортивно-массовая, пропагандистская, хозяйственная.

Виды планирования: на весь лагерный сезон, на конкретную смену и т. д.

1. Выборы физкультурного актива в отрядах и в лагере.

2. Определение требований, функций и содержание работы физорга.

3. Обучение физорга организаторским и судейским навыкам:

– проведение зарядки, спортивных мероприятий в отряде, лагере;

– соревнований между командами, составление протоколов соревнований;

– обращение с секундомером, рулеткой, измерение результатов в беге, прыжках, метании, связь с физоргами отрядов.

4. Формирование совета физоргов лагеря.

5. Определение содержания работы совета:

– проведение общелагерных спартакиад;

– осуществление связи с другими лагерями;

– организация первенства лагеря по различным видам спорта;

– оказание помощи в организации лагерных мероприятий.

6. Проведение заседаний совета физоргов, координация его работы с другими органами самоуправления.

7. Подготовка актива лагеря при проведении спортивных мероприятий, туристических походов и т. д.

Необходимые документы физкультурно-оздоровительной работы в лагере:

– примерный план работы по физическому воспитанию;

– календарный план;

– положения о спортивных мероприятиях;

– протоколы соревнований с результатами;

– отчет о работе в конце смены (количество принимавших участие; места, завоеванные участниками, были ли травмы и др.);

– учет спортивного инвентаря;

– учет рекордов и победителей.

 

План-конспект урока ФК.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: