СУТЬ ПРОФЕССИИ
Режиссура начинается с драматургии. Незнающий законов драматургии режиссер – не режиссер. Поэтому, я прошу всех, кто не знаком с основными законами драматургии пройти в рубрикуКак писать сценарии, где в максимально сжатом виде даются правила и принципы драматургического построения. Для тех, кто уже ознакомился с ними или знает их, мы начинаем.
Сначала зададимся вопросом, кто такой режиссер и какова его роль. По большому счету режиссер это начальник съемочного коллектива, подобно другим начальникам в разных областях бизнеса. Основной задачей режиссера является воплощение доверенного ему продюсером сценария в жизнь. На режиссера возложена ответственность за конечный продукт. Тут я хочу чуть подробнее остановиться на взаимоотношении продюсера и режиссера. Продюсер – это тот, кто дает жизнь проекту. Он находит деньги на сценарий, который считает коммерчески перспективным и на свой страх и риск запускает производство. Продюсер надеется сделать фильм, который не провалится в прокате, а, напротив, вернет деньги инвесторам и даже принесет прибыль. Продюсер это предприниматель, а все остальные наемные работники. И режиссер находится среди них. Он там главный, но последнее и решающее слово всегда остается за продюсером, и вы теперь знаете почему. Вручая режиссеру сценарий, продюсер сообщает ему, какой продукт он хочет в конечном итоге получить, и режиссер, работая над фильмом, должен стремиться максимально точно выполнить пожелания продюсера. И никак иначе.
Итак, продюсер обговорил с режиссером правила игры и вручил ему сценарий. С этой секунды режиссер становится единственным ответственным за то, что в конечном итоге будет на экране. Конечно, продюсер пристально наблюдает за всем процессом. Однако, он не может контролировать каждый шаг режиссера и диктовать ему. В этом случае ему самому пришлось бы стать режиссером (что имеет место в мировой практике). К чему я веду. Режиссер имеет свободу творчества лишь в рамках установленных продюсером. Если это понятно, идем дальше.
|
РАБОТА РЕЖИССЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
В начале периода pre-production (о подготовительном периоде – подробнее читайте в разделе Кинопроизводство) работа режиссера начинается со сценария. Режиссер читает его и осмысливает. Не должно оставаться ни одного места в сценарии, которое бы режиссер не понял. При прочтении у режиссера появляется свое видение истории и свой собственный режиссерский замысел, который он хочет воплотить в рамках сценария. Посредством фильма режиссер хочет высказать и что-то свое, что волнует лично его. Для того, чтобы реализовать замысел автора, планы продюсера и свой собственный взгляд режиссер должен придумать способы реализации всего этого, т.е. план, который позволит ему воплотить задуманное на экране. Это называется режиссерское решение. Режиссерское решение касается как общего подхода к истории в целом, так и решений каждой отдельной сцены, каждого элемента истории. Таким образом, режиссура состоит из этих трех главных составляющих: 1 – собственное видение истории, 2 – режиссерский замысел и 3 – режиссерское решение.
Режиссерское решение это план, который включает в себя средства, с помощью которых режиссер собирается реализовывать свой замысел. Средства эти довольно многочисленны, сюда входит создаваемая в кадре атмосфера, образы персонажей, методы съемки и т.д. Именно на продумывание всего этого уходит основное время режиссера в подготовительном периоде. Если для придумывания общей концепции у режиссера помощников нет, то для конкретных решений, касательно воплощений режиссерских идей в каждой сцене, режиссеру помогают творческие специалисты. Режиссеру не требуется озвучивать задачи всем членам съемочной группы, а лишь руководителям различных подразделений, куда входят оператор, художник, художник по костюмам, художник-гример и другие специалисты.
|
Для понимания режиссерской концепции (общего решения будущего фильма), приведу один пример очень короткой режиссерской экспликации по сценарию “DeathlyLove”.
«На первый взгляд мир Павла похож на обычный, но это не так. Здесь реальность похожа на сны, а сны на реальность. Только в таком странном, неустойчивом мире может появиться Дис, девушка сказочной красоты, мечтающая о любви, которая даст ей второй шанс земной жизни. С момента ее появления сны все больше вторгаются в действительность, перемешиваются с ней, размывая границу реальности. Павел чувствует опасность, но, завороженный волшебной красотой Дис, не в силах повлиять на происходящее. Единственная надежда на Камилу, простую земную девушку, готовую пойти на все, чтобы спасти любимого. Но встать на пути Дис, значит погибнуть. Однако, любовь девушки из снов ничуть не меньше, и ради счастья Павла, Дис отказывается от него, жертвуя собой.
|
Медленное движение камеры, замедленные движения персонажей, чуть-чуть усиленное небольшим рапидом, мягкие монтажные стыки через засветки, ЗТМ, наплывы. Мерцающий неустойчивый мягкий свет, наполненный бликами, отраженными в водной ряби, отражениями в стеклах. Пространство смягченное воздушной средой с дымкой, туманом и дождем. Сдержанная пастельная цветовая гамма с доминированием холодной палитры, мягко рисующая оптика, смягчающие и размывающие свет фильтры.
Лейтмотивом звукового ряда является звук воды в разных воплощениях: звук струящегося потока, плеск волн, шум дождя, отдельных капель. Звуки тщательно отбираются и пропускаются через фильтры, подчеркивающие необходимый частотный диапазон. Иногда отдельно падающие капли могут звучать наравне с человеческим голосом. И все это усиливается по мере развития действия.
Ближе к концу реальный мир изобразительно почти не отличается от мира сновидений – граница между явью и снами окончательно стерта, и герой воспринимает сны, как реальность, не подозревая об этом. Напрашивается вопрос, не происходит ли то же самое и с нами?
Место съемки: Санкт-Петербург с его многочисленными каналами и мостами. Сезоны съемок: осень, зима».
Как видно из примера, эта краткая концепция содержит в себе:
– понимание истории режиссером и то, что он хочет нам сказать
– описание атмосферы мира героев
– методы, которыми режиссер собирается реализовать замысел
Обратите внимание, что атмосфера должна вытекать из материала истории, быть органична ей. Также и звуковое решение. К примеру, здесь лейтмотивом звуковой является звук воды в различных ипостасях. Выбор места съемок – город Санкт-Петербург также вписывается в общее решение. Хочу с акцентировать ваше внимание, что это всего лишь общий замысел. Реальный объем режиссерской разработки может превосходить сценарий в несколько раз, поскольку досконально описывает, как будет сниматься каждая сцена.
Ознакомившись с режиссерской задачей, руководители творческих подразделений предлагают методы возможных решений каждый в своей области. Например, оператор продумывает, как снимать ту или иную сцену: какие должны быть съемочные ракурсы, крупности, какая должна быть оптика, фильтры, как будет двигаться камера, какой нужен свет и т.д. Художник подбирает и, при необходимости, декорирует съемочные объекты (или строит декорации), которые будут максимально соответствовать характеру сцен и передавать нужную атмосферу. Задача режиссера не ограничивается лишь раздачей заданий структурам группы, режиссер принимает самое непосредственное участие в решении каждого элемента и контролирует абсолютно все. Т.е. те же самые ракурсы, движения камеры, крупности – все это решается совместно режиссером и оператором при этом окончательное слово всегда остается за режиссером.
Понятно, что режиссер может контролировать и принимать решения, лишь разбираясь в каждой области. Поэтому он должен обладать знаниями в разных областях, в том числе, разбираться в съемочной технике, включая оптику, фильтры, форматы кадров, знать принципы постановки света, возможности грим материалов и спецэффектов и многое-многое другое. Чем шире и глубже будут знания режиссера в разных сферах технологии кинопроизводства, тем проще ему будет контролировать весь процесс. А по опыту вам скажу, что контролировать приходится все. У меня был такой случай. Мы должны были снимать трюковую сцену, в которой к фаркопу трогающегося автомобиля привязывали канат, второй конец которого завязывался вокруг трубы металлического ограждения. По замыслу канат и труба должны были резко остановить набирающий скорость автомобиль. Как, по-вашему, какого минимального диаметра должна быть труба, способная выдержать такой удар? Художник, который работал у меня в проекте, выбрал трубу диаметром примерно 3 сантиметра! Хорошо, что я заранее увидел ее, ведь, если б это произошло на съемочной площадке, съемочная смена была бы сорвана. Этот случай научил меня контролировать все.
Кроме подготовки объектов в подготовительном периоде режиссер занимается подбором актеров, исходя из того, насколько, по его мнению, тот или иной актер соответствует будущему персонажу. Однако, заранее никогда нельзя сделать такой выбор безошибочно, и на помощь режиссеру приходит процесс, который называется кастингом. Кастинг состоит из нескольких этапов. Сначала идет предварительный отбор актеров. То есть отбираются все возможные кандидатуры актеров, отталкиваясь от соответствия актера роли по основным параметрам, таким, как пол, возраст, внешность, характерное амплуа, творческий опыт и т.п. Таким образом, в результате этого предварительного отбора на одну и ту же роль оказываются несколько кандидатов. Этим кандидатам дают для ознакомления сценарий и после этого приглашают на пробы. Здесь актеры представляют режиссеру свое решение персонажа, которое им предстоит сыграть. Актеры играют предложенные им куски сцен, наиболее характерные для роли. Все это снимается на камеру, чтобы потом по материалу можно было бы сделать выбор. В серьезно организованном кастинге бывает так, что одних и тех же актеров вызывают на съемки проб по нескольку раз. Окончательный отбор актеров утверждает уже продюсер, который руководствуется в своем выборе исключительно коммерческой составляющей. Он знает, какую звезду выдержит бюджет и, в его рамках, старается пригласить в проект звезд покрупнее, поскольку известные звезды поднимают прокатный успех картины.
На съемках «Тронутых» у меня с продюсером возникли два расхождения. Ему не нравилась кандидатура актрисы Алены Буккуловой на роль Канюкиной и кандидатура актера Сергея Барковского на роль Зверева. По-поводуБуккуловой он аргументировал свое решение тем, что на пробном отснятом материале у актрисы между верхними передними зубами была видна большая щель. Он говорил, что это будет выглядеть с экрана не эстетично и все в таком духе. Самое интересное, что в жизни у актрисы никакой щели между зубов не было. И, поскольку актриса на мой взгляд попадала в образ Канюкиной, как никто другой, я вызвал ее и снова отснял пробы. К счастью, на этот раз никакой щели на экране уже не было, и продюсер ее утвердил.
Хуже пришлось с ролью Зверева. Продюсер, члены редакторского совета, исполнительный продюсер – все считали, что поскольку фильм комедийный на такую ключевую роль нужно пригласить актера именно комедийного амплуа, тогда как Барковский был драматический актер. Пригласили на пробы Семена Фурмана, который здорово гримасничал в сцене. Было действительно смешно, Фурман, конечно, прекрасный актер. Но проблема была в том, что Зверева студенты должны были бояться, а образ созданный Фурманом был комичным и совсем не грозным. Но я остался в абсолютном меньшинстве: всему худсовету больше нравился Фурман. Надо сказать, что я очень переживал. Несколько дней ходил, не зная, как перевернуть ситуацию. Наконец, не созывая никакого общего собрания, пошел к продюсеру и сказал примерно следующее. По сюжету все студенты боятся свирепого декана, а над таким, которого создал Фурман будут только смеяться. История станет нелогичной и натянутой. Продюсер понял, что в моих словах есть правда и принял решение пригласить Фурмана на повторные пробы, чтобы тот сыграл уже без всяких смешных ужимок. Фурман пришел и сыграл, как его просили. Когда посмотрели материал, всем стало ясно, что он стал никаким. Так же я снял повторные пробы и Барковского. Эти пробы сравнили. Барковский был утвержден.
Вернемся к задачам режиссера. После утверждения актеров режиссер начинает с ними репетировать. Процесс начитается с разбора роли. У актера, так же, как и у режиссера появляется свое представление о герое. И эти представления часто оказываются очень разными. Как тут быть? Решение зависит от режиссера, если ему не нравится то, что предложил актер, актеру придется принять подход режиссера. В идеале хорошо отрепетировать все сцены. Если такой возможности нет, то нужно в первую очередь обратить свое внимание на сложные сцены. Под сложными сценами я подразумеваю сложно-постановочные сцены (например, драки) и сцены, где персонажи проявляют сильные чувства, эмоции. Остальные сцены, на которые не хватило для репетиций времени, нужно хотя бы разобрать. Т.е. актер должен знать, что его герой чувствует, хочет и думает в каждой сцене. Не допускайте того, чтобы актер попал на съемочную площадку, не до конца разобравшись в чувствах и поведении своего героя. Вы не можете терять дорогое съемочное время на объяснения во время съемок. На площадке вам нужно лишь подогнать заранее отрепетированную сцену к обстановке (интерьеру или натуре), в которой происходит действие.
Кроме вышеперечисленного режиссер в подготовительном периоде занимается еще одним важным делом – делает раскадровку (storyboard). Она представляет собой 2-х или 3-х мерные эскизы будущих кадров фильма, которые предстоит потом снять. Раскадровка делается, как от руки, так и с помощью специальных программ. В западном кинематографе раскадровку делают профессиональные художники. Естественно, по указаниям режиссера. Раскадровка, к примеру, подготовленная в специальной программе, выглядит, как готовый 3-D фильм. В отечественной практике повальной экономии режиссер, как правило, делает раскадровку сам, рисуя от руки. Для чего она нужна? Собственно раскадровка представляет собой съемочный план в картинках. Это режиссерский замысел, изложенный в кинематографическом формате, а не в форме текста. С ее помощью режиссер продумывает, как будет сниматься сцена: мизансценическое расположения актеров и их движение, расположение камеры, крупности планов и т.д. Другими словами на площадке режиссер не будет терять время, к примеру, на то, чтобы думать снимать актера средним или крупным планом. Ему не придется объяснять оператору, где должна стоять камера и в какой момент она должна начинать делать панораму или двигаться. Раскадровка позволяет оператору заранее продумать схему освещения и согласно ей, без лишних вопросов к режиссеру, расставить осветительные приборы, положить, при необходимости, рельсы для долли (dolly – тележка, на которой устанавливается камера для съемки с движения) и т.д. Таким образом, режиссер не отвлекается и может спокойно репетировать с актерами, оттачивая их игру.