Лекция 6.
Организация и оплата труда в образовательном учреждении
Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег.
Юзеф Бестер (польский афорист).
Деньги – это чеканенная свобода.
Ф.М. Достоевский.
Деньги не имеют значения – пока они у вас есть.
Джонни Миллер (р. в 1947, американский игрок в гольф).
Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь.
Проспер Мериме (1803-1870, французский писатель).
Выбирай, сказали ему: богатство или ум? Как умный человек он выбрал богатство.
Мечислав Шарган (р. в 1933, польский афорист).
Бедность не порок, но это единственное, что можно сказать в её пользу.
(Неизвестный автор).
План:
1. Своеобразие педагогического труда с экономической точки зрения.
2. Рабочее время как единица измерения педагогического труда. Три вида рабочего времени.
3. Заработная плата как инструмент экономического стимулирования
педагогических работников.
4. Оплата труда в образовательных учреждениях.
Своеобразие педагогического труда с экономической точки зрения
Педагогический труд – это планомерная совместная педагогическая деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества.
Своеобразие и сложность педагогического труда заключается в том, что он носит преимущественно интеллектуальный и творческий характер. Для педагогической деятельности характерна более высокая доля затрат именно живого труда при оказании образовательных услуг, чем при создании продуктов материального производства. Труд в сфере образования нестандартен, требует самоуправляемости и слабо поддаётся чёткой регламентации.
Педагогический труд индивидуален и неповторим.
Рабочее время как единица измерения педагогического труда.
Единицей измерения труда педагогических работников выступает рабочее время.
С юридической точки зрения рабочее время – это часть суток, в течение которой человек работает на предприятии, в организации или учреждении.
С экономической точки зрения рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора исполняет свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
По действующему трудовому законодательству различают три вида рабочего времени: нормальное, сокращённое и неполное.
Продолжительность ежедневной рабочей смены в любом случае определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиком (расписанием) работы (сменности), утверждённым администрацией учреждения с учётом специфики работы, соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.
Трудовой кодекс РФ устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. При этом ст. 92 трудового кодекса РФ предусматривает, что для определённых категорий работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени:
СТ 92 ТК РФ Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю; для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю; для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Поэтому в соответствии с Трудовым кодексом и законом РФ «Об образовании в РФ» для педагогических работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
Следует отличать понятие «сокращённое рабочее время» от неполного рабочего времени. Разница заключается в том, что при работе на условиях неполного рабочего времени труд работника оплачивается пропорционально отработанному им времени или в зависимости от объёма выполненных работ, а при сокращённом – в полном объёме.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание детей, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности занятий и других особенностей работы образовательного учреждения).
Например, 18 часов в неделю продолжительность рабочего времени у учителей 5-11 классов образовательных учреждений, учителей дефектологов и логопедов учреждений здравоохранения и соцзащиты, педагогов дополнительного образования;
20 часов в неделю – у учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных учреждений;
25 часов в неделю – у воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
36 часов в неделю – у старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов и др.
Нормируемая часть рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между учебным занятием, устанавливаемые для обучающихся. При этом продолжительность урока, занятия может быть как 45 мин, так и менее – 40 и даже 30 мин.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматриваются уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчёта получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.
Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается, исходя из затрат времени в астрономических часах.
Другая часть педагогической работы работников, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизирована по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками. Она регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает в себя:
● выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
● организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
● время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
● периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдение за выполнением режима дня воспитанников, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени;
● выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплаты труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами).
Трудовой кодекс выделяет два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:
● по инициативе работника – совместительство;
● по инициативе работодателя – сверхурочная работа.
Кроме того, работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительств а. Для этого разрешения администрации по основному месту работы не требуется.
Режим рабочего времени образовательного учреждения – это распределение работы в течение конкретного календарного периода (дня, недели, месяца).
Ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
В отличие от других категорий работников у педагогов граница между рабочим и внерабочим временем очень подвижна. С экономической точки зрения внерабочее время включает в себя следующие периоды:
● время, связанное с работой в учреждении (передвижение к месту работы и обратно, обеденный перерыв);
● время на домашний труд и другие бытовые потребности (уборка по дому, приготовление пищи, уход за детьми и др.);
● время на удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, уход за собой);
● свободное время человека (активный отдых, чтение литературы и др.).
Заработная плата как инструмент экономического стимулирования