Классификация видов агрессии




Основание классификации Виды агрессии
По направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
По причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, несправоцированная агрессия при психических заболеваниях)
По целенаправленности Инстументальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющийся больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и прочее
По открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы "не в духе", срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка; и прочее
По форме проявления Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса, и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
         

В рамках концепции агрессивного поведения крупнейшего представителя динамической психиатрии Г. Аммона выделены варианты агрессивного поведения.

Конструктивный – открытое проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом. Допускает развитие и изменение каждого индивида в группе, способствующей формированию деловых отношений.

Деструктивный – прямое проявление агрессии, связанное с нарушением морально-этических норм и правил поведения, препятствующее развитию межличностных отношений и разрушающее их (делинквентное поведение).

Дефицитарный, который характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов. Характерен для пациентов с психосоматическими заболеваниями.


По смыслу и способам своей реализации альтруизм и агрессия являются двумя противоположными стратегиями в отношении другого человека. Судьба этих двух моделей отношений в психологии состоит по-разному.

Агрессии обычно уделяют больше внимания в научных статьях и выступлениях. Одновременно альтруизм имеет скорее социально-нравственный, духовно-ценностный, а не научный характер освещения. Вместе с тем на страницах газет и с телевизионных экранов, в художественной литературе и в документальной хронике приводится немало примеров проявления как альтруизма, так и агрессии: кто-то не пришел на помощь другому, хотя мог бы, а кто-то помогает людям, не задумываясь над собственной выгодой.

Возникают вопросы: «Что же движет людьми, когда они совершают агрессивные, эгоистичные или альтруистические поступки по отношению к другому? Почему и когда люди проявляют агрессию и альтруизм? Каким образом можно повлиять на эти проявления? »

Относительно альтруизма, то это понятие в социальной психологии толкуется, во-первых, как мотив предоставления кому то помощи, который не связывается сознательно с собственными эгоистичными интересами, во-вторых, как поступки, направленные на благо другого человека, притом, что есть выбор, осуществлять их или нет; в-третьих, как помощь другому, что не требует вознаграждения, без свидетелей, ценой возможных собственных потерь.

Альтруизм в его самом кратком и точном определении — это бескорыстное оказанием помощи людям. Альтруист помогает другим людям всегда, в том числе тогда, когда ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Исполненный чувства сострадания к людям, он может отдать свое совершенно незнакомому человеку, не ожидая ни благодарности, ни вознаграждения.

Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя альтруистически. Тот или иной конкретный ответ на данный вопрос, как показывает практика, зависит от индивидуальных психологических особенностей того ученого, который этот ответ предлагает. Если сам он как человек убежден в том, что люди никогда и ничего не делают даром или просто так, не рассчитывая на определенную выгоду (она также может пониматься по-разному, как идеалистически, так и материалистически), то в объяснениях альтруистического поведения такой ученый обязательно ищет и находит какую-то "выгоду". Если он сам представляет собой по-настоящему альтруистическую личность, то соответственно объясняет подобное поведение других людей, подчеркивая отсутствие в нем и в его мотивации какой-либо выгоды.

В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социального поведения, сложились две противоположные точки зрения: биологическая и социальная. Биологическая точка зрения на происхождение альтруизма заключается в том, что он как потребность и форма поведения считается врожденным, унаследованным человеком от животных. Эта точка зрения обосновывается тем, что не только у человека, но и у животных, особенно высших, можно наблюдать случаи заботы друг о друге и оказания помощи друг другу. Кроме того, у детей довольно рано можно заметить альтруистические тенденции в поведении, и этот факт рассматривается также как косвенное подтверждение врожденного происхождения альтруизма.

Не менее убедительными представляются, однако, и доказательства социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения. Они сводятся к следующему. Если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.

Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: "корыстные" и "бескорыстные". В первых утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь. Во вторых теориях содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно. Предлагаются следующие варианты "корыстного" объяснения альтруистического поведения.

  • 1. Теория социального обмена. Согласно этой теории любое взаимодействие и любые взаимоотношения людей в обществе управляются так называемой "социальной экономикой". Альтруизм — это, по мнению сторонников данной теории, обмен психологическими "услугами" между людьми: признанием, любовью, уважением, расположением и т. п. Поступая альтруистически, человек это делает расчетливо — надеясь на такие же ответные отношения. Он, однако, организует свои альтруистические действия таким образом, что ему удастся "заплатить меньше", а "получить взамен больше".
  • 2. Теория замаскированного эгоизма. В этой теории утверждается, что люди проявляют альтруизм, чтобы получить самоудовлетворение, гордиться собой, заслужить расположение тех, кому они оказывают помощь, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства или удовлетворить иные, сугубо личные потребности.

Альтернативу этим теориям составляют объяснения, где не подчеркивается выгода, извлекаемая альтруистом для себя, или рассматриваются случаи, когда человек никак не может объяснить свое альтруистическое поведение. Примеры таких "бескорыстных" теорий следующие.

1. Теория эмпатии. В данной теории содержится мысль о том, что альтруистическим поведением руководит естественная способность человека сочувствовать и сопереживать людям. Такое чувство всегда возникает у человека, если он видит, как страдают другие люди, и этого вполне достаточно для проявления альтруистического поведения.

2. Социально-нормативная теория. Согласно этой теории люди ведут себя альтруистично по той причине, что они усвоили социальную норму, которая предписывает всем людям всегда вести себя подобным образом. В качестве такой нормы могут выступать, например, предписания верующим, содержащиеся в том или ином религиозном учении, или норма социальной ответственности, входящая в состав ценностей соответствующего общества.

Наряду с описанными выше объяснениями, существует и эволюционно-биологическое объяснение альтруизма. Оно исходит из предположения, что склонность к альтруистическому поведению заложена в генетической программе развития не только человека, но и многих, прежде всего высших, животных. Сторонники этой теории, наблюдая поведение зверей, направленное на оказание помощи себе подобным, делают вывод о том, что альтруистическое поведение имеет биологическую основу, что в его основе лежит инстинктивное стремление к поддержанию и сохранению рода: "Наши гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство".

Соответственно существует и ситуационное объяснение альтруизма, то есть ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделяют следующие факторы:

• присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;

• реакции значимых людей на свое поведение;

• принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку;

• подражание другим людям;

• сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;

• тендерный фактор;

• возрастной фактор;

• собственное психологическое состояние человека в данный момент времени;

• индивидуальные особенности человека;

• отношение человека к религии.

В присутствии других людей, которые являются свидетелями его поступка, человек будет более склонен вести себя альтруистически, чем в анонимной ситуации, когда никто за ним не наблюдает. Это объясняется стремлением человека хорошо выглядеть в глазах окружающих его людей. Если за человеком наблюдают значимые для него люди, чьим личным расположением он особенно дорожит и кто сам ценит альтруизм, человек будет еще более склонен к проявлению альтруизма, чем в описанном выше случае. Если возникает опасность того, что, отказав в помощи другому человеку, индивид будет нести за это персональную ответственность, например ответственность по закону, то он, естественно, будет склонен проявлять альтруизм, хотя и не по своему желанию или убеждению.

Маленькие дети обычно проявляют альтруизм, просто подражая взрослым людям и другим детям, и это происходит задолго до того времени, когда они осознают необходимость вести себя подобным образом даже в том случае, если другие люди ведут себя иначе. Следствием простого подражания альтруизм может стать в группе или в толпе, когда другие люди, окружающие данного человека, ведут себя альтруистически.

Замечено, что мы не только проявляем симпатии в отношении тех людей, кто на нас похож, но и в большей степени стремимся помогать именно таким людям. В данном случае альтруистическое поведение управляется соответственно сходством или отличием тех, кому мы помогаем, от нас самих.

В большинстве современных культур принято считать мужчин сильным, а женщин — слабым полом. Такое отношение к людям разного пола предписывает мужчине оказывать помощь женщине во всех ситуациях, где речь идет о недостатке физических усилий или об оказании чисто физической помощи. Поэтому нормы культуры предписывают мужчинам в подобных социальных ситуациях вести себя альтруистически по отношению к женщине. Если же ситуация такова, что мужчине требуется женская помощь, то подобным образом ведут себя женщины. Это — мотивация альтруизма, основанная на гендерных различиях.

Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда необходимо оказать помощь человеку определенного возраста. Признано, что дети и пожилые люди больше нуждаются в помощи, чем люди среднего возраста. Поэтому в отношении этих двух возрастных категорий людей проявляется больше альтруизма, чем в отношении взрослых людей, которые способны сами себе помочь.

Все три оставшихся фактора (собственное психологическое состояние человека в данный момент времени; индивидуальные особенности человека; отношение человека к религии) имеют отношение к индивидуальным особенностям человека, проявляющего альтруизм. Следовательно, объясняя альтруистическое поведение, необходимо принимать во внимание состояние (настроение) как того, кто проявляет альтруизм, так и того, кто принимает альтруистическую помощь. Имеются личностные свойства, которые способствуют или препятствуют проявлениям альтруизма. Содействуют такому поведению, например, эмпатия, доброта, ответственность, порядочность, а мешают эгоизм, агрессивность, черствость и безразличие к людям.

Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и взаимно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые предпочтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивидуальных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруизма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.

Так называемый чистый (настоящий, аутентичный) альтруизм, который не рассчитывает на благодарность в великих гуманистических учениях, в классической мировой литературе, именно такой альтруизм описывался и прославлялся как наивысшая ценность человечества, как лучший образец для подражания.

Вместе с тем известно немало примеров, когда альтруистическое поведение проявляется на публике и когда альтруистический поступок не обязательно лишен личной выгоды. В частности, многие поп-звезды имеют определенные преимущества, когда жертвуют временем и деньгами ради тех, кто нуждается, ведь своими альтруистические действиями способствуют популярности собственных записей.

То же самое можно сказать и о бескорыстности альтруистического поведения: в некоторых случаях она явно или скрыто, но вознаграждается. В этом контексте возникает и такой вопрос: «А есть ли альтруистический поступок человека, который помогает злостному преступнику?»

Как следует из приведенных соображений, альтруизм, с одной стороны, характеризуется как действие, которое ничего не предусматривает взамен, а с другой - поступок, который может осуществляться на людях и по какому альтруист может получить вознаграждение.

Однако и в первом, и во втором случае - это помощь другому. Кроме того, такая сфера проявлений человеческой личности приобретает смысл только в системе определенной социальной деятельности, то есть только широкий социальный контекст позволяет правильно интерпретировать альтруизм.

Важной проблемой, которая дает возможность понять природу альтруизма, является проблема мотивов, на которой он основывается. Теория социального обмена (согласно которой человеческое взаимодействие представляет собой своего рода соглашения, которые ставят своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «расходы») альтруизм объясняют следующим образом: человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой».

Речь идет о том, что человек в ходе взаимодействия обменивается не только товарами, деньгами, другими благами, но и любовью, статусом, информацией и др. При этом происходит уменьшение расходов и увеличение вознаграждений. Но это вовсе не означает, что человек сознательно рассчитывает на вознаграждение. Просто, как утверждают представители теории социального обмена, именно анализ затрат и вознаграждений (или уменьшится чувство вины, или увеличится уважение) и желание достичь максимально положительного для себя результата определяют наши альтруистические поступки.

В ходе экспериментов такие мотивы, как моральные обязательства, эмпатии (сочувствие), желание ответить на аналогичную услугу (отплатить добром за добро), повышение самооценки, стремление к признанию, были признаны альтруистическими.

Доказано положительную связь между хорошим настроением и оказанием помощи:

  • готовность помочь возрастает при условии хорошего настроения (отсутствие опасности), вызванного успехами и приятными воспоминаниями;
  • плохое настроение (наличие опасности), когда человек сосредоточен на себе, подавляет альтруизм.

Отдельные данные подтверждают тот факт, что зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе.

Известно немало фактов, которые свидетельствуют прежде всего о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи.

Вместо этого, по результатам исследований, одни действия по оказанию помощи являются явно эгоистичными (чтобы заслужить одобрение, избежать наказания, стать частью определенной группы и т.п.), вторые - почти эгоистичными (облегчить внутренний дистресс), третьи - собственно альтруистические, направленные на увеличение чьего то блага (забота о благополучии других, а не о своей личной).

Кроме этого, есть исследования, в которых приводятся мотивы, которые мешают альтруистическому поведению. Среди причин не предоставления помощи чаще всего называются следующие: дефицит времени (человек, который спешит, менее всего склонен оказать помощь), стресс, опасность, материальные расходы, некомпетентность.

Согласно уже упоминаемой теорией диадного взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли), люди, находясь в зависимости друг от друга, вступают в мимолетные отношения и тем самым пытаются получить вознаграждение. Авторы теории допустили такую ситуацию, когда взаимосвязанные индивиды трансформируют мимолетные отношения, основанные на понятиях вознаграждения и расходов, в отношения альтруистические (просоциальные), осуществление которых может быть желательно для взаимозависимых партнеров. Такое желание определяется многими факторами: сочувствием, переосмыслением своего характера и т.д.

В ходе дальнейших исследований в рамках межличностного подхода были получены результаты, согласно которым в условиях близких отношений особое значение придается солидарности, межличностной гармонии, сплоченности, справедливому распределению вознаграждения, а по условиям этажных отношений - распределение вознаграждения соответственно вкладу каждого в выполненное задание.

Было также доказано, что при мимолетных отношениях, которые действуют между людьми незнакомыми или малознакомыми, человек руководствуется эгоистичными мотивами, ведь старается достичь максимального вознаграждения, а в условиях близких (между друзьями) - попыткой облегчить страдания индивида, но никак не учитывает благополучие другого.

Итак, рассматриваемая модель взаимодействия свидетельствует, что человек более склонен оказывать помощь тому, с кем его соединяют близкие взаимоотношения, а не тому, с кем вступает в отношения обмена. Правда, когда в мимолетных отношениях предусматривается услуга в ответ, то взаимодействие может приобрести другой окрас.

Результаты исследований показали, что готовность оказывать помощь близкому человеку возрастает, если тот, кто и получает, находится в состоянии горя, печали, т.е. речь идет о альтруизме, основанном на соболезновании. Была также проведена серия опытов, в которых зафиксировано, что атрибутивное перевоспитание повышает желание участвовать в социально значимых действиях, т.е. оно направляется на формирование альтруистического поведения и способствует его закреплению.

Альтруистические действия связанны с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства.

В связи с этим были выделены нормы, которые мотивируют альтруизм:

  1. взаимность;
  2. справедливость;
  3. социальная ответственность.

Исследователи утверждают, что норма взаимности является моральным кодом и предполагает, что люди, прежде всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог.

Относительно норм справедливости, то ими проверяется благо и недостаток этого блага. Более того, людям свойственно верить в справедливое существование. Поэтому каждый получает то, что заслуживает. Конечно, индивид сочувствует и прибегает к альтруистическому действию тогда, когда судьба другого кажется ему незаслуженно плохой.

Социосистемный подход означает учет благоприятных и сдерживающий факторов, влияющих на альтруизм.

Исследователи выделили такие сдерживающий факторы, которые ослабляют альтруистический поступок:

  • безответственное поведение жертвы,
  • гипертрофированное понимание внутригрупповой солидарности,
  • внешний вид жертвы и др.

Относительно нормы социальной ответственности, то она предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые зависят от вашей помощи.

Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условиях готовность прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа.

Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи:

  • размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех);
  • общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивного поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасное событие);
  • боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи).

С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизма - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.

Рассмотренные выше подходы к проблеме альтруизма имеют много общего. В частности, каждая из перечисленных теорий предлагает два типа просоциального поведения: обмен по схеме «я - тебе, ты - мне». Каждая из них также предлагает широкие возможности понять мотивы и причины двух типов альтруизма: основанного на взаимном обмене и того, который не предусматривает никаких дополнительных условий.

В конце концов, каждый из подходов в той или иной мере ищет и моделирует условия для формирования устойчивой альтруистической установки у человека. Считается, что альтруизм может передаваться детям, во-первых, как часть семейного сценария, привычная модель поведения, во-вторых, путем подражания; в-третьих, через телевизионно - просоциальные модели влияния.

Практика показывает, что более эффективным является то обучение альтруизму, которое не прибегает к средствам наружной стимуляции: поощрение и наказание - ведь добрые дела не приобретаются, а осуществляемые по велению сердца, совести и чести. Знание причин, что тормозят проявление альтруизма, а также условий, способствующих альтруистическому поведению, помогают людям стать более внимательными к окружению.

В целом можно назвать ряд рекомендаций, которые станут полезным тому человеку, который хочет научиться помогать:

  • уважать того, кому помогает, иметь к человеку, который нуждается в помощи, гуманные, теплые чувства;
  • стараться быть независимым от того, кому помогает и не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогает;
  • предоставить человеку право оставаться таким, каким он есть;
  • помнить, что помощь должна соответствовать потребностям реципиента.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: