Основные законы политики.




Совершенно очевидно, что политика и сама политическая деятельность как реальная политика осуществляются по определенным законам. Суть основного закона политики — обеспечение оптимального функционирования и развития общества, данной социальной группы, индивида в соответствии с объективно происходящими процессами. Для реализаций этого основного закона необходимы условия. Главным таким условием выступают учет и знание объективной закономерности. Еще древние говорили: «Предупрежден, значит вооружен». Отсюда — знать надо не только цель (дорогу), но и средства ее достижения.

Важнейшим законом политики является, знание, учет всей совокупности объективных и субъективных процессов. Учет и знание объективных тенденций развития необходимы для того чтобы учесть, во-первых, собственные силы и возможности; во-вторых, возможности, заключенные в окружающих условиях, в-третьих, для того чтобы отделить закономерное от стихийного, необходимое от случайного. Еще в древности люди просили Всевышнего о даровании им терпения, чтобы они смогли выдержать то, что невозможно изменить, решимости и мужества, чтобы исправить то, что еще можно, а также мудрости отличать первое от второго.

Основа политики — из двух зол выбирать меньшее, так как лишь таким путем возможно обеспечить оптимальную самореализацию субъекта в данных условиях.

Исторический опыт свидетельствует о том, что успех в осуществлении политики сопутствовал лишь тогда, когда политика соответствовала историческим тенденциям общественного развития. И напротив, политика терпела поражений тогда, когда деятельность противоречила развитию объективных процессов. Поэтому если бы лидеры СССР знали объективные законы и тенденции и учитывали их в своей практической деятельности, то они не провозглашали бы утверждения в пашей стране развитого социализма, что означало явную утопию. И жизнь отомстила за игнорирование объективных законов и тенденции.

В свою очередь если бы нынешние правители придерживались объективных законов, то они не насаждали бы в стране западные порядки, которые противоречат развитию российского общества и его историческим тенденциям, сложившимся под влиянием совокупности условий.

Вместе с тем политика может рыть правильной лишь при том условии, если будет осуществлен учет не только всеобщего, но и данного, конкретного. Поскольку политика и политическая деятельность направлены на оптимальную самореализацию данного явления или процесса, то важнейшим законом политики политической деятельности выступают учет, использование и мобилизация собственных ресурсов на обеспечение успеха. В то же время в качестве важнейшего закона политики выступает оптимальное использование всего положительного, что содержится в окружающих условиях.

Но человек, класс, общество в целом должны не только исходить из объективных законов и учитывать их в своей деятельности, но и активно влиять на ход событий в своих интересах. Из этого следует, что важнейшим законом политики должно быть сознательное воздействие на объективные процессы путем умелого использования и манипулирования ими. А для этого необходимо знать не только внутренние Процессы и тенденции, но и: внешние условия, уметь отделять важное от неважного, существенное от несущественного и т.д. Политика — в конечном счете это стратегия выживания, функционирования и развития определенных социальных субъектов. В таком случае она сводится к обеспечению максимальных результатов при минимальных затратах.

Одним из важнейших законов политики является учет не только нынешней ситуации, но и предвидение возможных последствий будущего. Закон политики и политических действий — смотреть не назад, а вперед. При этом, если политика верна, то следует идти до конца, не боясь рисковать в политике. Риск оправдан, если он ведет к успеху. Необходимо вычислить, предусмотреть, скомбинировать, а потом уже действовать. При этом не гнаться за временными успехами, а добиваться стратегических результатов,

Важнейшим законом политики и политической деятельности является закон: не навреди тому социальному целому, к которому принадлежит данный субъект. Это означает необходимость осуществления политики и политических действий в рамках общечеловеческих моральных норм и правил. Иначе говоря, при осуществлении политики и обеспечении собственных целей необходимо ставить интересы целого выше интересов его частей.

В случае нарушения каких-либо принципов морали функционирования социального целого подобное нарушение может быть оправдано лишь в той мере, в какой оно диктуется необходимостью. Причем достигнутый результат должен превышать потери, с которыми были сопряжены те или иные политические действия. В случае же если политический результат выходит за границы морали, достигается путем попирания принципов нравственности, то может наступить «моральное воздействие». Отсюда следует единство цели и средств ее достижения.

Поскольку в политике ставятся различные социальные цели, то это приводит к наличию различных сфер (или направлений) политики. Обычно различают внутреннюю и внешнюю политику. Что касается внутренней политики, то кней относятся экономическая, экологическая, социальная, правовая, культурная и идеология.

Политика как декларирование действий включает; в себя следующие компоненты:

-описание модели желаемого общества;

-описание того уровня, на котором находится общество в данный момент;

-стратегию и тактику достижения предлагаемой модели общества от данного уровня его развития;

- идеологический аспект, т.к. утверждение и разъяснение того какие социальные слои и группы участвуют в политике и какие они выражают интересы.

Важной стороной содержания политики (как декларации) являются политические оценки событий, структур, организаций, людей, их действий.

Выработка и реализация политики осуществляется в практической политической деятельности.

Учитывая максимальный радиус действия общественных изменений в отношениях классового господства и отношениях власти, вызванных политической деятельностью, можно определить типы политических действий (изменений):

Первый тип политических действий (изменений) - революция. Это «быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Петр Штомпка). Выделяют следующие черты (результаты) данного политического изменения: во-первых, насильственное изменение существующего политического режима; во-вторых, замена неспособной политической элиты или правящего класса; в-третьих, кардиальные изменения во всех важнейших институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях; в-четвертых, радикальный разрыв с прошлым; в-пятых, изменение нравственности и воспитания, создается новый человек (Шмуэль Эйзенштадт).

Особое значение придается освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции создают новый и лучший социальный порядок. Революции приводят в сфере отношений классового господства к смене правящего класса, в сфере власти — к смене правящей группы при помощи насилия по отношению к прежним привилегированным классам. В политологии дается следующая классификация революций: 1) Политические революции на уровне государства – они лишь изменяют легитимизацию существующих государственных институтов (Французские революции 1830 и 1848 гг.). 2) Связанные с преобразованием общества (во Франции в 1789 г., в России в 1917 г.). 3) Революции, создающие новое государство (Американская революция 1787 г.)

Второй тип политических действий (изменений) - реформы, являющиеся целенаправленной деятельностью группы людей или личности; эта деятельность регулирует — в силу имеющейся власти — общественные отношения между общественными классами (группами) во имя сохранения существующего общественного порядка. Реформы могут проводиться с использованием либо легальных средств, либо средств насилия, но в любом случае они носят эволюционный характер.

Третий тип политических действий (изменений) – это политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовые перевороты, военные заговоры. Действия такого типа ведут лишь к изменениям в сфере власти, в первую очередь к персональным изменениям в главном центре принятия политических решений путем использования прямого физического насилия. Государственные перевороты — это, как правило, дело рук представителей аппарата власти или самих правящих классов и групп, тогда как путч - дело политических аутсайдеров. В отличие от революций и реформ политические перевороты не ведут непосредственно к формационным изменениям, т. е. не меняют общественно-экономическую формацию данной страны.

В политологии выделяют также и такие типы политических действий (изменений) как реставрация и пересмотр конституции.

Приведенная типология политических действий (изменений) может быть базисной, так как она построена с учетом существенных особенностей данного вида человеческих действий. Другие типологии имеют подчиненное, дополняющее значение, ибо учитывают также интересные с политической точки зрения особенности действий субъектов политики.

«Варианты политической структуры мира ХХI»

«Прогнозы ученых-политологов относительно будущего устройства мира после распада Ялтинско-Потсдамской системы условно делятся на три группы:

1.

1. Мир становится более гомогенным вследствие развития процессов глобализации. Причем глобализация обычно рассматривается как распространение западных моделей, ценностей, институтов и т.п. на весь мир. Установочными в этом плане принято считать работы Фукуямы, в частности «Новые размышления: Крайний » (1999). Возражение: нет оснований считать, что мир становится все более однородным и более упрощенным. Свидетельство – противоречивость процессов глобализации.

2. Прямо противоположный первому. Представители его пишут о цивилизационном расколе. Причем основания такого раскола различны. По Хантингтону обостряющееся разделение нацивилизации: западную, латиноамериканскую, африканскую, исламскую, конфуцианскую, индуистскую, православно-славянскую, японскую. По Олвину Тоффлеру цивилизационный разлом иного рода: сельскохозяйственная, индустриальная и постиндустриальная. По Владиславу Иноземцеву раскол из-за резкого перепада в степени профессионализма. По Валлерстайну раскол из-за уровня социально-экономического развития стран (высокий, средний и низкий, которым соответствуют центр, полупериферия и перифирия мир-системы). В этих и других аналогичных концепциях, прогнозирующих дальнейшую дифференциацию мира, особо указывается на реальные и потенциальные конфликты. Возражение: Раз есть целый ряд оснований для раскола, то глобальное столкновение маловероятно, т.к. многие противоречия накладываются друг на друга, пересекаются.

3. Совмещение обеих современных тенденций – интеграции и универсализации с одной стороны и обособление - с другой. На это одновременное действие в начале 1990-х годов обратил внимание Бенджамин Барбер, а за ним и другие. Адам Ротфельд: международные отношения определяются как центростремительными процессами (глобализацией и интеграцией), так и центробежными (фрагментацией). Американский политолог Джеймс Розенау создал особый термин для того, чтобы отразить такое переплетение направлений развития – фрагмегративность (совмещение фрагментации и интеграции).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: