Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы.
«Современные образовательные технологии
В художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Тема: «Три китули, три кита, три товарища!»
Составитель:
Юдакова Л.Г.,
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 35
Екатеринбург, 2019
Технологическая карта
Организации непосредственно образовательной деятельности с детьми
Художественно-эстетическое развитие. «Музыка».
Тема: «Три китули, три кита, три товарища!»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Форма НОД: групповая.
Методы и приемы музыкального развития используются в комплексе:
Словесные методы: объяснения,указания; словесные приёмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы).
Практические методы: игровые приёмы; повторение; сочетание приёмов; метод рассказа; объяснение; наглядные методы; музыкальные иллюстрации; игровые методы.
Наглядные методы: наглядно-слуховые приёмы; наглядно-зрительные приёмы; приёмы, активизирующие эмоциональную отзывчивость.
Средства и материалы: аудиозаписи (П.И.Чайковский «Вальс цветов», С.В.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский «Камаринская»), видеоматериалы (видео-ролик «Три китули, три кита, три товарища», детские музыкальные инструменты (ложки, маракасы, треугольники, трещотки), наглядные материалы (картинки с изображением жанров: песня, танец, марш; портреты композиторов П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова), музыкальный центр; usb-носитель с музыкой, проектор,«Музыкальный кейс», круг «Луллия»; презентация.
Цель: Приобщать к музыкальному искусству; развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формировать основы музыкальной культуры.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Образовательные: 1. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 2. Познакомить с композиторами (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов) 3. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм), жанрами. 4. Расширение словарного запаса (жанр, композитор, песня, танец, марш, вальс, полька, пляска, кейс, дирижер, оркестр). Развивающие: 1. 1. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; формировать музыкальный вкус. 2. 2. Развивать детское музыкально-художественное творчество, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. 3. 3. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Воспитательные: 1. 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. 2. 2. Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности; удовлетворение потребности в самовыражении. Слушание: 1. Продолжать развивать навыки восприятия музыки. 2. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. 3. Развивать музыкальную память. 4. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти и слуха. Игра на детских музыкальных инструментах: 1. 1. Совершенствовать ритмический и тембровый слух. 2. 2. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. 3. 3. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности (игра в оркестре). Музыкально-ритмические движения: 1. 1. Развивать танцевально-игровое творчество. 2. 2. Способствовать умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. 3. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Знакомство. Приветствие. | Давайте познакомимся, мои друзья! Меня зовут Людмила Григорьевна. Хочу позвать сегодня вас, В мир музыки чудесной. Все будем вместе мы играть, Нам будет интересно. Сейчас мы нежно прикасаясь ладонями, называя свое имя, будем передавать друг другу хорошее настроение. | Педагог встречает детей и предлагает встать в круг | Дети делают круг Прикасаются ладонями, называют свое имя по кругу. | Эмоциональный настрой на музыкальное занятие Приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. |
Музыкальное приветствие. | Ребята, присаживайтесь на свои стульчики, давайте с вами поздороваемся по музыкальному. | Играет на музыкальном инструменте, здоровается по музыкальному с детьми. Педагог: «Здравствуйте, ребята». | Ребята здороваются с педагогом по музыкальному. Дети: «Здравствуйте». | Заинтересованность детей. |
Артикуляционная гимнастика «Язычок». | Как-то грустно мы поздоровались, язычок наверно спит, не проснулся. Давайте-ка мы поиграем с язычком и разбудим его. Тогда язычок и горлышко проснутся и вместе запоют весело и дружно песенку-приветствие. Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры, постукивая кончиками пальцев по лицу. Лицо должно как-бы загореться. Жил да был Веселый Язычок. Покажите язычок. У Веселого Язычка был домик. Что это за домик? Догадался? Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Зубки решили поиграть с язычком и начали его будить (Кусаем язык с правой стороны и с левой). Язычок проснулся и показался (высовываем язык вперед, назад и кусаем его). Выглянул, посмотрел на солнышко (дотягиваемся до носа вверх) и опустился вниз (к подбородку). Язычок решил пошалить, поиграл с щечками (футбол, вправо, влево), поиграл с зубками (облизываем зубы верхние и нижние). Поиграл с солнышком, начал прыгать (достаем до нёба, как лошадка). Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Расслабим мышцы голосового аппарата (скрипим голосом). | Эмоционально включает в действие | Дошкольники смотря на педагога делают артикуляционную гимнастику. | Приготовление артикуляционного и голосового аппарата. |
Музыкальное приветствие. | Ну что, ребята, попробуем спеть песенку-приветствие? | Играет на музыкальном инструменте, здоровается по музыкальному с детьми. Педагог: «Здравствуйте, ребята». | Ребята весело и дружно здороваются с педагогом по музыкальному. Дети: «Здравствуйте». | Заинтересованность детей. |
Сказка о трёх китах в музыке. | Сейчас я вам расскажу сказку о трёх китах. А мне помогут мои верные помощники, это музыкальный кейс, в нем хранятся разные сюрпризы и музыкальный круг, на котором живут композиторы и музыкальные произведения. Жили - были в море Музыки три кита. Одного кита звали «Танец», другого кита звали Песня, а третьего кита звали – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный? «Послушайте, друзья, – говорит кит по имени Танец, я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдётся». Тут Кит Песни ему возражает: А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстаётся. С песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, когда надо, и утешу». Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстаётся. Я и в труде, в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. Спорили они, спорили и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Обратились киты к композитору Дмитрию Дмитриевичу Кабалевскому: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки?» Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил: «Песня, Танец и Марш - основные жанры музыки. Все они одинаково важны, потому, что музыка на этих «Трёх китах» держится». | Педагог предлагает детям посмотреть на экран и послушать музыкальную сказку. | Дети выражают собственные мысли. Смотрят презентацию (слайды трёх китов: песня, танец, марш; композитор Д.Б.Кабалевский; видео-ролик). | Дети размышляют. Заинтересованность детей. |
Слушание музыкального произведения П.И.Чайковский «Валь-цветов» и игра с кругом «Луллия». | Ребята, сегодня мы с вами послушаем музыкальные произведения и подумаем, к какому жанру они относятся. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы видим русского композитора П.И.Чайковского. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Чайковский является одним из величайших композиторов мира. Сейчас мы послушаем его музыкальное произведение «Валь-цветов» из балета «Щелкунчик». Ребята, какой это кит? (танец). А вы знаете, что танцы бываю разными. Какие вы знаете танцы? (вальс, полька, кадриль, полонез, гавот). Так какой это бы танец? (вальс). Ну конечно же это вальс. А какого характера была эта музыка? (музыка сказочная, лиричная, нежная, певучая, светлая, радостная, кружащаяся). А что вы представляли себе, слушая эту музыку? Я вам предлагаю подойти к музыкальному кругу и правильно выложить музыкальную схему. Найдите композитора с которым мы с вами познакомились, картинку к произведению вальс-цветов, жанр произведения и нам нужно выбрать цвет музыкального произведения. | Педагог рассказывает детям о композиторе П.И.Чайковском, знакомит их с его произведением «Вальс цветов». Приглашает ребят к музыкальному кругу, чтобы соединить схему. | Дети слушают музыкальное произведение, анализируют, определяют жанр, характер, темп. Дети рассуждают, дают ответы на вопросы. Дети подходят к музыкальному кругу, соединяют 4 круга, композитора, произведение, жанр и характер. | Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку. Работа с кругом «Луллия». Закрепление полученных знаний. |
Слушание музыкального произведения С.В.Рахманинова «Итальянская полька» и игра на музыкальных инструментах. | Давайте посмотрим на экран. Это музыкальный композитор, пианист и дирижёр С.В.Рахманинов. Мы послушаем его музыкальное произведение «Итальянская полька». Ребята, какой это кит? (танец). А какой это танец? (полька). Какого характера была эта музыка? (веселая, игривая, танцевальная, грациозная, задорная. Какой был темп? (быстрый). Какой музыкальный инструмент играл? (фортепиано). Правильно, ребята, полька это быстрый живой танец. Я вам предлагаю подойти к нашему музыкальному кругу, выложить схему. А теперь давайте подойдем к нашему кейсу и посмотрим, что же там лежит. Да это же муз.инструменты. Ребята, выбирайте инструменты. Мы с вами превратимся в оркестр. Я буду дирижером, а вы будете играть на инструментах. Скажите пожалуйста, у кого какой инструмент? (ложки, маракасы, колокольчики, трещотки). Прежде чем мы начнем играть под музыку, давайте посмотрим на карточки. Первую карточку нам сыграют ложки, вторую-маракасы, затем колокольчики и третью-трещотки. Теперь мы готовы играть под музыку. | Педагог рассказывает детям о композиторе С.В.Рахманинове, знакомит их с его произведением «Итальянская полька». Беседа о музыкальном произведении. Игра на музыкальных инструментах по карточкам. Игра на музыкальных инструментах под музыку С.В.Рахманинова «Итальянская полька». | Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку. Дети подходят к музыкальному кругу, соединяют 4 круга, композитора, произведение, жанр и характер. Дети подходят к музыкальному кейсу и выбирают музыкальные инструменты. Рассказывают какие у них в руках инструменты (ложки, маракасы, колокольчики, трещотки). Работа с ритмическим рисунком. Игра на муз.инструментах под музыку. | Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку. Работа с кругом «Луллия». Закрепление полученных знаний. Ритмичная игра на музыкальных инструментах под музыку. Совершенствовать ритмических слух. |
Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Камаринская» и импровизационная пляска детей под музыку. | Ну и еще у нас есть последнее произведение музыкального композитора, посмотрите на экран, это опять П.И.Чайковский и его музыкально произведение «Камаринская». Ребята, какой это кит? (танец). А какой это танец? (крестьянская пляска). Какого характера была эта музыка? (веселая, плясовая, задорная. Какой был темп? (быстрый). Тогда я вас приглашаю на весёлую пляску. | Педагог показывает композитора П.И.Чайковского и знакомит детей с его произведением «Камаринская». | Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку. Дети подходят к музыкальному кругу, соединяют 4 круга, композитора, произведение, жанр и характер. Танцуют под русскую плясовую «Камаринскую» придумывая свои движения. | Работа с кругом «Луллия». Закрепление полученных знаний. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Импровизация. |
Анализ, оценка, открытость | Ребята, вот видите, какими танцы бывают разными. -Вам понравилась наша сказка? -Какой танец вам больше всего понравился? -Что для вас было самое трудное? - Что бы вы хотели ещё узнать? | Педагог поощряет детей, показывает детям важность их деятельности. Внимательно выслушивает высказывания детей. | Дети высказывают свои впечатления. | Удовлетворение от проделанной работы. Желание поделиться полученными знаниями со сверстниками и родителями. |
Актуальность состоит в том, что весь материал, требования соответствуют программному содержанию образовательной программы дошкольного образования.
Считаю, что поставленные цель и задачи актуальны т.к они строились с учетом незнания особенностей контингента детей.
Структура музыкального занятия была составлена так, чтобы детям любой подготовке было интересно и познавательно.
Я считаю, что все пост цели и задачи мною были достигнуты на занятии т. к в рефлексии дети активно отвечали на вопросы. Из которых мы услышали, что дети знают 3 жанра в музыке, знают композиторов. Таким образом результат достигнут. На занятии все дети были задействованы.
Причина успеха заключается в том, что структура продумана, материал программный, индивидуальное внимание было оказано, детям было интересно, потому что это было все наглядно, были использованы все методы (словестный, практический и наглядный). Все дети были активными участниками.