Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свидения буддизма - Типитаки; это слово обозначает «Три сосуда» (точнее - «корзины»). Типитака кодифицирована около III в.; к ней относятся сказания о подвигах и поучения Будды в его прежних воплощениях. Как источник, по древнему буддизму следует отметить и эпические поэмы Ашвагхоши, относящиеся ко II в. Большое значение имеет эпиграфический и изобразительный материал, содержащийся на стелах и других сооружениях царя Ашоки. До этого все предания, легенды и поучения, связанные с новой религией, существовали в устной традиции - проповедовали, передавались и заучивались наизусть. Сутты, как правило, начинаются формулой: «Так я слышал».
Характер раннего буддийского культа в надписях по существу не отобразился. Из отдельных штрихов, содержащиеся в них, можно понять, что на этом этапе культ буддизма еще не внес ничего нового в брахманистские культы, основанные на Ведах. Однако, есть основание считать, что такой важный элемент культа, как принесение в жертву животных, встречал со стороны буддизма весьма сдержанное отношение, и со временем превратился в отрицание. Уже на ранней стадии развития буддизма такие жертвоприношения стали уступать место обильным курениям, подношениям цветов; и видимо, с самого начала словесный молитвенный элемент культа занял в буддизме значительно большее место, чем в ведической религии и в брахманизме.
Сангха (община) приобрела оформленный вид. Сеть монастырей покрыла всю Индию. И если сначала приобщиться к буддизму означало уйти из мира, полностью прибегнув к жизни отшельника-монаха, живущего подаянием, то позже стало возможным вступление в сангху с сохранением прежнего мирского образа жизни.
|
Следующая ступень в развитии вероучения и культа буддийской религии отражает Бхархутская ступа. Хотя она сохранилась не полностью, большое количество барельефов и других изображений, делают данный памятник бесценным источником для характеристики раннего буддизма. В изображениях и надписях Бхархутской ступы наглядно и убедительно выражены представления, связанные с верой в сверхъестественный мир и населяющих его богов и демонов. Колонны, обрамляющие вход во внутренний двор святилища, украшены изображениями сверхъестественных существ мужского и женского пола, надписи под которыми именуют их словом «якхо». Это слово звучит на санскрите как «якша», так называли вообще богов или демонов. Мифы о Будде-боге нашли в Бхархутськой ступе свой яркое выражение. Так, рельеф на восточных дверях ступы с надписью «Восхождение Бхагават» изображает зачатия Будды его матерью Майей. Другое изображение иллюстрирует возврат Будды на землю с неба, куда он поднимался для беседы с 33 богами. На третьем показан цветочный дождь, посланный богами на трон Будды в момент его просветления. Девятнадцать изображений иллюстрируют те образы, в которых Будда существовал до его воплощения в Гаутаме. Однако лишь около половины имен бывших воплощений Будды совпадает с теми именами, которые фигурируют в палийском каноне.
В материалах Бхархутской ступы отразился и процесс формирования буддийского культа. Сама ступа была окружена алтарями, в которых совершалось богослужение. Оно состояло из славословий божествам, и прежде всего Будде, в пении гимнов, многократном хождении вокруг святилища, коленопреклонения, возложении цветов, сжигании специй для благовонных курений.
|
Буддистские ступы
Буддистские храмы
Буддистский храм. Тайланд
Буддистский храм. Южная Корея
Буддистский храм. Санкт-Перербург
Буддистский храм. Бангкок
Сансара (всякий рожденный умрет и всякий умерший, родится заново)