Религия или этическая система?




Лекция 2.

Тема: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУДДИЗМА

План

1. Начало буддизма.

2. Религия или этическая система?

3. Источники по истории раннего буддизма.

 

Ключевые понятия: Будда, сангха, Типитака, хинаяна, махаяна, сансара, карма, нирвана, благородные истины.

Методические рекомендации к изучению лекции

1. Прочитайте.

2. Выпишите и запомните информацию в рамках.

3. Дайте письменное определение ключевых понятий.

 

Начало буддизма

Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э., появившись, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Однако, ранние стадии его истории связаны с этим субконтинентом и освещать их следует на этническом и социально-историческом фоне Индостана VI в. до н.э..

VII-V вв. до н.э. были периодом сильного религиозного брожения в Индии. На это время приходится возникновение и оформление джайнизма и буддизма, а также многочисленных сект и религиозных движений как внутри указанных двух новых для того времени религий, так и вне их. Насчитывается до 17 толков, возникших в буддизме, в течение второго, столетие после смерти Будды, и, кроме того, еще шесть вражеских сект, основанных «учителями» - современниками Будды. Одно это свидетельствует об интенсивности религиозной жизни в указанный период и тех поисков, которые в этой области происходили.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. «Надо признать, - писал французский ученый Э. Сенар, - что в целом легенда о Будде изображает не действительно жизнь, хотя бы даже украшенную некоторыми выдумками воображения. Оно в самой сути своей является эпическим прославлением божества, известного мифологического типа... ».

Большинство исследователей считают, что нет оснований ставить под сомнение действительное существование основателя буддизма; некоторые из них даже признают Будду первым из числа исторических деятелей Индии, существование которых поддается почти точной датировке.

Жизнь Будды настолько обросла легендами, что сегодня отличить Будду реального от Будды легендарного очень сложно. Согласно этим легендам, он родился около 560 г. до н. Местом его рождения считается северо-восток Индии (в современных ориентирах - у границы Непала) и был сыном главы племени шакьев. В 29 лет, пораженный фактом большого количества страданий, переживаемых людьми, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Шесть лет он вел жизнь бродячего аскета и искал истину в беседах с брахманами-аскетами, предаваясь подвигам самоистязания и умерщвления плоти. В дальнейшем он, однако, убедился в бесплодности выбранного пути и занялся размышлениями о причинах страдания и о способах его преодоления. Наконец, в какой-то момент, который признается буддистами по своему значению всемирно-историческим, Гаутама, сидя под деревом, которое отныне стало таким же прославленным, познал истину; и именно с этого момента он стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным.

 

 

Здесь же он начал свою проповедническую деятельность, для чего отправился в Бенарес и, найдя там пять своих учеников, отошедших от него ранее из-за его отказа от аскетического образа жизни, обратился к ним с проповедью нового учения. 40 лет проповедовал Будда это учение в Северной и Центральной Индии и умер около 480 г. до н. э., положив основание многолюдной и мощной церковной организации - сангхи.

Традиционно-каноническая версия дальнейшей истории новой религии представляет ее в виде триумфального шествия по всей стране, причем дело выглядит так, что новое учение принималось без каких-либо трудностей всем населением. Богатые и бедные, люди разных варн (каст) и родов занятий одинаково приветствовали Будду и с готовностью принимали его учения. За право принять и угостить просветленного велись острые споры между людьми и общинами. Последователями Будды сразу стали цари Бимбисара, Прасенаджит, Аджаташатру. Вскоре после смерти Будды наиболее выдающиеся его последователи собрались и в Раджагрихи, где обсудили и утвердили ряд основоположений новой религии. Однако, в течение первого столетия, последовавшего за этим, среди сторонников буддизма возникли разногласия, так что понадобился созыв нового собора, который и состоялся через столетие в Вайшали. Еще через сто с лишним лет, при царе Ашоке (III в. до н. э.), в городе Паталипутра (современная Патна) состоялся третий собор, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, которые составили Типитаку (на санскрите - Трипитака) и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, в частности на юг, вплоть до Цейлона.

Из всех толков и ответвлений раннего буддизма выделилось направление, завоевавший прочные позиции на севере Индии и впоследствии распространилось в ряде стран Азии. Его сторонники назвали свое учение махаяной - «широкой колесницей», «широким путем» к истине; «Узкой колесницей», или хинаяной они именовали прежнее учение, которое царило на юге.

Буддизм, на первоначальной стадии своего развития, и в дальнейшем, вплоть до нашего времени, был и остается многообразным явлением.

«Буддийское учение, - пишет английский исследователь М. Уильяме, - становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму. То кажется пессимизмом, то чистейшей филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными распоряжениями, то материалистической философией, то простой демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В другой своей форме буддизм почти совпадает с какой-либо другой религией и вообще делает заимствования почти из всех вероучений »

Среди исследователей существуют разногласия по вопросу о том, каким был первоначальный буддизм: был ли он религией или только философско-этическим учением, а признаки религии приобрел лишь в дальнейшем ходе своего развития?

Религия или этическая система?

Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается фундаментальным вероисповедных документом буддизма, то на первый взгляд перед нами действительно идеологическое явление, не имеющее отношения к религии.

 

«Четыре благородные истины», провозглашенные Буддой, такие

1. жизнь в мире полна страданий;

2. есть причина этих страданий - это наши желания

3. можно прекратить страдания, освободившись от желаний и привязанностей

4. есть путь, ведущий к прекращению страданий

 


Чтобы этого достичь, надо следовать

«Благородному восьмиричному пути». Восемь элементов его заключаются в

1. правильных взглядах

2. правильной решимости

3. правильной речи

4. правильном поведении

5. правильном образе жизни

6. правильном усилии

7. правильном направлении мысли

8. правильном сосредоточении.

В целом буддизм является этическим учением. Этика положена в религиозную основу, поскольку ее нормы санкционированы велениями сверхъестественных сил. Достаточно указать здесь на то, как в священных книгах изображаются сверхъестественные события, сопровождавшие упоминавшуюся выше бенарезскую проповедь. Когда она была произнесена, «боги земли воскликнули:«В Бенаресе, в роще верховное колесо царства правды пущено в ход благословенным, то колесо, которое никогда не может быть возвращено обратно никаким шаманом или брахманом, ни каким-либо богом, ни кем бы то ни было во вселенной ».Услышали этот клич боги земли четырех сторон света и повторили его, а вслед за ними - и боги каждой из небесных сфер, до высшего неба... И так, в одну секунду, в одно мгновение звук этих приветствий достиг мира самого Брахмы, и вся большая система космоса вздрогнула невероятно яркий свет разлился по Вселенной, силой своей превосходя все возможности могущества самих богов ». Может ли этическая система, провозглашенная при таких признаках ее божественного достоинства, считаться не связанной с религией?

В отличие от тех авторов, которые признают буддизм, в частности ранний, религией, некоторые считают в целом данную религию атеистической или даже не признают ее на этом основании религией. Вот что пишет буддолог Е. Леманн: «Хотя буддизм и населяет небо бесчисленными богами, однако эта религия в своей основной идее абсолютно атеистическая». Основанием для такого парадоксального вывода явилось то обстоятельство, что буддийские боги (дэвы) - «такие же существа, как и все другие; они подвержены общему изменению вещей, и на них следует смотреть только как на дополнительные фигуры, которые своим согласием и подчинением должны еще более прославлять сверхъестественность Будды ».

Наконец, как довод в пользу признания буддизма атеистической религией или даже антирелигиозным мировоззрением служит тот факт, что его боги, в глазах верующих, не являются создателями и управителями мира.

В социальном учении раннего буддизма ярко выражена демократическая тенденция, нашедшая свое выражение прежде всего в индифферентном отношении кастовой и профессиональной принадлежности человека.

В 550 своих бывших воплощениях (до того, как он родился в Гаутама) Будда побывал и в царях, и в брахманах, и в богах, но, кроме того, 12 раз был шудрой, 10 - пастухом, по одному разу - каменщиком, резчиком, танцовщиком. Бывал он, правда, и животным, а это свидетельствует о том, что характер его бывших воплощений в глазах буддистов особого значения для достоинства Гаутамы не представлял.

Буддизм впервые в истории индийских религий поставил религиозное достоинство человека в зависимость не от его рождения в определенной варне, касте, национальности или племени, а от его индивидуальности, от его личного поведения

В сангху имели право вступить все люди, независимо от происхождения и от принадлежности к той или иной варне (социальные группы). Носить благородное наименование брахмана может тот, кто этого заслуживает. «Я не называю человека брахманом только за его рождение или его мать... Брахманом становятся не из-за спутанных волос, родословной или рождения. В ком истина и дхарма, тот счастлив и тот брахман ». Религиозное значение принадлежности к той или иной варне буддизм отрицал.

Однако ни буддизм, ни сам Будда не выступали против кастового устройства общества в целом. Ученики должны были быть одинаково ласковы и благосклонны и по отношению к высокорожденному брахману и к низкорожденному шудре.

Будда запретил принимать в сангху рабов, чтобы не нарушать интересы рабовладельцев, он закрыл доступ в нее для неисправимых должников, чтобы не обижать их кредиторов, запретил принимать людей, находящихся на государственной службе, потому что это наносило бы ущерб функционированию государственного аппарата. В. А. Кожевников делает правильный вывод, что «Будда не только не был тем смелым реформатором социальных отношений в своей стране, каким его нередко ошибочно изображают, но, напротив того, очень старательно избегал нарушения установившихся общественных обычаев и порядков».

Такой характер социального учения буддизма, и гибкость тактики сангхи побуждали господствующие классы относиться к «новой» религии (новой ее можно называть только в условном смысле) благосклонно. Этому способствовала и буддийская мораль.

Многие ученые придают моральной стороне буддизма особое значение; считается даже, что этика является чуть ли не главным содержанием данной религии.

Заповедей буддизма

1) Не разрушай ничьей жизни; 2) не отнимай чужой собственности; 3) не ври; 4) не пей опьяняющих напитков; 5) воздерживайся от незаконных половых отношений; 6) не ешь не вовремя; 7) не носи венка и не умащивай себя благовониями; 8) спи на жесткой постели; 9) избегай танца, музыки и зрелищ; 10) не имей ни золота, ни серебра.

Первые шесть требований не выходят за пределы норм добропорядочного поведения любого мирянина, другие относятся к нормам поведения монаха.

Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сутью этого круговорота является страдание. Весь смысл буддийского учения заключается в том, что оно указывает путь к спасению от страдания, к выходу из «колеса» сансары. Добиться такого выхода можно только достигнув нирваны, что доступно только тому, кто победил свои желания и жизненные стремления, освободился от суеты мира.

 

Изображение сансары


Схематическое изображение сансары

 

 

Будда задолго до своего прозрения отказался от аскетического умерщвления плоти. С другой стороны, он осуждал излишества, угождавшие плоти. И для себя, и для неофитов он выбрал «средний путь» между практикой брахманистских монахов-аскетов и прожиганием жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: