Учебный элемент 2.1: Словообразовательные отношения между словами




¥ Цели учебного элемента 2.1

· охарактеризовать словообразовательные отношения между словами в современном русском языке

· выделять признаки производных слов

· охарактеризовать понятие форманта

· назвать основные признаки словообразовательного типа

Производящая основа - это не особая разновидность основ, наличествующих в языке; таких разновидностей всего лишь две - производная и непроизводная. Термин производящая (или образующая) основа указывает на словообразовательную роль основы, а не на морфологические ее свойства. Производящей называется основа (производная и непроизводная), на базе которой при помощи того или иного приема образовано слово, т.е. производящая (мотивирующая) - та основа, от которой образовано производное (мотивированное) слово. В родственных словах хворост, хворостина, хворостинка основы морфологически прозрачны: в первом слове основа - непроизводная, во втором и третьем - производная. Для производных основ хворостин- и хворостинк- производящими основами соответственно являются: хворост- (непроизводная) и хворостин- (производная).

Для словообразования используются не только корневые, непроизводные основы, но и основы производные. Следовательно, производящей основой может быть и непроизводная основа, и производная. Поэтому при механическом членении слова на морфемы, без учета связей между ними, без осмысления соотношений между анализируемым словом и ему родственными, не может быть правильно определен способ образования той или иной производной основы и, следовательно, не может быть установлено соотношение между производной и производящей основами.

Соотносительность производной и производящей основ выражается прежде всего в наличии у данной производной основы и предполагаемой производящей общих семантике-грамматических свойств. Например, основы слов бичевани(е), межевани(е), ночевк(а), ли-цовк(а) имеют значение действия и поэтому оказываются в ближайшей семантической связи не с существительными бич, межа, ночь, лицо, а с глаголами бичевать, межевать, ночевать, лицевать; указанные основы (бичева-ни-е, межева-ни-е, но-чев-к-а, лицов-к-а) содержат продуктивные суффиксы -ни(е) и -к(а), образующие имена существительные от глагольных основ (ср.: корчевание - корчевка, планирование - планировка). Таким образом, основы существительных бичевани(е), меже-вани(е), ночевк(а), лицовк(а) соотносятся с производными основами глаголов бичева(ть), межева(ть), ночева(ть), лицева(ть) и семантически и грамматически. Семантическая и грамматическая соотносительность первых и вторых основ свидетельствует о том, что данные существительные образованы от указанных глаголов, что основы глаголов (производные) являются производящими основами для существительных бичевание, межевание, ночевка, лицовка. Основа слова звонкость имеет значение отвлеченного качества и поэтому семантически соотносится не с существительным звон, а с качественным прилагательным звонкий. Основа звонкость включает суффикс -ость, образующий существительные отвлеченного значения от качественных прилагательных (ср. смелость, храбрость и т.п.). Следовательно, основа прилагательного звонк(ий) является производящей для существительного звонкость. Основа слова печенк(а) имеет предметное значение и семантически не соотносится со словами печь, печеный; она не содержит суффикс пренебрежительности -енк- (ср.: собачонка, девчонка и т.п.). Основа пе-ченк(а) находится в живой семантической связи с непроизводной основой печень и выделяет словообразовательный суффикс -к- (ср. печка, метка и т.п.). Следовательно, основа печень является производящей основой для слова печен-к-а.

Основа слова тушенк(а) по значению не соотносительна со словом туша, а звукосочетание -енк- в данной основе лишено значения суффикса -енк- (ср. душонка, рубашонка и т.п.). Значение основы тушенк(а) может быть выражено сочетанием отглагольного прилагательного с существительным (тушенка - тушеное мясо, копченка - копченая рыба и т.п.); эта основа семантически соотносится с основой тушен(ый), которая является производящей для существительного тушен-к-а. Соотношение между производной и производящей основой должно быть реальным, а не принадлежащим истории. Это значит, что морфологический состав слова определяется с точки зрения живых семантических связей, существующих между словами в современном языке, и с точки зрения закономерностей современного словообразования.

Основы слов порошок, спичка, работа, участь, забыть, плотник, белка, рубанок, красный, счастье, селезенка, пшеница, страница имеют внешне прозрачный морфологический состав (ср.: пуш-ок и порошок, гран-иц-а и страница, свеч-к-а и спичка и т.д.), однако значение этих основ в современном языке не выводится из их этимологического состава; эти основы не соотносятся по значению с «предполагаемыми»- производящими основами (порошок - порох, спичка - спица, работа - раб, участь - часть, забыть - быть, плотник - плот, белка - бел, рубанок - рубить, красный - краса, селезенка - селезень, пшеница - пшено, страница - страна). Поэтому приведенные слова являются корневыми словами с непроизводными основами. Основы слов шапка (ср. лапка), говядина (ср. баранина), хижина (ср. жемчужина), нужный (ср. южный), ложка (ср. ножка), кошка (ср. крошка) также относятся к непроизводным основам. Выделение в этих основах суффиксов неправомерно, лишено живых связей в современном русском языке, так как корневые слова - шапа, говядо, хижа, нужа выпали из словаря современного русского языка. Поэтому основы слов шапка, говядина, хижина, нужный стали корневыми, непроизводными.

Словообразовательный анализ слова, т.е. расчленение слова на морфемы с точки зрения современных языковых связей и отношений и определение способа словообразования, не совпадает с этимологическим анализом состава слова. Этимологический анализ вскрывает происхождение слова, что является особенно необходимым в тех случаях, когда слово изменило свой морфологический состав, утратило связь с ранее родственными ему словами. И словообразовательный, и этимологический анализ определяют морфологический состав слова, однако первый дает картину слова в настоящем, а второй - в прошлом.

Таким образом, правомерное расчленение производной основы, правильное выделение наличествующих в ней частей - морфем - возможно только при учете соотносительности производной и производящей основ. Например: основы баянист и артист морфологически различны: первая основа соотносится с основой баян и расчленяется на морфемы - баян- и -ист; вторая основа непроизводна, так как соотносительная основа арт- в русском языке не существует. Основы слов косточка, ласточка при механическом членении, при выделении в составе их суффикса -очк-, оказываются по составу одинаковыми (производными). Однако соотнесение указанных основ с соответствующими производящими основами вскрывает различие этих основ: кост-очк-а (производящая основа - кость) - основа производная; ласточк-а (основа ласт- в современном языке отсутствует) - основа непроизводная.

 

@ Задания УЭ 2.1:

1. Определите понятие словообразовательной модели и установите, по какой модели построены производные слова:

- ревнивец, ленивец, милостивец, паршивец, глупец;

- безводье, бесчестье, безденежье, бездорожье, безрыбье;

- сработаться, сговориться, созвониться, спеться, сдружиться;

- скрытничать, вольничать, каверзничать, жадничать, кляузничать;

- грязнить, роднить, темнить, теснить, крепить, бодрить.

2. Определив лексическое значение каждого слова, установите словообразовательное значение слов с одинаковой словообразовательной структурой:

- носатый, рогатый, пузатый, усатый, бородатый;

- вдуматься, вслушаться, всмотреться, вчитаться;

- наесться, наглядеться, наиграться, нагуляться, наработаться, накричаться;

- по-солдатски, по-матерински, по-братски, по-геройски, по-читательски.

3. Какие из данных слов являются производными, какие – непроизводными? Производность устанавливайте с точки зрения синхронии. Отметьте признаки, отличающие производные слова от непроизводных.

Озеро, букет, старик, каменный, прибрежный, палка, олений, голубоватый, повариха, глинистый, азбука, жемчужный, корабль, темнеть, зреть, руководитель, осина, соломина, прямой, распрямиться, хвастать, хвастун, переплетчик, окно.

Улыбчивый, застенчивый; салатник, нагрудник, соперник, посланник; лавка, давка, бородавка; брат, адресат, депутат; антимир, антилопа; синий, лисий; домик, кролик; волчица, синица; бегун, бурун, врун; краснеть, синеть, цепенеть; льстивый, юродивый.

4. Определите производящую основу данных слов. Докажите, что именно это слово является производящим в каждом конкретном случае.

1) Находчивость, бессистемный, разрушительный, перевозчик, укрепление, помутнеть, доверчивость, рыбачий, облицовка, описательный, модничать, предрассветный.

2) Отрезвление, покрикивать, безнравственный, озлобленность, переезд, по-мужски, уклончиво, безумствовать, обогащение, в обнимку, охотничий, влюбчивый, строительство, разносчик.

5. Сравните данные слова с точки зрения производности и членимости. Укажите слова непроизводные, но членимые:

- безбилетный, безрогий, бездомный, бесшабашный, безалаберный;

- наклейка, набойка, наволочка, настойка, накладка;

- улыбчивый, задумчивый, обидчивый, уживчивый, забывчивый, вкрадчивый, застенчивый;

- сбросить, спуститься, свергнуть;

- конина, свинина, телятина, буженина, поросятина.

6. Назовите 5–7 производных слов, имеющих заданную словообразовательную модель:

1) Наречия, образованные по модели: в- + основа глагола + -у.

2) Прилагательные, образованные по модели: основа глагола+-чат(ый).

3) Существительные, образованные по модели: основа глагола + -ок-.

4) Глаголы, образованные по модели: о- + основа существительного + -и(ть).

5) Существительные, образованные по модели: основа глагола + -щик-.

7. Выделите среди приведенных слов лексические и синтаксические дериваты: исследование – исследователь; синева – синяк; гордость – гордец; хитрость – хитрец; вождение – водитель; старость – старик; лесистый – лесной; цветистый – цветной; теплота- теплица – утеплить – тепло (встретить).

8. Воспроизведите словообразовательные цепи от конца к началу (образец: по-рыбачьи рыбачий рыбак рыба): враждебность, по-охотничьи, дружественно, бродяжничать, раздробленность.

9. Выделите слова, связанные отношениями производности, и выстройте словообразовательные цепи от начала к концу. Все ли цепи имеют исходные слова?

- домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, одомашнивать, домовитый, бездомность, бездомный, дом;

- глубина, глубинный, углубить, сверхглубинный, углубление;

- готовый, подготовка, переподготовка, переподготовить, подготовительный;

- грузить, перегрузить, перегрузка, перегруженность, перегруженный, груз;

- деревенеть, одеревенело.

10. Укажите, какая из основ, данных в скобках, является производящей для данных слов: лесник (лес, лесной), вечером (вечер, вечерний), садовник (сад, садовый), землянка (земля, земляной), овсянка (овес, овсяный), возчик (воз, возить), ночевка (ночь, ночевать), тушевка (тушь, тушевать), беглец (бег, беглый).

11. Объедините слова в словообразовательные типы: определите словообразовательное значение каждого типа и постройте для него формулу толкования. Выделите общую часть в формуле толкования и объясните различия в дифференциальной части формулы. Выделите формант:

- досолить, дочитать, дошить, докупить, доделать, доплатить;

- заступник, мясник, советник, дворник, затворник, чулочник;

- мулатка, ракетка, заметка, тунгуска, схватка, полоска, записка;

- объехать, обыскать, обрасти, обшить, обучить, обвенчать, облить;

- озорник, невольник, печатник, историк, сатирик, чудик.

 

2 Рефлексивная анкета

1. Что оказалось для Вас наиболее трудным в данном учебном элементе?

2. Какие главные результаты Вам удалось получить при изучении данного учебного элемента?

3. Как и благодаря чему Вы достигли этих результатов?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: