Разделение христианства: история и современность.




После распространения христианства по просторам Римской империи в период от 1 в. до начала 4 в., при Константине Великом, гонения на христианскую церковь прекратились, и христианство стало официальной религией Римского государства. Западная Римская империя была по преимуществу латиноязычной, между тем как в Восточных провинциях преобладал греческий язык, низшие классы Египта и Сирии говорили, соответственно, на коптском и сирийском языках. Эти языки с самого начала стали использоваться для проповеди христианства и для богослужения. Христианская Библия очень рано была переведена с греческого языка на латинский, коптский и сирийский. Ранняя христианская церковь была организована как система отдельных и самостоятельных общин (церквей) с центрами в столицах стран, провинций и в больших городах, епископы которых осуществляли надзор за церквями в областях, которые примыкали к этим городам. Уже к 5 в. сложилась система по которой епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, которых называли папами, стали считаться главами церквей соответствующих регионов, на императора же возлагалась обязанность защищать церковь и обеспечивать ее доктринальное единство.

В пятом столетии состоялись бурные христологические споры, которые оказали глубокое влияние на церковь. Несториане учили, что во Христе соединились две личности – божественная и человеческая. Их непримиримые оппоненты, монофизиты, учили, что Христу присуща только одна сущность, и что в нем божественная и человеческая природы неразрывно слиты в единой богочеловеческой природе. Оба эти направления были осуждены официальной церковью как еретические, но много людей в Египте и Сирии с энтузиазмом восприняли эти доктрины. Коптское население и значительная часть сирийцев отдали предпочтение монофизитам, а другая часть сирийцев примкнула к несторианам.

В конце 5 в. Западно- Римская империя распалась под давлением кочевых племен, и на ее территории образовался ряд варварских королевств. В Рим христианство пришло позднее, поскольку высший класс долго хранил верность старым римским богам и обычаям, но Запад ранее столкнулся с угрозой варварского нашествия, и поэтому позиции западных христианских вождей были не слишком прочными. Эти особенности развития западной части империи оказывали содействие образованию в Риме стройной элитарной церковной организации во главе с римским епископом, которого стали называть Папой. Таким образом, западное духовенство стало рассматривать церковь как социальный институт, целиком независимый от государства, в результате чего со временем Римские папы приняли на себя ряд полномочий старой имперской власти.

Восточная часть прежде единой Империи продлила свое существование как Византийская империя со столицей в Константинополе. Византийские императоры неоднократно начинали гонения на монофизитов и несториан Египта и Сирии, а между тем разрыв между религиозной культурой латинских и греческих христиан все больше углублялся. На Востоке же, несмотря на то, что Константинопольские патриархи носили титул «всемирных патриархов», важность роли византийского императора как видимого главы церкви постоянно возрастала. На Востоке императорская власть сохранялась значительно дольше, чем на Западе. Византийский император был полудуховным лицом. Он мог проповедовать, держать в собственных руках чашу во время евхаристии и кадить во время службы. Константина Великого, первого христианского императора, называли «равноапостольным».

Раскол между Западной (Католической) и Восточной (Православной) церковью обычно датируют 1054 годом, тем не менее, в действительности имел место постепенный и продолжительный процесс раздела, в большей мере обусловленный расхождениями в обычаях и идеях, чем догматическими особенностями.

Между православием и католицизмом существует ряд отличий, которые оформились на протяжении длительного времени.

Догматические отличия между католицизмом и православием:

1. Исхождение Святого Духа от Бога- Отца и Бога- Сына. О вере в «Дух Святой, Господа и Творца жизни, что исходит от Отца», – как определяют православные, а католики прибавляют: «и Сына». Это отличие сами руководители обоих церквей всегда считали наиболее существенным и даже непримиримым.

2. Догмат о «сверхзаслугах» святых и праведников. Эти заслуги согласно католическому учению составляют определенную духовную сокровищницу (или священный фонд), которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению.

3. Индульгенции – практика отпущения грехов при помощи священного фонда. Сначала индульгенции выдавались за особые заслуги перед церковью, но позднее распространилась практика их продажи за деньги.

4. Догмат о Чистилище (принятый в 1439 г.). Кроме рая и ада католики признают существование чистилища – места, куда попадают души после смерти и где они в страданиях искупают свои грехи. Родственники могут облегчить потустороннюю судьбу дорогих им покойников, купив те же индульгенции.

5. Непорочное зачатие Девы Марии, что предоставило ей возможность вознестись на небо не только душою, но и телом. Католическая церковь признает, что Дева Мария занимает свое собственное место на небе. Она не входит в состав Троицы, то есть не является Богом, но занимает место рядом.

6. Непогрешимость Папы в вопросах веры (1870 г.).

 

Между католицизмом и православием есть также отличия в обрядности:

• крещение совершается путем обливания у католиков, а в православии – через погружение в воду;

• миропомазание католики осуществляют над совершеннолетними – конфирмация, а в православии миропомазание совершается над младенцами, сразу после крещения;

• причащение мирян только хлебом (обладка) – у католиков, а в православии и миряне и духовные лица причащаются и хлебом, и вином. Кроме того, католики используют пресный хлеб для причащения, крестное знамение кладут пятью перстами, богослужение преимущественно на латинском языке и некоторые другие особенности.

Существуют также канонические отличия:

целибат (безбрачие) для всего духовенства, в православии безбрачие предусматривается только для монахов, которые являются так называемым «белым духовенством». Приходские священники, дьяки, чтецы могут один раз жениться.

В католицизме имеет место недопущение отказа от духовного сана, первенство папы, институт кардиналов, признание решений 21- ого Всемирного собора, (в православии – 7-го), нерасторжимость брака.

Христианство имеет различия не только по основным концепциям, как это представляется в различиях католицизма, православия и протестантизма. Имеет место и различия в границах конфессий. Так православная церковь объединяет сегодня четыре древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский и еще одиннадцать самостоятельных (автокефальных) церквей. Верховное положение среди православных церквей по традиции занимает патриарх Константинопольский, тем не менее, он не является единым руководителем для всей Православной церкви. Православные церкви объединяет общая вера и общая богослужебная практика, но все они самостоятельно управляют своими делами.

В начале 16 столетия в Европе в ходе продолжительной богословской полемики возникла новая Церковь. Главные вопросы, вокруг которых развернулись острые споры, были связаны с решением вопросов веры, требующих некоторой коррекции с появлением и развитием новых общественных отношений – капиталистических. Кроме того, церковь отстаивала интересы господствующего к тому времени феодального класса. Все эти споры вызвали к жизни новое направление общественного развития, которое в истории получит название Реформации. Новая Церковь стала называться протестантской от латинского слова protestans, что означает несогласный. Реформаторы старались провести преобразования Церкви в духе евангельских идеалов, возвратиться к первоапостольським временам и устранить все то, что в средневековом католицизме свидетельствовало об отходе от этих идеалов. Вследствие чего и произошли изменения в вероучении, среди которых можно выделить следующие:

• главным источником создания новой догматики стало Святое Писание, примат которого провозгласили реформаторы, а Святой Пересказ был отброшен как учение человеческое;

• учение об оправдании только одной верой. Получить спасение можно только через собственную веру, иные способы добиться спасения (обряды, аскетизм, богоугодные дела и тому подобное) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они плод любви к Богу, то есть последствие веры в Евангелие Христа;

• реформаторы отрицают молитву об умерших, поклонение Богородицы и святым, почитание мощей, икон и иных реликвий;

• не признается примат Римского папы в деле религии и вместе с этим провозглашен принцип общего священства;

• признается право каждого христианина свободно читать Библию (протестанты сделали первые переводы Библии на национальные языки).

Начальными формами протестантизма стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и анабаптизм. Они распространились в различных странах и имеют некоторые самостоятельные черты. В наше время протестантское направление продолжает не только существовать, но и набирает силу. Наиболее известнын протестантские направления адвентистов, баптистов, пятидесятников и свидетелей Иеговы.

Ислам

Происхождение ислама.

Ислам (в переводе с арабского – отданность Богу, покорность) – третья и самая молодая мировая религия.

Мусульманские общины находятся более чем в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большинство населения, 28 стран признают ислам государственной религией, это – Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, Марокко и другие. В наше время ислам является крепким социокультурным явлением и активной политической силой.

Ислам начал формироваться в начале 7 века на Аравийском полуострове. Его появление было обусловлено историческими процессами, которые происходили в среде арабских племен, и, вообще, общими изменениями характерными для Ближнего Востока. Наиболее важными в то время были изменения вызванные переходом к феодальным отношениям, что проявлялось в распаде древнейших классовых государств (Набатеи, Пальмиры, Саби), в усилении конфликтов между племенами и обострении общественных конфликтов, в ослаблении транзитной торговли, в увеличении контроля над оазисами со стороны кочевников. Кроме того, некоторые земли Аравии попали в состав Ирана, Византии и Эфиопии, что предоставляло возможность увидеть слабость этих гигантских держав и, следовательно, требовало от арабов участие в междоусобных войнах.

Под влиянием общественных изменений уже в 5-6 столетиях рождался новый мир Аравии. Образовывались новые государства кочевников (царства Лахмидов, Гассанидов, Киндитов), складывались новые союзы племен, рождались новые торгово- экономические связи, появлялись новые города, как новые политические и экономические центры арабских племен. Происходил процесс экономического, политического и социального объединения арабских племен. Нарушение обычного уклада и новые преобразования в жизни арабов требовали изменений и в идеологии, и мировосприятии, что оказывало содействие рождению ислама в религиозном плане.

Среди предпосылок ислама следует указать:

во- первых, внутренние изменения: проявление среди арабов чувства разочарования, склонность к фатализму, неудовлетворенность старыми богами, появление общеаравийских божеств: Аллаха, Ал- Лат, Манат, Ал- Узза:

во- вторых, нужно обратить внимание на внешние предпосылки: влияние и развитие уже существующих религий – христианства, иудаизма и зороастризма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: