Основные положения учения Будды.




Лекция 1 Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

1. Буддизм.

2. Христианство.

3. Ислам.

Буддизм

Возникновение буддизма.

Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии. В этот период проходило изменение общественных отношений, сопровождаемое крушением сложившихся жизненных устоев: разрушались родовые и племенные связи, падало значение родоплеменной знати, менялись прежние взгляды и представления. Господствующий в это время в Индии брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, оправдывал деление общества на варны, освящал в первую очередь привилегированное положение брахманов. Приходящие к власти раджи (правители), купцы, зажиточные горожане не принадлежали к варне брахманов, но реально именно они становились во главе социальной системы общества. Новые господствующие группы должны были получить достойное место и обоснованность своего существования. Широкие массы людей, которые попадали в новые виды социальной и экономической зависимости, искали опору, хотя бы за пределами земного существования, которая могла бы компенсировать (даже в иллюзорной форме) их полнейшее бесправие в жизни. Это побуждало людей к желанию получить новые духовные ориентиры.

Важнейшим идейным источником раннего буддизма становились воззрения брахманизма, такие как:

а) учение о дхарме (долге). Дхарма – это закон жизни, особые правила поведения, религиозные и гражданские обязанности, вменяемые людям богами в зависимости от их общественного положения;

б) учение о сансаре (перерождениях). Согласно этому учению весь мир связан единой цепью существования и переходом из одного телесного состояния в другое. Каждое существо после смерти своей телесной оболочки возрождается в другом теле – человека или животного;

в) учение о карме (воздаянии). Карма – это закон, согласно которому все поступки человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. Если он был праведником, то в силу кармы перерождается в более благородного человека, а если был грешником, в низменного человека и даже в животное или насекомое. Эти идеи брахманизма утвердились в общественном сознании индийского общества и в несколько видоизмененном содержании перешли в буддизм, дополнив его новшествами, ставшими основой для превращения его в одну из мировых религий.

Название и появление буддизма связано с именем Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакъев, который позднее приобрел имя – Будды.

Биография Сиддхартхы Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, на первых порах передавались только в устной форме, и были записаны только через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около 2 в. до н.э. на языке пали (одном из наиболее древних среднеиндийских языков). Легенда окружает его рождение ореолом таинственности. Само рождение Сиддхартхи было необычным. Легенда рассказывает, что Майя, жена князя Шуддходхана, один раз во сне увидела, что в её бок вошёл белый слон. Позднее у неё родился сын, который вышел из бока матери. Он получил имя Сиддхартха, его родителям было предсказано, что он станет или великим Правителем, или Учителем Вселенной. Отец, который твердо решил, что сын должен стать его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел страданий мира и избрал для себя будущее воина и князя. По приказу князя Шуддходхана за городом специально для наследника было построено три дворца (зимний, летний и для сезона дождей). Во дворцах было запрещено плакать и грустить, все во дворце должно было только радовать и услаждать юного князя. Так благодаря стараниям отца, Сиддхартха провел юные года в роскоши, как и подобало богатому и знатному принцу. Все для Сиддхартхи определялось как хотел его отец. Но однажды, в возрасте 29 лет, вопреки запретам отца, Сиддхартха вышел в город и увидел четыре знака, которые определили его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость – в виде дряхлого человека, потом болезнь – встретив человека, который был изможден страшным недугом, далее он увидел смерть и мёртвое тело – когда встретил похоронную процессию, и искреннюю отрешённость, при виде медитирующего нищего монаха. Согласно преданию, увиденные Сиддхартхой знаки - образы были даны богами, чтобы направить Сиддхартху на путь постижения истины мира. Сиддхартха воспринял данные знаки и направил свои раздумья на объяснение увиденного. В скором времени он понял, что три первые знака указывают на постоянное присутствие страданий в мире. Страдания показались ему ужасными, поскольку соответственно верованиям того времени человек после смерти был обречен на постоянные новые перерождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знаке, в беззаветной внутренней отрешённости монаха, направленной на сближение с высшими сущностями Сиддхартха увидел свою будущую судьбу. Даже счастливая весть о рождении сына не успокоила его, и однажды ночью он покинул дворец и в скором времени поселился отшельником в лесу. Здесь он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению. После шести лет самой суровой аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха ушёл от аскетов. С этого времени он вел более привычный образ жизни, но не оставил своих духовных поисков.

Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, сел под большим деревом Бодхи (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал себе обет, что не сдвинется с места и будет находиться в состоянии медитации, пока не решит загадки мира. Утром на 49- й день Сиддхартха Гаутама познал истину миропорядка, раскрыл загадку существования и понял, что нужно делать человеку для достижения абсолюта. Он понял, что обе крайности – и жизнь, полная удовольствий, и жизнь добровольных лишений – равно далеки от истинности. Решив это, он стал Буддой, что означает просветленный. Наполненный новыми знаниями Будда еще 49 дней провел в медитации, осознавая открывшееся ему знание. Потом он отправился в Олений парк возле Бенареса, где встретил пятерых аскетов, с которыми ранее жил в лесу и поделился с ними открывшимися ему истинами. Так он приобрел первых учеников и последователей, после чего он много путешествовал, расширив круг людей следовавших его наставлениям. Из них была организована община – сангха, которая представляла собой монашеский орден.

Согласно легенде, на 80- м году жизни в день майского полнолуния Будда умер. Этот день буддисты почитают как «трижды святой день». Так как, согласно канону в день майского полнолуния Будда родился, в такой же день он прозрел, то есть стал Буддой, и так же в день майского полнолуния он умер.

Основные положения учения Будды.

Учение Будды основано на глубокой и высокой нравственности. Его сущность изложена в его Учении о четырех Благородных истинах:

1) существует страдание – это всякое бытие;

2) причина страдания – желания;

3) избавление от желаний избавляет от страданий;

4) есть путь, который ведет к нирване, состоянию свободному от желаний и страданий. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь праведности.

«Восьмеричный путь» руководствуется такими принципами:

• праведные воззрения (саммадиттиха) – понимание «четырех благородных истин», то есть присутствия в мире страданий, их причин, прекращения страданий и пути, который ведет к прекращению страданий, вере

в истины в согласии с учением Будды, в нравственном совершенствовании, приводящих верующих к нирване;

• праведные устремления (саммасанкаппа) – готовность к подвигу во имя истины, для чего необходимо отказаться от дурных намерений и вражды с другими людьми. Если верующий поверил Будде и стал на путь спасения, ему следует ограничить свои страсти и стремления;

• праведная речь (саммавача) – это, в первую очередь, контроль человека над своей речью, так как праведные устремления не должны оставаться лишь религиозной установкой, а прежде всего, должны иметь возможность направлять и контролировать речь, что, в свою очередь, предполагает воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров;

• праведное поведение (саммакамманта) – праведные устремления, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должны воплотиться в достойное поведение, а это предполагает отказ от уничтожения живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела;

• праведная жизнь (саммааджива) – отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путём, и поэтому надо трудиться в соответствии с добрыми побуждениями, вести достойную жизнь;

• праведное усердие (саммаваяма) – это постоянное стремление к совершенствованию путём устранения вредных и внедрения полезных гуманных идей. Когда человек пытается изменить свою жизнь для получения спасения, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с праведного пути старые, глубоко укоренившиеся в нём, вредные, а также новые идеи. Если человек желает достичь нирваны, то его ум должен быть постоянно занят идеями добра;

• праведная память (саммасати) – следует всегда помнить, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь наполнена скорбью. Помня это, верующий не должен сожалеть об утрате всего тленного и не должен зависеть от окружающего его мира. Это поможет человеку освободиться от зависимости к бытийности и сосредоточиться на истинах, ведущих к спасению;

• праведное самоуглубление (саммасамадхи) – это конечная ступень самоусовершенствования человека. Согласно буддийского учения тот, кто ведёт жизнь в соответствии с семью правилами и с их помощью освобождается от низменных страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии всё более глубокого сосредоточения, которые неуклонно приведут его к конечной цели длинного и трудного пути, к прекращению страданий. В целом учение Будды, впитав в себя наследие индийских религий, определяется как самостоятельное с целым комплексом отличительных моментов. Буддизм отличен от ведийской традиции тем, что он не опирается на обряды жертвоприношений для богов управляющих силами природы. Духовный мир человека и его действия перестают зависеть от действий жрецов, внутреннее освобождение достигается при помощи правильных личностных усилий: праведных мыслей, праведного поведения и духовной дисциплины. Будда был глубоко обеспокоен практической проблемой избавления человека через моральное и духовное очищение и выступал против идеи неизменной сущности «Я».

Для последователя, который достиг совершенства (арахата), результатом его усилий станет нирвана, состояние беззаботного прозрения, бесстрастия и мудрости, спасение от дальнейших рождений и трансформаций существования.

Нирвана воспринимается как самое высшее состояние, цель человеческих стремлений.

Согласно учению Будды, Вселенная, какой мы ее знаем, находится в процессе постоянных изменений. Существующее, включая жизнь отдельного человека, имеет изменчивый характер, это непостоянное имеет название – аничча. У человека не существует постоянного, которое не меняется, это – Атта, согласно понимания атта, человек перерождается, переходит из одного воплощения в другое. На самом деле человек представляет собой условное единство пяти групп непостоянных физических и ментальных компонентов: тела, ощущений, восприятия, ментальных образований и сознания, за которыми не закрепляются никакие неизменные и постоянные сущности. Все носит непостоянный характер и находится в напряженном беспокойстве, это есть – дуккха (страдание) и не имеет субстанции – анатти. В этом потоке психофизических событий все происходит соответственно универсальной причинности – кармы

Всякое событие есть следствие причины или комплекса причин, а потом становится причиной собственных следствий. Таким образом, каждый человек собирает то, что посеял. Тем не менее, самое важное – это признание существования морального принципа, соответственно которому благие дела ведут к благим результатам, а дурные – к дурным.

К спасению от страдания может привести продвижение по дороге праведности (восьмеричный путь) к самому высокому освобождению в нирване.

Наблюдение за тем, как проходит жизнь в круговороте рождений, привели к выводу формулы причинности, «закона зависимости причин» (пратитясамутпада). Пратитясамутпада – это цепочка из 12- ти причинных факторов, которые согласованно действуют в каждом человеке, причем каждый из факторов связан с другим фактором. Факторы располагаются в таком порядке: невежество, произвольные действия, сознание, разум и тело, чувство, впечатление, ощущение, желание, вкус, становление, перерождение, старость и смерть. Действие этих факторов порождает страдание. От прекращения действия этих факторов в том же порядке зависит и прекращение страданий. Конечная цель – исчезновение всех желаний, личных устремлений и соединение собственного Я с нирваной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: