Вопрос. Всякая ли работа вызывает утомление?
Ответ. Для ответа на этот вопрос полезно уточнить, что мы понимаем под утомлением. Утомление- это особое функциональное состояние организма, которое возникает в результате выполнения работы (как умственной, так и физической) и для которого наиболее характерно снижение работоспособности. Следовательно, далеко не всякая работа вызывает утомление, например непродолжительная, легкая, очень интересная и т.д.
Вопрос. Если снижение работоспособности при мышечной деятельности можно измерить, то как измерить величину снижения умственной работоспособности?
Ответ. Да, сделать это непросто. И во многих случаях субъективные ощущения усталости могут дать исследователю не менее важные сведения, чем инструментальные методы.
Вопрос. Где первично развивается умственное и где - физическое утомление?
Ответ. Это зависит не только от вида, но и от напряженности, продолжительности работы. Известно, что чрезмерная по напряженности физическая работа делает невозможной продолжение не только физической, но и умственной работы, и наоборот. Современные концепции утомления складываются из представлений о многоструктурности и неоднозначности функциональных изменений в отдельных системах во время работы. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжительности ведущая роль в развитии утомления может принадлежать различным физиологическим системам.
Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать ведущими факторами утомления при напряженной мышечной работе, связанной с эмоциональным стрессом. При длительной истощающей работе, наряду с предельными тратами энергии, продолжение работы может лимитировать и утомление системы гипоталамус гипофиз - надпочечники.
Нарушение в центральном звене регуляции физиологических функций может играть существенную роль при кратковременной мышечной работе скоростного характера.
Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состояния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По современным представлениям, истощение энергетического материала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.
Вопрос. Отличается ли утомление детей-школьников от утомления людей зрелого возраста?
Ответ. Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Дети отказываются от работы задолго до развития критического состояния, связанного с накоплением продуктов межуточного распада и тем более - истощения энергетических источников.
Вопрос. Можно ли считать, что перетренировка - это одна из форм (видов) утомления?
Ответ. Да, это своеобразная, специфическая для спортсмена форма утомления, вернее - переутомления. Перетренировка - этап прогрессирующего развития переутомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный аппарат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранними признаками перетренировки служат расстройства сна, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений.
Мерой предупреждения перетренировки служит правильная организация тренировочного р е ж и м а, учет индивидуальных особенностей адаптации к физической нагрузке, строгое следование принципам спортивной тренировки, в которых обобщен многолетний опыт рационального построения тренировочного процесса.
Вопрос. Чем отличается перенапряжение от перетренировки?
Ответ. Перенапряжение - результат несоответствия величины физической нагрузки функциональным резервам организма. Оно может возникнуть на фоне полного физического благополучия - человек был абсолютно здоровым, но, выполняя чрезмерную работу, в результате функционального срыва становится больным.
В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ, стойкие изменения химизма внутренней среды, гормональные дисфункции - увеличение содержание адреналина и его аналогов в крови. Можно говорить о перенапряжении отдельных систем организма.
Вопрос. Что важнее для повышения тренированности: сама тренировка или создание оптимальных условий для восстановления?
Ответ. Процессы тренировки и восстановления должны рассматриваться как взаимосвязанные стороны повышения спортивной работоспособности. Воздействие физической нагрузки, приводящее к развитию утомления, характеризует ее срочный тренировочный эффект. Восстановление происходит уже в процессе выполнения работы (текущее восстановление), но компенсирование основных энергетических затрат происходит после окончания работы (срочное и отставленное восстановление). Основным условием полноценного восстановления является рациональный режим тренировки. Самые эффективные восстанавливающие средства не в состоянии компенсировать нарушения тренировочного режима. Среди педагогических приемов, ускоряющих восстановление после нагрузки, на первое место следует поставить индивидуализации тренировки. Слепое копирование нагрузки выдающихся атлетов не может быть оправдано ни педагогически, ни физиологически.
Вопрос. Можно ли считать допингом естественные (биологические) средства восстановления?
Ответ. Конечно, нет. Биологические факторы восстановления работоспособности улучшают преимущественно энергетический баланс организма (богатая углеводами, витаминизированная пища, некоторые биологически активные вещества). Восстановление энергетических источников, а также пластического материала стимулируется трофотропными веществами - гликокортикоидными и половыми гормонами, серотонином, гистамином, ацетилхолином. Интенсивные восстановительные процессы сопровождаются и морфологическими перестройками, преимущественно в сердечной мышце, в опорно-двигательном аппарате. Применение различных видов массажа (разминание, растирание, вибромассаж), гидропроцедур (душ, купание, сауна) ускоряет течение восстановительных процессов практически после всех видов мышечной работы.
Глава 3