Утомление и восстановительные процессы




Вопрос. Всякая ли работа вызывает утомление?

Ответ. Для ответа на этот вопрос полезно уточнить, что мы по­нимаем под утомлением. Утомление- это особое функциональное состояние организма, которое возникает в результате выполне­ния работы (как умственной, так и физической) и для которого наи­более характерно снижение работоспособности. Следовательно, дале­ко не всякая работа вызывает утомление, например непродолжительная, легкая, очень интересная и т.д.

Вопрос. Если снижение работоспособности при мышечной деятель­ности можно измерить, то как измерить величину снижения умствен­ной работоспособности?

Ответ. Да, сделать это непросто. И во многих случаях субъек­тивные ощущения усталости могут дать исследователю не менее важ­ные сведения, чем инструментальные методы.

Вопрос. Где первично развивается умственное и где - физическое утомление?

Ответ. Это зависит не только от вида, но и от напряженности, продолжительности работы. Известно, что чрезмерная по напря­женности физическая работа делает невозможной продолжение не только физической, но и умственной работы, и наоборот. Со­временные концепции утомления складываются из представлений о многоструктурности и неоднозначности функциональных изме­нений в отдельных системах во время работы. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжительности ведущая роль в раз­витии утомления может принадлежать различным физиологическим системам.

Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать веду­щими факторами утомления при напряженной мышечной работе, связанной с эмоциональным стрессом. При длительной истощаю­щей работе, наряду с предельными тратами энергии, продолжение работы может лимитировать и утомление системы гипоталамус гипофиз - надпочечники.

Нарушение в центральном звене регуляции физиологических функций может играть существенную роль при кратковременной мышечной работе скоростного характера.

Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во вре­мя работы, приводят к ухудшению функционального состояния ра­ботающего органа. Но они в то же время стимулируют восстанови­тельные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По современным пред­ставлениям, истощение энергетического материала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.

Вопрос. Отличается ли утомление детей-школьников от утомле­ния людей зрелого возраста?

Ответ. Утомление у детей школьного возраста развивается быст­рее, чем у взрослых вследствие ряда особенностей деятельности цент­ральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигатель­ное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения воз­будимости корковых клеток. Дети отказываются от работы задолго до развития критического состояния, связанного с накоплением про­дуктов межуточного распада и тем более - истощения энергетиче­ских источников.

Вопрос. Можно ли считать, что перетренировка - это одна из форм (видов) утомления?

Ответ. Да, это своеобразная, специфическая для спортсмена фор­ма утомления, вернее - переутомления. Перетренировка - этап про­грессирующего развития переутомления. Она сопровождается комплек­сом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный аппарат регуляции двигательных и вегетативных функ­ций. Ранними признаками перетренировки служат расстройства сна, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений.

Мерой предупреждения перетренировки служит правильная организация тренировочного р е ж и м а, учет индивидуальных особенностей адаптации к физической на­грузке, строгое следование принципам спортивной тренировки, в ко­торых обобщен многолетний опыт рационального построения тренировочного процесса.

Вопрос. Чем отличается перенапряжение от перетренировки?

Ответ. Перенапряжение - результат несоответ­ствия величины физической нагрузки функцио­нальным резервам организма. Оно может возникнуть на фоне полного физического благополучия - человек был абсолютно здоровым, но, выполняя чрезмерную работу, в результате функцио­нального срыва становится больным.

В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ, стойкие изменения химизма внутренней среды, гормональные дисфун­кции - увеличение содержание адреналина и его аналогов в крови. Можно говорить о перенапряжении отдельных систем организма.

Вопрос. Что важнее для повышения тренированности: сама тре­нировка или создание оптимальных условий для восстановления?

Ответ. Процессы тренировки и восстановления должны рассмат­риваться как взаимосвязанные стороны повышения спортивной ра­ботоспособности. Воздействие физической нагрузки, приводящее к развитию утомления, характеризует ее срочный тренировочный эф­фект. Восстановление происходит уже в процессе выполнения рабо­ты (текущее восстановление), но компенсирование основных энерге­тических затрат происходит после окончания работы (срочное и отставленное восстановление). Основным условием полноценного восстановления является рациональный режим тренировки. Самые эффективные восстанавливающие средства не в состоянии компен­сировать нарушения тренировочного режима. Среди педагогических приемов, ускоряющих восстановление после нагрузки, на первое мес­то следует поставить индивидуализации тренировки. Слепое копи­рование нагрузки выдающихся атлетов не может быть оправдано ни педагогически, ни физиологически.

Вопрос. Можно ли считать допингом естественные (биологические) средства восстановления?

Ответ. Конечно, нет. Биологические факторы восстановления работоспособности улучшают преимущественно энергетический баланс организма (богатая углеводами, витаминизированная пища, не­которые биологически активные вещества). Восстановление энергети­ческих источников, а также пластического материала стимулируется трофотропными веществами - гликокортикоидными и половыми гор­монами, серотонином, гистамином, ацетилхолином. Интенсивные восстановительные процессы сопровождаются и морфологическими перестройками, преимущественно в сердечной мышце, в опорно-двигательном аппарате. Применение различных видов массажа (разми­нание, растирание, вибромассаж), гидропроцедур (душ, купание, сау­на) ускоряет течение восстановительных процессов практически после всех видов мышечной работы.

 

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: