Тема 2. Основы государственной политики в сфере информации.




 

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Под информационной безопасностью РФ понимается -- состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Правовое обеспечение информационной безопасности явля­ется самостоятельным комплексным направлением правового регулирования отношений в области проявления угроз объектам информационной безопасности и противодействия этим угрозам на основе норм и институтов различных отраслей права (консти­туционного, гражданского, административного, уголовного и ин­формационного).

Предмет правового обеспечения информационной безопасности представляет собой совокупность общественных отношений, на которые направлено правовое воздействие в целях недопущения, выявления и пресечения проявлений угроз объектам национальных интересов в информационной сфере, а также минимизации нега­тивных последствий проявления этих угроз.

Общественные отношения, относящиеся к данному предмету, имеют следующие основные признаки:

- принадлежность к регулируемым правом информационным от­ношениям, т.е. общественным отношениям по поводу обладания необходимой информацией, передачи части имеющейся инфор­мации другим субъектам, а также сохранения в неизвестности ос­тавшейся части информации;

- принадлежность к объектам информационной безопасности, ко­торые представляются важными руководству организаций или государственных органов для эффективного достижения целей их деятельности;

- обусловленность проявлением угроз сохранности основных свойств объектов информационной безопасности организаций и государственных органов.

Совокупность норм и институтов права, регулирующих эти отношения, составляет содержание правового обеспечения ин­формационной безопасности и может быть разделена по объектам безопасности на правовое обеспечение безо­пасности информации в форме сведений, правовое обеспечение безопасности информации в форме сообщений, правовое обес­печение безопасности информационной инфраструктуры и пра­вовое обеспечение безопасности правового статуса субъекта ин­формационной сферы.

1. Правовое обеспечение безопасности информации в форме сведений образуется совокупностью норм и институтов, регулирующих отношения по поводу следующих объектов: сведения, обладате­лем которых является субъект права; свобода мысли; субъектив­ная значимость национальных культурных ценностей.

Цель противодействия заключается в предупреждении прояв­ления угроз безопасности этих объектов и минимизации послед­ствий проявления угроз.

Основная угроза сведениям, обладателем которых является субъект права, заключается в искажении этих сведений посредством навя­зывания ложной информации. В основу правового регулирования отношений в области противодействия навязыванию ложной ин­формации положен принцип выделения социально опасных дей­ствий, связанных с передачей или распространением такой ин­формации (клевета, обман и злоупотребление доверием, заведо­мо ложная реклама и т.п.), и их запрета под угрозой применения к виновным лицам административной или уголовной ответствен­ности. Нормы права, регулирующие эти отношения, входят в со­став отраслей административного или уголовного права.

Основная угроза свободе мысли заключается в применении средств нарушения независимости психической деятельности мозга чело­века, например, таких, как скрытые вставки, скрытая реклама.

Скрытая вставка представляет собой изображение, сюжет, ме­лодию или текстовое сообщение, которые являются составной частью программ, фильмов или компьютерных программ, отно­сящихся к специальным средствам массовой информации. Они воспринимаются человеком через подсознание и (или) оказыва­ют вредное воздействие на его здоровье.

В отличие от «скрытой вставки» дефиниция «скрытая реклама» в законодательстве определяется как реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Основу правовой конструкции регулирования отношений в рас­сматриваемых областях составляют нормы конституционного пра­ва, гарантирующие каждому человеку осуществление права на сво­боду мысли, а также нормы, предусматривающие возможность использования для защиты этого права целой системы юридических институтов, включающей институты конституционного кон­троля, судебной защиты, административно-правовой защиты, го­сударственного надзора, международного контроля и междуна­родной судебной защиты.

Основная угроза субъективной значимости национальных куль­турных ценностей заключается в их девальвации вследствие про­паганды образцов массовой культуры, основанных на культе на­силия, а также духовных и нравственных ценностей, противоре­чащих принятым в российском обществе. Эта угроза проявляет­ся в виде деятельности граждан или их объединений по распро­странению идей религиозного экстремизма и нетерпимости, эт­нического превосходства или унижения. Распространение таких идей при отсутствии контрпропаганды со стороны общества и государства приводит к размыванию в индивидуальном и обще­ственном сознании значимости традиционных ценностей, фор­мированию представлений об отсутствии социальной поддерж­ки этих ценностей.

Основу правового регулирования отношений в области противо­действия этой угрозе составляет принцип закрепления в нормах права запрета на распространение и использование основных эле­ментов культуры, основанной на идеях насилия, национальной и религиозной ненависти, оскорбляющих в связи с этим нацио­нальные культурные ценности российского народа, включая использование относящихся к ней символов, и юридической от­ветственности лиц и объединений граждан, нарушающих данный запрет.

Правовое обеспечение безопасности информации в форме сооб­щений определяется совокупностью правовых норм и институтов, регулирующих отношения, объектами которых являются сообще­ния, передаваемые по каналам связи, данные, накапливаемые и обрабатываемые в информационных системах, автоматизирован­ных системах управления, а также документы как входящие, так и не входящие в информационные системы.

Основная цель правового регулирования в этой области состоит в предупреждении, выявлении и пресечении проявлений угроз без­опасности этих объектов и минимизации последствий таких про­явлений.

Основная угроза безопасности информации в форме сообщений заключается в их несанкционированной модификации, уничтожении или задержке. Эта угроза проявляется в форме соответству­ющих действий физических или юридических лиц.

В основу правового регулирования отношений в области противо­ действия данной угрозе положены следующие принципы:

- выделение социально опасных действий, направленных на нарушение безопасности сообщений (документов), передаваемых по каналам связи, данных, накапливаемых и обрабатываемых в информационных системах, в автоматизированных системах уп­равления, и запрет этих действий под угрозой применения уго­ловной или административной ответственности;

- формирование механизмов установления, поддержания и сня­тия режимов общедоступной информации и информации органи­ческого доступа, в том числе режима тайны (коммерческой, госу­дарственной и иных охраняемых законом тайн);

- закрепление требований к информационным системам, тех­ническим средствам передачи, обработка и хранение информа­ции, контроль выполнения этих требований, а также установле­ние в определенных случаях гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение этих требований;

- правовая охрана установленных режимов доступа к инфор­мации.

Правовое обеспечение безопасности информационной инфраструк­туры образуется совокупностью правовых норм и институтов, ре­гулирующих отношения, объектами которых являются средства связи, автоматизации обработки информации, информационно- телекоммуникационные системы и средства массовой информации.

Основные угрозы безопасности информационной инфраструктуры представляют собой нарушения работоспособности и функцио­нирования основных составляющих информационной инфраструк­туры - информационных и телекоммуникационных систем, се­тей связи, системы массовой информации и т. п.

Основной целью правового обеспечения безопасности информаци­онной инфраструктуры является предупреждение, пресечение и минимизация последствий проявления этих угроз.

Воснову правового регулирования отношений, связанных с обес­печением безопасностисети связи, средств автоматизации обра­боткиинформации и информационно-телекоммуникационных системкак средства взаимодействия между отдельными субъектами, по­ложены принципы:

- установление правового режима радиочастотного спектра и государственный контроль его поддержания;

- закрепление требований к организации зашиты объектов и сооружений связи и установление административной ответствен­ности за их выполнение;

- лицензирование деятельности по предоставлению услуг связи и государственный контроль за соблюдением лицензионных условий;

o - подтверждение соответствия средств связи и услуг установ­ленным требованиям;

- запрет на распространение вредоносных программ и приме­нение уголовной ответственности за его нарушения.

В основу правового регулирования отношений в области обеспе­чения безопасности функционирования средств массовой инфор­мациии информационно-телекоммуникационных систем как сред­ства распространения массовой информации положены прин­ципы:

- ограничение участия иностранных юридических лиц, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в учреждении рос­сийских средств массовой информации;

- запрет на распространение продукции зарубежных средств массовой информации вместо продукции отечественных средств массовой информации в качестве одного из условий получения лицензии на вещание, распространение продукции средств мас­совой информации[1], возможность аннулирования лицензии на вещание в случае неоднократного нарушения лицензионных ус­ловий;

- запрет на осуществление гражданами, должностными лица­ми, предприятиями, учреждениями, организациями, государ­ственными органами действий, направленных на воспрепятство­вание распространению продукции СМИ, и привлечение винов­ных лиц к установленной законом административной ответствен­ности.

Правовое обеспечение безопасности правового статуса субъек­тов информационной сферы образуется совокупностью правовых норм и институтов, регулирующих отношения, объектами кото­рых являются:

- права человека и гражданина на участие в информационных отношениях (на свободу поиска, получения, передачи, производ­ства и распространения информации, на свободу мысли и слова, массовой информации; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго име­ни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений и др.);

- обязанности граждан, возникающие в связи с участием в информационных отношениях (непротиводействие реализации конституционных прав и свобод в области информации; соблюде­ние запретов пропаганды и агитации, возбуждающих расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду; забота о сохра­нении культурного наследия).

Основными угрозами безопасности правового статуса субъектов информационной сферы являются нерациональное ограничение доступа к общественно необходимой информации, открытым информационным ресурсам федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, другой открытой социально значимой ин­формации, манипулирование информацией, противодействие ре­ализации гражданами их права на личную и семейную тайны, дайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также нарушение других законных ограничений на сбор и распро­странение информации.

Основной целью правового обеспечения безопасности правового статуса субъектов информационной сферы является предупреждение, пресечение и минимизация последствий проявления этих угроз.

В основу правового регулирования отношений, связанных с обес­ценением безопасности правового статуса субъектов информацион­ной сферы, положены следующие принципы:

- закрепление государственных гарантий доступа к общедо­ступной информации, в том числе к информации о деятельно­сти государственных органов, органов местного самоуправле­ния;

- установление требований к созданию и функционированию государственных информационных систем и информационных систем органов местного самоуправления;

- законодательное закрепление порядка и условий автомати­зированной обработки персональных данных;

- закрепление порядка использования электронной цифровой подписи в электронном документообороте для обмена юридиче­ски значимыми электронными документами.

 

Правовые нормы и институты, образующие правовое обеспе­чение информационной безопасности, закрепляются в норматив­ных правовых актах, являющихся источниками права в этой области и составляющих соответствующее законодательство.

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие Права и свободы: право каждого свободно искать, получать, пе­редавать, производить и распространять информацию любым за­конным способом; право на неприкосновенность частной жизни, Личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефон- переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; воз­можность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы; запрет на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другие нормы.

Федеральные законы закрепляют значительное количество норм, регулирующих отношения в области обеспечения информацион­ной безопасности. К числу данных законов относятся Федераль­ный конституционный закон «О Правительстве Российской Фе­дерации», Федеральный конституционный закон «Об Уполномо­ченном по правам человека в Российской Федерации», Граждан­ский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российс­кой Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудо­вой кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Россий­ской Федерации и др.

Так, Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет нормы, регулирующие отношения в области защиты конфиденци­альной информации и некоторых иных видов тайн (коммерческой тайны, личной и семейной тайны), признания электронной циф­ровой подписи средством удостоверения сделки.

Кодекс Российской Федерации об административных правона­рушениях устанавливает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), за нарушение правил защиты информации, за незаконную деятельность в облас­ти защиты информации и другие некоторые правонарушения.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает от­ветственность за нарушение неприкосновенности частной жиз­ни, тайны переписки и телефонных переговоров, отказ в предо­ставлении гражданину информации, незаконный экспорт научно- технической информации, разглашение государственной тайны, преступления в сфере компьютерной информации и другие пре­ступления в данной сфере.

Важную роль в правовом регулировании отношений в области обеспечения информационной безопасности играют такие осно­вополагающие нормативные правовые акты, как законы Россий­ской Федерации «О безопасности», «О средствах массовой ин­формации», «О государственной тайне», Патентный закон Рос­сийской Федерации, федеральные законы «Об информации, ин­формационных технологиях и о защите информации», «Об элек­тронной цифровой подписи» и др.

Среди нормативных правовых актов Президента Российской Федерации можно выделить указы Президента Российской Феде­рации «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека», «О дополнительных правах граж­дан на информацию», «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федераль­ных органов исполнительной власти» и др. Кроме того, важной составляющей рассматриваемого законодательства являются ука­зы Президента Российской Федерации, устанавливающие компе­тенцию федеральных органов исполнительной власти в рассмат­риваемой области.

Подзаконные акты Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, принятые по отнесенным к их компетенции вопросам и относящиеся к пред­мету правового обеспечения информационной безопасности, в частности, включают постановления Правительства Российской федерации «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской федерации», «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Россий­ской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных ус­тройств)», «О лицензировании деятельности предприятий, учреж­дений и организаций по проведению работ, связанных с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, созда­нием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государствен­ной тайны», «Об утверждении Положения о лицензировании де­ятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связан­ной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (раз­работанных, приспособленных, запрограммированных) для не­опасного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспо­собленных, запрограммированных) для негласного получения ин­формации в процессе осуществления оперативно-розыскной дея­тельности» и др.

Существует значительное количество правовых актов, приня­тых Гостехкомиссией России (в настоящее время функции упол­номоченного федерального органа исполнительной власти в этой области исполняет ФСТЭК России) по вопросам защиты инфор­мации. Так, вопросы защиты информации затрагиваются в руко­водящих документах Гостехкомиссии России («Концепция защи­ты средств вычислительной техники и автоматизированных си­стем от несанкционированного доступа к информации» 1992 г.).

Кроме того, к источникам права в этой области могут отно­ситься решения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Важной составляющей законодательства в области обеспече­ния информационной безопасности являются также международ­ные договоры Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации состоит из Федерального закона «Об информации, информационных тех­нологиях и о защите информации» и других федеральных зако­нов, регулирующих отношения в области использования инфор­мации.

Предметом правового регулирования в области информации, информационных технологий и защиты информации являются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информа­ции; при применении информационных технологий; при обеспе­чении защиты информации.

Цель правового регулирования заключается в защите прав и сво­бод человека и гражданина в области доступа к информации, информационным технологиям, а также защиты информации от неправомерных действий.

С этой целью законодательно закрепляются правовые режимы информации и информационных технологий, правовой статус обладателя информации, а также институт защиты информации.

Основными принципами правового регулирования отношений, возникающих в рассматриваемой сфере, являются:

- свобода поиска, получения, передачи, производства и рас­пространения информации любым законным способом;

- установление ограничений доступа к информации только фе­деральными законами;

- открытость информации о деятельности государственных ор­ганов, органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральны­ми законами;

- равноправие языков народов Российской Федерации при со­здании информационных систем и их эксплуатации;

- обеспечение безопасности Российской Федерации при со­здании информационных систем, их эксплуатации и защите со­держащейся в них информации;

- достоверность информации и своевременность ее предостав­ления;

- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о част­ной жизни лица без его согласия;

- недопустимость установления нормативными правовыми ак­тами каких-либо преимуществ применения одних информацион­ных технологий перед другими, если только обязательность при­менения определенных информационных технологий для созда­ния и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

 

Правовой режим информации

Объектом рассматриваемого правового режима является инфор­мация, под которой в законодательстве понимаются сведения (со­общения, данные) независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальном носителе путем документирования, с реквизитами, позволяющими опре­делить такую информацию или в установленных законодательством - Российской Федерации случаях ее материальный носитель, назы­вается документированной информацией.

Одной из важных форм документированной информации являет ся электронное сообщение — информация, переданная или получен­ная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

Правовой режим информации включает:

- право использования информации в качестве объекта право­вых отношений;

- право обладания информацией;

- право доступа к информации;

- право собственности и иные вещные права на магнитные носители, содержащие документированную информацию;

- документирование информации;

- право распространения и предоставления информации.

 

Право использования информации в качестве объекта правовых отношений заключается в возможности установления публичных, Гражданских и иных правовых отношений, объектом которых яв­ляется информация.

Законодательством установлено, что в целях заключения гражданско-правовые договоров или оформления иных правоотноше­ний обмен электронными сообщениями, каждое из которых под­писано электронной цифровой подписью или иным аналогом соб­ственноручной Подписи отправителя такого сообщения, в порядке установленном федеральными законами, иными норматив­ными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, под­писанному собственноручной подписью, в случаях, если феде­ральными законами или иными нормативными правовыми акта­ми не устанавливается или не подразумевается требование о со­ставлении такого документа на бумажном носителе.

Право обладания информацией заключается в возможности рас­поряжения ею (разрешение или ограничение доступа; использо­вание, включая распространение; передача другим лицам; право­вая защита и иные действия) по усмотрению обладателя.

Право доступа к информации заключается в возможности ее свободного получения и использования любым лицом и передачи одним лицом другому лицу, в случае если федеральными закона­ми не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней под­разделяется на общедоступную информацию и информацию огра­ниченного доступа.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведе­ния и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедо­ступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой ин­формации.

Условия отнесения к информации ограниченного доступа сведе­ний, составляющих коммерческую, служебную и иную тайну, уста­навливаются федеральными законами.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и по­лучение любой информации в любых формах и из любых источ­ников при условии соблюдения требований, установленных зако­нодательством.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, их дол­жностных лиц в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации, информации, непосредственно затрагива­ющей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных орга­нов, органов местного самоуправления информации, непосред­ственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а так­же информации, необходимой в связи с взаимодействием с ука­занными органами при осуществлении уставной деятельности.

Законодательством установлен запрет на ограничение доступа:

- к нормативным правовым актам, затрагивающим права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, а также устанавлива­ющим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

- информации о состоянии окружающей среды;

- информации о деятельности государственных органов и ор­ганов местного самоуправления, а также об использовании бюд­жетных средств (за исключением сведений, составляющих госу­дарственную или служебную тайну);

- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначен­ных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности инфор­мации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Законодательством установлено, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие докумен- тированную информацию, устанавливаются гражданским законо­дательством. Это означает, что такие носители являются объектами гражданских прав наряду с другими вещами,

Документирование информации как составляющая правового режима информации заключается в том, что недокументирован­ная информация преобразуется в документированную в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Рос­сийской Федерации или соглашением сторон. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизвод­ства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их ком­петенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства И Документооборота для федеральных органов исполнительной уласти.

Право распространения и предоставления информации заключается в возможности свободного осуществления действий, на­правленных на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц Ра спространение), и действий, направленных на получение информации определенным кругом лиц или на передачу информа­ции определенному кругу лиц (предоставление),

Информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяют на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответству­ющих отношениях; подлежащую в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; распространя­емую в Российской Федерации ограниченно или запрещаемую к распространению.

К требованиям, предъявляемым к распространению и предостав­лению информации, относят:

- включение в информацию, распространяемую без использо­вания средств массовой информации, достоверных сведений о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и объеме, которые достаточны для идентификации тако­го лица;

- обеспечение получателю информации лицом, распространя­ющим информацию, возможности отказа от нее при использова­нии для распространения средств, позволяющих определять по­лучателей информации, в том числе почтовых отправлений и элек­тронных сообщений;

- установление соглашения, определяющего порядок предо­ставления информации, между лицами, участвующими в обмене информацией;

- запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или админис­тративная ответственность.

Случаи и условия обязательного распространения информа­ции или предоставления информации, в том числе обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными зако­нами.

Законодательством Российской Федерации могут быть установ­лены виды информации в зависимости от ее содержания или об­ладателя.

 

Правовой статус обладателя информации

Обладателем информации считается лицо (физическое или юри­дическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Фе­дерации, муниципальное образование), самостоятельно создав­шее информацию либо получившее на основании закона или до­говора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

От имени Российской Федерации, субъекта Российской Феде­рации, муниципального образования правомочия обладателя ин­формации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полно­мочий, установленных соответствующими нормативными право­выми актами.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено феде­ральными законами, вправе:

- разрешать или ограничивать доступ к информации, опреде­лять порядок и условия такого доступа;

- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

При осуществлении своих прав обладатель информации обязан:

- соблюдать права и законные интересы иных лиц;

- принимать меры по защите информации;

- ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Обладатель информации, ставшей по его решению общедоступ­ной, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информа­цию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Обладатель информации обязан обеспечить бесплатное предо­ставление: информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, если она размещена этими субъектами в информационно-телекоммуникационных сетях; ин­формации, затрагивающей права и установленные законодатель­ством Российской федерации обязанности заинтересованного лица; иной установленной законом информации, Установление платы за предоставление государственным органами или органом местного самоуправления информации о своей Деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые Установлены федеральными законами.

 

Правовой режим информационных технологий

- Объектом правового режима являются информационные технологии, представляющие собой процессы и(или) методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распростране­ния информации и способы осуществления таких процессо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: