Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Под информационной безопасностью РФ понимается -- состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Правовое обеспечение информационной безопасности является самостоятельным комплексным направлением правового регулирования отношений в области проявления угроз объектам информационной безопасности и противодействия этим угрозам на основе норм и институтов различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, уголовного и информационного).
Предмет правового обеспечения информационной безопасности представляет собой совокупность общественных отношений, на которые направлено правовое воздействие в целях недопущения, выявления и пресечения проявлений угроз объектам национальных интересов в информационной сфере, а также минимизации негативных последствий проявления этих угроз.
Общественные отношения, относящиеся к данному предмету, имеют следующие основные признаки:
- принадлежность к регулируемым правом информационным отношениям, т.е. общественным отношениям по поводу обладания необходимой информацией, передачи части имеющейся информации другим субъектам, а также сохранения в неизвестности оставшейся части информации;
- принадлежность к объектам информационной безопасности, которые представляются важными руководству организаций или государственных органов для эффективного достижения целей их деятельности;
- обусловленность проявлением угроз сохранности основных свойств объектов информационной безопасности организаций и государственных органов.
Совокупность норм и институтов права, регулирующих эти отношения, составляет содержание правового обеспечения информационной безопасности и может быть разделена по объектам безопасности на правовое обеспечение безопасности информации в форме сведений, правовое обеспечение безопасности информации в форме сообщений, правовое обеспечение безопасности информационной инфраструктуры и правовое обеспечение безопасности правового статуса субъекта информационной сферы.
1. Правовое обеспечение безопасности информации в форме сведений образуется совокупностью норм и институтов, регулирующих отношения по поводу следующих объектов: сведения, обладателем которых является субъект права; свобода мысли; субъективная значимость национальных культурных ценностей.
Цель противодействия заключается в предупреждении проявления угроз безопасности этих объектов и минимизации последствий проявления угроз.
Основная угроза сведениям, обладателем которых является субъект права, заключается в искажении этих сведений посредством навязывания ложной информации. В основу правового регулирования отношений в области противодействия навязыванию ложной информации положен принцип выделения социально опасных действий, связанных с передачей или распространением такой информации (клевета, обман и злоупотребление доверием, заведомо ложная реклама и т.п.), и их запрета под угрозой применения к виновным лицам административной или уголовной ответственности. Нормы права, регулирующие эти отношения, входят в состав отраслей административного или уголовного права.
Основная угроза свободе мысли заключается в применении средств нарушения независимости психической деятельности мозга человека, например, таких, как скрытые вставки, скрытая реклама.
Скрытая вставка представляет собой изображение, сюжет, мелодию или текстовое сообщение, которые являются составной частью программ, фильмов или компьютерных программ, относящихся к специальным средствам массовой информации. Они воспринимаются человеком через подсознание и (или) оказывают вредное воздействие на его здоровье.
В отличие от «скрытой вставки» дефиниция «скрытая реклама» в законодательстве определяется как реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Основу правовой конструкции регулирования отношений в рассматриваемых областях составляют нормы конституционного права, гарантирующие каждому человеку осуществление права на свободу мысли, а также нормы, предусматривающие возможность использования для защиты этого права целой системы юридических институтов, включающей институты конституционного контроля, судебной защиты, административно-правовой защиты, государственного надзора, международного контроля и международной судебной защиты.
Основная угроза субъективной значимости национальных культурных ценностей заключается в их девальвации вследствие пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, а также духовных и нравственных ценностей, противоречащих принятым в российском обществе. Эта угроза проявляется в виде деятельности граждан или их объединений по распространению идей религиозного экстремизма и нетерпимости, этнического превосходства или унижения. Распространение таких идей при отсутствии контрпропаганды со стороны общества и государства приводит к размыванию в индивидуальном и общественном сознании значимости традиционных ценностей, формированию представлений об отсутствии социальной поддержки этих ценностей.
Основу правового регулирования отношений в области противодействия этой угрозе составляет принцип закрепления в нормах права запрета на распространение и использование основных элементов культуры, основанной на идеях насилия, национальной и религиозной ненависти, оскорбляющих в связи с этим национальные культурные ценности российского народа, включая использование относящихся к ней символов, и юридической ответственности лиц и объединений граждан, нарушающих данный запрет.
Правовое обеспечение безопасности информации в форме сообщений определяется совокупностью правовых норм и институтов, регулирующих отношения, объектами которых являются сообщения, передаваемые по каналам связи, данные, накапливаемые и обрабатываемые в информационных системах, автоматизированных системах управления, а также документы как входящие, так и не входящие в информационные системы.
Основная цель правового регулирования в этой области состоит в предупреждении, выявлении и пресечении проявлений угроз безопасности этих объектов и минимизации последствий таких проявлений.
Основная угроза безопасности информации в форме сообщений заключается в их несанкционированной модификации, уничтожении или задержке. Эта угроза проявляется в форме соответствующих действий физических или юридических лиц.
В основу правового регулирования отношений в области противо действия данной угрозе положены следующие принципы:
- выделение социально опасных действий, направленных на нарушение безопасности сообщений (документов), передаваемых по каналам связи, данных, накапливаемых и обрабатываемых в информационных системах, в автоматизированных системах управления, и запрет этих действий под угрозой применения уголовной или административной ответственности;
- формирование механизмов установления, поддержания и снятия режимов общедоступной информации и информации органического доступа, в том числе режима тайны (коммерческой, государственной и иных охраняемых законом тайн);
- закрепление требований к информационным системам, техническим средствам передачи, обработка и хранение информации, контроль выполнения этих требований, а также установление в определенных случаях гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение этих требований;
- правовая охрана установленных режимов доступа к информации.
Правовое обеспечение безопасности информационной инфраструктуры образуется совокупностью правовых норм и институтов, регулирующих отношения, объектами которых являются средства связи, автоматизации обработки информации, информационно- телекоммуникационные системы и средства массовой информации.
Основные угрозы безопасности информационной инфраструктуры представляют собой нарушения работоспособности и функционирования основных составляющих информационной инфраструктуры - информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, системы массовой информации и т. п.
Основной целью правового обеспечения безопасности информационной инфраструктуры является предупреждение, пресечение и минимизация последствий проявления этих угроз.
Воснову правового регулирования отношений, связанных с обеспечением безопасностисети связи, средств автоматизации обработкиинформации и информационно-телекоммуникационных системкак средства взаимодействия между отдельными субъектами, положены принципы:
- установление правового режима радиочастотного спектра и государственный контроль его поддержания;
- закрепление требований к организации зашиты объектов и сооружений связи и установление административной ответственности за их выполнение;
- лицензирование деятельности по предоставлению услуг связи и государственный контроль за соблюдением лицензионных условий;
o - подтверждение соответствия средств связи и услуг установленным требованиям;
- запрет на распространение вредоносных программ и применение уголовной ответственности за его нарушения.
В основу правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности функционирования средств массовой информациии информационно-телекоммуникационных систем как средства распространения массовой информации положены принципы:
- ограничение участия иностранных юридических лиц, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в учреждении российских средств массовой информации;
- запрет на распространение продукции зарубежных средств массовой информации вместо продукции отечественных средств массовой информации в качестве одного из условий получения лицензии на вещание, распространение продукции средств массовой информации[1], возможность аннулирования лицензии на вещание в случае неоднократного нарушения лицензионных условий;
- запрет на осуществление гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами действий, направленных на воспрепятствование распространению продукции СМИ, и привлечение виновных лиц к установленной законом административной ответственности.
Правовое обеспечение безопасности правового статуса субъектов информационной сферы образуется совокупностью правовых норм и институтов, регулирующих отношения, объектами которых являются:
- права человека и гражданина на участие в информационных отношениях (на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, на свободу мысли и слова, массовой информации; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.);
- обязанности граждан, возникающие в связи с участием в информационных отношениях (непротиводействие реализации конституционных прав и свобод в области информации; соблюдение запретов пропаганды и агитации, возбуждающих расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду; забота о сохранении культурного наследия).
Основными угрозами безопасности правового статуса субъектов информационной сферы являются нерациональное ограничение доступа к общественно необходимой информации, открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, другой открытой социально значимой информации, манипулирование информацией, противодействие реализации гражданами их права на личную и семейную тайны, дайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также нарушение других законных ограничений на сбор и распространение информации.
Основной целью правового обеспечения безопасности правового статуса субъектов информационной сферы является предупреждение, пресечение и минимизация последствий проявления этих угроз.
В основу правового регулирования отношений, связанных с обесценением безопасности правового статуса субъектов информационной сферы, положены следующие принципы:
- закрепление государственных гарантий доступа к общедоступной информации, в том числе к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;
- установление требований к созданию и функционированию государственных информационных систем и информационных систем органов местного самоуправления;
- законодательное закрепление порядка и условий автоматизированной обработки персональных данных;
- закрепление порядка использования электронной цифровой подписи в электронном документообороте для обмена юридически значимыми электронными документами.
Правовые нормы и институты, образующие правовое обеспечение информационной безопасности, закрепляются в нормативных правовых актах, являющихся источниками права в этой области и составляющих соответствующее законодательство.
В Конституции Российской Федерации закреплены следующие Права и свободы: право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; право на неприкосновенность частной жизни, Личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефон- переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; запрет на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другие нормы.
Федеральные законы закрепляют значительное количество норм, регулирующих отношения в области обеспечения информационной безопасности. К числу данных законов относятся Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет нормы, регулирующие отношения в области защиты конфиденциальной информации и некоторых иных видов тайн (коммерческой тайны, личной и семейной тайны), признания электронной цифровой подписи средством удостоверения сделки.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), за нарушение правил защиты информации, за незаконную деятельность в области защиты информации и другие некоторые правонарушения.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки и телефонных переговоров, отказ в предоставлении гражданину информации, незаконный экспорт научно- технической информации, разглашение государственной тайны, преступления в сфере компьютерной информации и другие преступления в данной сфере.
Важную роль в правовом регулировании отношений в области обеспечения информационной безопасности играют такие основополагающие нормативные правовые акты, как законы Российской Федерации «О безопасности», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», Патентный закон Российской Федерации, федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об электронной цифровой подписи» и др.
Среди нормативных правовых актов Президента Российской Федерации можно выделить указы Президента Российской Федерации «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека», «О дополнительных правах граждан на информацию», «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и др. Кроме того, важной составляющей рассматриваемого законодательства являются указы Президента Российской Федерации, устанавливающие компетенцию федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой области.
Подзаконные акты Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, принятые по отнесенным к их компетенции вопросам и относящиеся к предмету правового обеспечения информационной безопасности, в частности, включают постановления Правительства Российской федерации «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской федерации», «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)», «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для неопасного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» и др.
Существует значительное количество правовых актов, принятых Гостехкомиссией России (в настоящее время функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в этой области исполняет ФСТЭК России) по вопросам защиты информации. Так, вопросы защиты информации затрагиваются в руководящих документах Гостехкомиссии России («Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации» 1992 г.).
Кроме того, к источникам права в этой области могут относиться решения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Важной составляющей законодательства в области обеспечения информационной безопасности являются также международные договоры Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации состоит из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других федеральных законов, регулирующих отношения в области использования информации.
Предметом правового регулирования в области информации, информационных технологий и защиты информации являются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; при применении информационных технологий; при обеспечении защиты информации.
Цель правового регулирования заключается в защите прав и свобод человека и гражданина в области доступа к информации, информационным технологиям, а также защиты информации от неправомерных действий.
С этой целью законодательно закрепляются правовые режимы информации и информационных технологий, правовой статус обладателя информации, а также институт защиты информации.
Основными принципами правового регулирования отношений, возникающих в рассматриваемой сфере, являются:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- открытость информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
- равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
- обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления;
- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
- недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Правовой режим информации
Объектом рассматриваемого правового режима является информация, под которой в законодательстве понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на материальном носителе путем документирования, с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством - Российской Федерации случаях ее материальный носитель, называется документированной информацией.
Одной из важных форм документированной информации являет ся электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
Правовой режим информации включает:
- право использования информации в качестве объекта правовых отношений;
- право обладания информацией;
- право доступа к информации;
- право собственности и иные вещные права на магнитные носители, содержащие документированную информацию;
- документирование информации;
- право распространения и предоставления информации.
Право использования информации в качестве объекта правовых отношений заключается в возможности установления публичных, Гражданских и иных правовых отношений, объектом которых является информация.
Законодательством установлено, что в целях заключения гражданско-правовые договоров или оформления иных правоотношений обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной Подписи отправителя такого сообщения, в порядке установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Право обладания информацией заключается в возможности распоряжения ею (разрешение или ограничение доступа; использование, включая распространение; передача другим лицам; правовая защита и иные действия) по усмотрению обладателя.
Право доступа к информации заключается в возможности ее свободного получения и использования любым лицом и передачи одним лицом другому лицу, в случае если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Условия отнесения к информации ограниченного доступа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную тайну, устанавливаются федеральными законами.
Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении уставной деятельности.
Законодательством установлен запрет на ограничение доступа:
- к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Законодательством установлено, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие докумен- тированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Это означает, что такие носители являются объектами гражданских прав наряду с другими вещами,
Документирование информации как составляющая правового режима информации заключается в том, что недокументированная информация преобразуется в документированную в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации или соглашением сторон. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства И Документооборота для федеральных органов исполнительной уласти.
Право распространения и предоставления информации заключается в возможности свободного осуществления действий, направленных на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц Ра спространение), и действий, направленных на получение информации определенным кругом лиц или на передачу информации определенному кругу лиц (предоставление),
Информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяют на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащую в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; распространяемую в Российской Федерации ограниченно или запрещаемую к распространению.
К требованиям, предъявляемым к распространению и предоставлению информации, относят:
- включение в информацию, распространяемую без использования средств массовой информации, достоверных сведений о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и объеме, которые достаточны для идентификации такого лица;
- обеспечение получателю информации лицом, распространяющим информацию, возможности отказа от нее при использовании для распространения средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений;
- установление соглашения, определяющего порядок предоставления информации, между лицами, участвующими в обмене информацией;
- запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Правовой статус обладателя информации
Обладателем информации считается лицо (физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
При осуществлении своих прав обладатель информации обязан:
- соблюдать права и законные интересы иных лиц;
- принимать меры по защите информации;
- ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Обладатель информации, ставшей по его решению общедоступной, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Обладатель информации обязан обеспечить бесплатное предоставление: информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, если она размещена этими субъектами в информационно-телекоммуникационных сетях; информации, затрагивающей права и установленные законодательством Российской федерации обязанности заинтересованного лица; иной установленной законом информации, Установление платы за предоставление государственным органами или органом местного самоуправления информации о своей Деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые Установлены федеральными законами.
Правовой режим информационных технологий
- Объектом правового режима являются информационные технологии, представляющие собой процессы и(или) методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессо