Работа с деформированным текстом




Актуализация знаний

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Для этого разгадайте загадку.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ….(…..).

Что изображено на картинках? Назовите одним словом.

-ВРЕМЯ, ВРЕМЕНА.

-Сопоставьте угаданное слово с той частью речи, которую изучали на последних уроках.

Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

-ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

1. Целеполагание.

А теперь, опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока:

Цели урока

1.Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».

2.Научиться определять временные формы глагола.

Эпиграфом к нашему уроку служат слова,запишите их,пожалуйста,в тетрадь:

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены» А.М.Пешковский

Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня наша общая задача – продолжить получать знания о глаголах и убедиться, что они действительно оживляют нашу речь.

II. Стадия осмысления.

Ребята, а что вы уже знаете о глаголах?

Прием «Верные и неверные утверждения».

Повторим следующим образом:

- Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол в предложении согласуется с подлежащим.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.
4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
5. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.


Напишите ответы.


- Сделаем вывод.
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о времени глагола.

III. Работа над новым материалом.

1. Путешествие на машине времени

Запишите четверостишье: Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)сялиствою.

Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы).

 

-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –пр.в.

- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.

-Продолжаем путешествие.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)

-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- буд.в.

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?(Глаголы бывают в пр.в., н.в., буд.в.)

Составим схему

Время глагола

прошедшее настоящее будущее

что делал, сделал? что делает? что будет делать? что сделает?

Вывод:

глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас – настоящего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущего времени.

А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике

 

Работа с текстом

Работа с текстом В. Бианки «Лесной оркестр». Выборочное списывание.

- Выпишите глаголы. Укажите время.

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.

Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

Физкультминутка.

- Немного отдохнем

Игра

Прошедшее время - присесть

Настоящее время – руки на пояс

Будущее время – ходьба на месте

Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел

 

С помощью своих носиков похвалите себя, напишите слово молодцы.

 

Игра «Один лишний»

1. Попал, пришел, сел, играет

2. Мечтал,отдыхает,рисует, учит

3. Нарисует, поест,будет купаться,шагал

4. Стирает, поливает, учит

 

V. Закрепление.

Работа с деформированным текстом

Задание: 1. Прочитать текст выразительно.

1. Определить основную мысль текста.

2. В тексте подчеркнуть глаголы как части речи, определить морфологические признаки.

3. Письменно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Весенняя уборка

Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа будет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно см…треть, как природа заботливо уб…рает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый мусор. Один раз весной она закрыва…т его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.

Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымят(?)ся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело, они живут, но их время прошло. Сейчас уд…вляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветники звездочки. Изредка попадает(?)ся, но тоже удивля…т волчье лыко.

Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.

М.М.Пришвин

2) Зарядка для мозгов “Кто что делает?”

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь -.., ветер - …, гром - …, молния -.., трава -.., дождь - …, огонь - …, солнце -.., вода -..

Творческая работа.

Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.

 

VI. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

И я довольна вашей работой. Молодцы!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: