Актуализация знаний
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Для этого разгадайте загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ….(…..).
Что изображено на картинках? Назовите одним словом.
-ВРЕМЯ, ВРЕМЕНА.
-Сопоставьте угаданное слово с той частью речи, которую изучали на последних уроках.
Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.
-ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.
1. Целеполагание.
А теперь, опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока:
Цели урока
1.Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».
2.Научиться определять временные формы глагола.
Эпиграфом к нашему уроку служат слова,запишите их,пожалуйста,в тетрадь:
«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены» А.М.Пешковский
Прочтите его. Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня наша общая задача – продолжить получать знания о глаголах и убедиться, что они действительно оживляют нашу речь.
II. Стадия осмысления.
Ребята, а что вы уже знаете о глаголах?
Прием «Верные и неверные утверждения».
Повторим следующим образом:
- Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол в предложении согласуется с подлежащим.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.
4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
5. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
|
Напишите ответы.
- Сделаем вывод.
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о времени глагола.
III. Работа над новым материалом.
1. Путешествие на машине времени
Запишите четверостишье: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)сялиствою.
Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы).
-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)
Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)
-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –пр.в.
- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
«Снег что делает? тает»
«Ручьи что делают? бегут»
-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).
Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.
|
-Продолжаем путешествие.
Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?
«Соловьи что сделают? засвищут»
«Лес что сделает? Оденется»
-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)
-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- буд.в.
Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?(Глаголы бывают в пр.в., н.в., буд.в.)
Составим схему
Время глагола
прошедшее настоящее будущее
что делал, сделал? что делает? что будет делать? что сделает?
Вывод:
глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшего времени;
глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас – настоящего времени;
глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущего времени.
А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике
Работа с текстом
Работа с текстом В. Бианки «Лесной оркестр». Выборочное списывание.
- Выпишите глаголы. Укажите время.
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
Физкультминутка.
|
- Немного отдохнем
Игра
Прошедшее время - присесть
Настоящее время – руки на пояс
Будущее время – ходьба на месте
Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел
С помощью своих носиков похвалите себя, напишите слово молодцы.
Игра «Один лишний»
1. Попал, пришел, сел, играет
2. Мечтал,отдыхает,рисует, учит
3. Нарисует, поест,будет купаться,шагал
4. Стирает, поливает, учит
V. Закрепление.
Работа с деформированным текстом
Задание: 1. Прочитать текст выразительно.
1. Определить основную мысль текста.
2. В тексте подчеркнуть глаголы как части речи, определить морфологические признаки.
3. Письменно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
Весенняя уборка
Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа будет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно см…треть, как природа заботливо уб…рает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый мусор. Один раз весной она закрыва…т его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.
Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымят(?)ся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело, они живут, но их время прошло. Сейчас уд…вляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветники звездочки. Изредка попадает(?)ся, но тоже удивля…т волчье лыко.
Лед растаял на лесной дороге, остался навоз, и на этот навоз, как будто чуя его, налетело из еловых и сосновых шишек множество семян.
М.М.Пришвин
2) Зарядка для мозгов “Кто что делает?”
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь -.., ветер - …, гром - …, молния -.., трава -.., дождь - …, огонь - …, солнце -.., вода -..
Творческая работа.
Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.
VI. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
И я довольна вашей работой. Молодцы!