Историческое развитие иллюстраций в печатных изданиях




КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Роль иллюстраций в русских и зарубежных печатных изданиях

 

Руководитель _________ ______________
подпись, дата инициалы, фамилия
Студент _______________________ _________ ______________
номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

Красноярск 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие иллюстраций в печатных изданиях

1.1. История иллюстрации

1.2.Характеристика иллюстраций в печатных изданиях

1.2.1. Виды иллюстраций

1.2.2. Иллюстрации как самостоятельный смысловой компонент. Связь с текстом

1.3. Функциональное назначение иллюстраций

1.4. Способы иллюстрирования

1.4.1. Особенности иллюстрирования различных типов изданий

2. Сравнение иллюстраций в русских и зарубежных печатных изданиях

2.1. Роль иллюстраций в газете «Коммерсант-Daily»

2.2. Роль иллюстраций в газете «The New York Times»

2.3. Анализ роли иллюстраций в изданиях «Коммерсант-Daily» и «The New York Times»

Заключение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Убеждённость в том, что "лучше один раз увидеть" оставалась действенной ещё в прошлом столетии – стоит вспомнить А. Тойнби или М. Ростовцева, не представлявших своё творчество без странствий по античным руинам и без посещения памятников или музеев. В наш век виртуальных и цифровых технологий люди чаще обходятся компьютерными или книжными иллюстрациями. Под иллюстрацией понимается изображение сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст, это своего рода образный комментарий. С появлением книги текст и изображение всё чаще начинают сопровождать друг друга, однако связь между ними всё ещё мало изучена со структурной точки зрения. Сегодня иллюстрация стала полноценным и обязательным компонентом каждого издания. Часто она занимает ведущее, по отношению к текстовому материалу, значение. Более того, всё большую роль в газете начинает играть самостоятельная иллюстрация, как особый медиатекст, сообщающий о событии как полноценный журналистский материал. Участвуя в последовательной цепочке передачи информации от отправителя к получателю, иллюстрация в СМИ стала особой формой коммуникации, имеющей собственный язык и принципы передачи информации.

Актуальность темы исследования состоит в том, что роль иллюстрации в прессе – явление, ещё недостаточно исследованное, и большая часть публикаций, так или иначе посвящённых истории и пробле­матике иллюстрирования в периодике, связана с жизнью и твор­ческой деятельностью художников-иллюстраторов и гравёров. Тогда как анализ иллюстративных компонентов является важным направлением в исследовании периодических изданий. В связи с этим представляется актуальным исследование иллюстраций современных периодических печатных изданий, так как в сложившемся медиапространстве визуальные средства коммуникации превратились из вторичного источника информации в полноценный компонент текста.

Целью курсовой работы является исследование роли иллюстраций в русских и зарубежных печатных изданиях на примере газет «Коммерсант-Daily» и «The New York Times».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

· Рассмотреть историческое развитие иллюстраций в печатных изданиях

· Определить характеристику иллюстраций

· Обозначить функциональное назначение иллюстраций

· Представить способы иллюстрирования

· Сравнить особенности иллюстраций и их роль в газетах «Коммерсант-Daily» и «The New York Times»

Новизна работы заключается в том, что роль иллюстраций в печатных изданиях практически не изучена со структурной точки зрения, в то время как использование различных видов иллюстраций имеет определённую закономерность в зависимости от типологических особенностей издания.

Объект исследования - иллюстрации как инструмент визуализации печатных изданий.

Предмет исследования - иллюстрации в русских и зарубежных печатных изданиях.

Основными методами исследования стали:

· изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике и медиа;

· наблюдение;

· сравнительный анализ особенностей иллюстрирования в русских и зарубежных печатных изданиях.

 

Сравнивая иллюстрации в русских и зарубежных изданиях сразу заметна разница, но есть и схожие черты:

Ø Фоторепортаж.

Ø Фотопортрет.

Ø Диаграммы и графики.

Из различий можно отметить:

Ø Реклама.

Ø Качество и размер.

Ø Целесообразность иллюстраций.

 

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что материал данной работы может быть полезен для дальнейшего изучения и анализа иллюстраций в СМИ, а также для лучшего понимания того, как использовать иллюстрации при оформлении различных типов периодических изданий.

 

 


 

Историческое развитие иллюстраций в печатных изданиях

1.1. История иллюстрации

«Иллюстрация» — латинское слово, в буквальном переводе означающее «освещение», «объяснение». В узком смысле слова, под иллюстрацией подразумевают рисунок в печати. Если словом можно выразить любую мысль, то иллюстрация, благодаря своей наглядности, облегчает усвоение этой самой мысли.

Значимую роль в истории развития иллюстрации сыграл период с XIV по XV век, связанный с изобретением книгопечатания в Европе. В Германии в середине 1440-х годов Иоганн Гутенберг разработал первый печатный станок. Печать производилась путём прижатия бумаги к доске, на которую уже была нанесена иллюстрация. Доски смазывались чёрной краской, поэтому отпечаток иллюстрации, остававшийся на бумаге, был таким же чёрными, как и сам текст.

Нужно заметить, что изобретение печатания рисунков предшествовало открытию книгопечатания: до нас дошло несколько рукописей с рисунками, оттиснутыми посредством деревянных печатных форм. Как на переходную ступень к книгопечатанию можно указать на так называемые ксилографические книги, существовавшие до изобретения Гутенберга и представлявшие собою оттиски с досок, на которых вырезывались рисунки и текст.

В России открытие первой типографии относят к 1553 г. Её основателями были Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Сначала иллюстрации представляли собой миниатюры, рисовавшиеся с большим мастерством от руки. Затем в книгах стали печататься гравюры на дереве и меди, а уже после литографии и торцовые гравюры. Большинство гравюр к этим книгам изготовлялось в Англии, Германии, Франции или иностранными художниками, работавшими в России. В начале XIX века писатели и художники стали чаще обращаться к изображению русской жизни.

Начиная с XVII столетия, на книжном рынке произошло расслоение на дешёвую массовую книгу для «простого народа» и дорогую для буржуазии и аристократии. В дешёвых изданиях иллюстрации печатались типографским способом с деревянных досок, и гравюра на дереве приняла в них грубый характер. Дорогие издания украшались изящными картинками и виньетками, гравированными на меди. Виньетка (франц. vignette) – композиционно завершённое графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер. Зачастую виньетки использовались в качестве визуальной метафоры или аллегории и размещались на титульных листах, на начальных и последних страницах.

Дальнейшее развитие техники гравирования, изобретение гальванопластики, давшей возможность получать в каком угодно количестве точные металлические
копии гравированных деревянных досок, изобретение литографии, создание торцовой тоновой репродукционной гравюры и, наконец, открытие фотомеханических способов воспроизведения рисунков, наряду с общим
усовершенствованием техники печатного дела, — всё это способствовало большому распространению в XIX веке иллюстрированных книг самого разнообразного содержания. И в научных книгах иллюстрации начали занимать почётное место, часто даже заслоняя собой текст. Появились иллюстрации также и на обложках книг. С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы.

Нельзя обойти стороной развитие журнальной и газетной иллюстрации. Возникновение первых газет в Европе относится к началу XVII столетия, а в России — к началу XVIII. Первые газеты были очень скромны по своим размерам и по своему содержанию, но попытки снабжать их иллюстрациями делались чуть ли не с самого возникновения печатной газеты. Ещё в XVII столетии в газетах встречались резанные на дереве и на меди гравюры. В XVIII веке иллюстрация начинает завоёвывать себе место в газетах во всех странах. Даже в первой русской газете «Ведомости о военных и иных делах», начавшей выходить в Москве с 1703 года, в 1708 году была помещена первая газетная иллюстрация, изображение только что происшедшей морской битвы.

Что касается иллюстрированных журналов, то они появились только в 1830-х годах. История первого иллюстрированного журнала связана с именем известного революционного художника Домье. Это был французский сатирический журнал «Карикатура», основанный в 1830 году для борьбы с июльской монархией. Вскоре почти одновременно в различных странах появились дешевые иллюстрированные журналы, имевшие целью наглядно знакомить читающую публику с событиями дня, выдающимися современными деятелями на различных поприщах и со всем, что представляло интерес в данный момент. Первые сатирические и юмористические издания с карикатурами «Весельчак» и «Юмористические листки» возникли в России в 1858 году.

С появлением фотографии в 1837 году, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился, что значительно отразилось на развитии журнальной и газетной иллюстраций. Теперь весь процесс был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. И на основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). В связи с этим стало быстро расти число новых периодических изданий и количество иллюстраций в них.

Появились специальные иллюстрированные газеты. В 1873 году в Америке вышла «Иллюстрированная газета», и в том же году была основана первая ежедневная газета «Нью-Йорк Дэйли График».

Иллюстрирование в русских дореволюционных газетах было развито очень слабо. Например, самый распространенный в дореволюционной России еженедельный иллюстрированный журнал для «семейного» чтения «Нива», выходивший с 1870 года, отражал идеологию, круг вкусов и требований мелкой буржуазии, обывателя.

Развитие карикатуры также шло в тесной связи с развитием периодической печати. Самые ранние карикатуры существовали в виде отдельных листов и особых газетных прибавлений. Одним из самых крупных художников XIX века был Оноре Домье, им было создано всё самое значительное в области политической и социальной карикатуры того времени.

Политическая карикатура в России, вследствие тяжелого гнёта царской цензуры, до революции 1905 года занимала самое скромное место. Если не
считать патриотических листков Теребенева и некоторых карикатур «Искры» (журнал середины XIX века), то она почти совершенно отсутствовала в старой России. Только после революционного подъёма в начале XX века к жизни воспаряла и карикатура, наряду с нелегальной политической литературой. Широкое развитие политическая карикатура получила в 1905—1906 гг. Жестокая политическая борьба прекрасно отражалась в целом ряде иллюстрированных сатирических журналов.

В наше время велика роль фотографического изображения как в личном и общественном быту, так и в науке, в технике. Фотография, использованная в качестве иллюстрации, обладает громадной силой воздействия благодаря своей документальности. Её применение в газетном деле увеличивается скаждым годом, она приобретает значение, равное с репортажем. Крупнейшие иностранные газеты освещают события и происшествия пером репортёра и одновременно объективом фотоаппарата. В настоящее время мы имеем специальные иллюстрированные журналы и газеты почти во всех странах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: