Культура Средневековья. Общая характеристика.




 

Средневековье – один из самых продолжительных периодов в истории западноевропейской литературы, сопоставимый только с античностью. Название появилось в эпоху Возрождения (Античность – Возрождение, то, что посредине – средние века). Петрарка – итальянский поэт – охарактеризовал эпоху как «Темные века» – мрачное, бескультурное средневековье. Разрушение античных построек, произведений искусств. Принято считать, что средневековье уничтожило древнюю цивилизацию, философию, политику и юриспруденцию, и единственным ее заимствованием от погибшего древнего мира было христианство. Кроме того, существует устойчивое представление об этой эпохе как о мрачном периоде истории, в котором безраздельно властвовала церковь, подчинявшая своему влиянию все области человеческой деятельности. Плохая репутация (темные века), но это неправда. Формирования государств и наций в Европе. Очень важный период.

Для адекватной оценки культуры европейского средневековья необходимо учитывать три важнейших момента:

1. несмотря на общепринятое мнение, разрыв культурной преемственности между античностью и средневековьем не был полным и катастрофичным;

2. влияние церкви на становление новой, христианской по своему духу цивилизации, в частности, на образование и искусство имело не только отрицательное, но и положительное воздействие;

3. искусство и литература средних веков в разных странах и на разных этапах исторического развития неоднородны.

Периодизация: единой нет. Точка начала – наиболее спорная. Чаще всего – падение Римской империи 476 г. н.э. конец - начало эпохи Возрождения (XIV в.). Роль падения Римской империи в начале нового этапа истории литературы оспаривается.

Падение Западно-римской империи. В начале V в. положение Западно-римской империи осложнилось. В 401 в Италию вторглись вестготы во главе с Аларихом, а в 404 – остготы, вандалы и бургунды. 408 г. Аларих вновь вторгся в Италию и в 410 взял Рим. В начале 450-х на Западно-римскую империю обрушились гунны во главе с Аттилой. Только смерть Аттилы в 453 и распад его племенного союза избавили Запад от гуннской угрозы.

Под властью Рима к началу 460-х осталась фактически одна Италия. Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императоров. Затянувшейся агонии Западно-римской империи положил конец Одоакр: в 476 он сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула и основал на территории Италии собственное варварское королевство.

Другой вариант – утверждение христианства (начало 4 века).

Утверждение христианства: Первые века – страшные гонения на христиан в Римской империи, огромное количество мучеников. В 313 император Константин Великий принял христианство, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361–363) провалилась.

Еще один вариант: формирование канонического текста Библии (середина 4 века)

Формирование канонического текста Библии – до этого огромное количество евангелий (рассказов о жизни Христа, их насчитывалось до 100, в разных Христианских общинах почитались разные). Лаодикийский собор в г. Лаодикия в Малой Азии (343 или 360 г.). Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. 59-е правило запрещает чтение в церквях библейских книг, не обозначенных в соборном постановлении и следующим 60-м правилом определяет библейский канон Ветхого и Нового Заветов

Все остальные книги – апокрифы (греч. apokryphos – сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания.

Конец средневековья – начало – середина 14в. (зарождение Ренессанса в Италии, деятельность Данте и Петрарки). Другой вариант – 15 в. – распространение культуры Возрождения в большинстве европейских стран.

 

Внутренняя периодизация включает деление на два основных периода:

Раннее средневековье: 5-10 вв. «темные века» - постоянные войны, спад культуры, опустошение городов, антисанитария, неграмотность (вплоть до королей), европейская культура уступает арабской (цифры, философия, медицина).

 

Особенности периода:

Великое переселение народов - Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Народы идут из Азии, Римская империя их отбрасывает и ассимилирует (варвар – чужой, небритый, затем племена разрушают Рим). Варвары – дальние предки современных европейских народов. Войны – варвары – будущие рыцари, профессиональные войны.

Причины:

Демографические: К III - IV вв. н.э. население у варваров увеличилось до такой степени, что им стало не хватать земли. Территория Римской империи, обладавшая плодородными землями, стала объектом постоянных нападений.

Социально-экономические: Рост социальных противоречий и образование государственности у кочевников,необходимость пополнять скудную экономику путем набегов на земледельческие общины и города.

Климатические: Изменение климата (стало либо суше, либо влажнее), а кочевникам нужны были большие пастбища.

Захват и освоение чужой земли осуществлялся усилиями всего кочевого коллектива, уничтожавшего или покорявшего и включавшего в свой состав обитавшее здесь население.

Современные исследователи называют подобные действия термином "нашествие". Впечатление необычайного могущества наступающих степняков объяснялось тем, что это не был поход отдельной дружины или какого-то более или менее организованного войска. Наступало все население со своими стадами, кибитками, полными детей и женщин, с огромным количеством всадников-мужчин всех возрастов и молодых незамужних женщин. Возглавлялись они наиболее сильными и активными представителями влиятельных богатых родов, принадлежавших обязательно к тому объединению или племени, которое начинало нашествие.

Зрелое (высокое) (11 - середина 14 вв.) – В исторической жизни Западной Европы это период, когда окончательно осуществился переход от варварских империй к классической феодальной государственности.Средневековое дворянство становится господствующим классом во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре. На этом историческом отрезке состоялись все восемь крестовых походов (1095—1291 гг.). Европейское рыцарство пришло в Сирию, Палестину, Египет. Они раздвинули границы средневековой Европы, расширили ее торговые связи, приобщили дворян к утонченной восточной культуре. В повседневный быт европейцев вошли сахар, лимоны, рис, тонкие вина, лекарства, белье, ванны и многое другое. Походы принесли романтику странствий и воинских приключений; осознание рыцарями всех стран общности их высшего призвания — освобождения "гроба Господня" от неверных — способствовало выработке чувства европейского единства.

Подъем ремесел, культуры, появление университетов (Сорбонна, Оксфорд). Интерес к земной жизни (изобретение механических часов – появление ценности времени).

Зрелое средневековье отмечено принципиальными изменениями в европейской культуре (но при этом сохранялся и феодальный характер общественных отношений и теоцентризм).

 

Социально-экономические отношения:

В IX-X веках территория западноевропейских стран была малолюдна, население расселялось на плодородных землях, в основном вокруг сохранившихся с античных времен городов Средиземноморья, где, с течением времени, стали строиться христианские храмы, дворцы государей и их баронов, сохранялись и переписывались книги. Люди вели натуральное хозяйство, которое постепенно, благодаря торговле, стало приобретать все более открытый характер и обмен товарами привел к обмену духовными ценностями.

Основные черты средневекового общества: иерархичность и корпоративный характер. Необходимость иерархии и корпоративного деления была вызвана незащищенностью человека, индивидуума перед внешним миром, перед природой и обществом. Люди объединялись в социально-экономические классы, социально-правовые сословия, на профессиональные ремесленные цехи и купеческие гильдии.

Отношения в обществе носили феодальный характер (феод – земля передается по наследству). Классовое деление на феодалов – собственников земли и на зависимых крестьян – непосредственных производителей. Внутри класса феодалов действовала система вассально-ленных связей. Символом феодальной власти был замок, представлявший собой сначала земляную, потом деревянную, а в дальнейшем и каменную крепость. Владельцу замка – сеньору, или сюзерену служили воины, называвшиеся его вассалами (от кельтского – “свой человек”, «мой человек»). За это они получали пропитание и определенные социальные привилегии (отношения как в семье: феодал – отец, вассалы – взрослые сыновья, он – покровитель, они – советчики).

Сложилась сложная сословно-классовая структура.Сословия – социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, правами и обязанностями. Сословия отличались замкнутостью и наследственностью. Сословия: дворяне, духовенство, горожане. Феодальная мораль – сословная (человек всегда часть сообщества, рыцарского или религиозного ордена, ремесленного цеха, крестьянской общины). Четкая система запретов для каждого сословия (одежда, украшения). Каждое сословие имело свое культурное пространство.

 

Рыцарская культура.

 

Рыцарство – военно-аристократическое сословие. 10-11века – формирование рыцарского сословия. Существовали рыцари 11-13 века. До середины 13 века воинское сословие оставалось открытым.

Происхождение термина «рыцарь».

В поздних латинских источниках воинство называется «милес». Имеет значение - воин, солдат, то есть тот человек, который кому-то служит.

После 9 века словом «милес» обозначают тех, кто носит оружие, тяжеловооруженные конники. С 11 века слово «милес» уходит. В основу нового термина ложится обозначение лошади – шевалье (с франц. «лошадь»). В Германии закрепился термин «риттер» - ездить верхом (происхождение русского слова «рыцарь»). В Испании военный, сидящий на коне, назывался «Идальгос» или «Кабальерос». Таким образом, представление о рыцарстве неразрывно связывается с верховой ездой.

Для рыцарства характерна христианская идеология. В обществе происходит разрыв между сословием рыцарства, с одной стороны, и бедными, неимущими людьми, с другой. Формируется понимание «обездоленных» - это слабые беззащитные люди. В среде рыцарства формируется высокоразвитое чувство долга и помощи обездоленным. Происходит формирование самосознания рыцарства.

Благородство рыцаря распространяется и на врагов (сражаться в равных условиях, нельзя убивать врага сзади).

Особое отношение к рыцарскому коню - он предан хозяину, имеет особое отличительное имя, наделяется голосом.

Образ жизни сформировал определенные модели поведения, образцы для подражания. Рыцарству принадлежал неписанный кодекс чести. Он нашел выражение в рыцарской литературе. Рыцарская (куртуазная) литература – лирика, роман в стихах и прозе.

В рыцарской литературе семь добродетелей противопоставляются грехам. Грехи: гордыня, алчность, чревоугодие, невоздержанность, зависть, гнев, уныние, расточительство. Добродетели: благочестие и набожность, верность клятве, целомудрие, защита убогих и сирот, отказ от своеволия (гордыни – против воли Бога), отказ от роскоши.

В самой рыцарской культуре неофициальный идеал: рыцарь должен иметь благородное, очень древнее происхождение (на практике можно получить этот статус), должен стремиться к воинской славе, быть первым при своем сеньоре, принимать участие в войнах, иметь стремление к приобретению богатства. Богатство тратили на подарки, пиры. Добродетель – щедрость. Стремились одаривать всем, что у них есть. Рыцарь выделяется красотой (телесная красота – дар Божий, уродство – наказание за грехи предков), обаянием, храбростью, ловкостью, силой. Особенно ценилось долголетие. Сформировался культ физической силы и красоты. Направление физической силы – участие в охоте, турнирах, войнах.

Рыцарская система ценностей уточняется в куртуазную эпоху (поведение при дворе, ухаживание за дамами).

Средневековый менталитет:

Теоцентризм (христианская основа) – церковь и общая вера сплачивает Европу (общая вера важнее национальности). Церковная власть выше светской (все решения утверждались в Риме). Церковь определяла все стороны человеческой жизни (за счет своей сплоченности и четкой иерархии).

 

Монастыри – центры образования и воспитания; они смогли сохранить античное наследие. Это были центры письменной культуры. Учеными были монахами (переводится «одинокий»).

Церковь развивала систему монастырских библиотек и скрипториев:

(от лат. skriptor — писец) — мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скрипторий возникли в VI—VII вв. на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. В XIII в. скрипторий приходят в упадок, книжным производством начинают заниматься гор. ремесленники.

Чтение текста носило сакральный характер: книга – редкость; письмо - святая вещь. С 5 века для письма начинает использоваться пергамен (пергамент). Папирус используется там, где имеются связи с Египтом. Изготовление пергамена очень сложный и дорогостоящий процесс. Для его производства использовали шкуры животных: баранов, козлов, волов. Большое количество животных для изготовления одной книги. С 13-14 веков начинает изготавливаться бумага. Широкое распространение получает к концу 14 века.

С развитием образования возникают светские книги. Значение монастырей падает, появляются светские мастерские письма (литература для студентов, учителей). Эти книги проще. Книга постепенно становится объектом массового производства. Меняется предназначение книги: в монастыре – сокровище, в университетах – инструмент познания.

Роль латинского языка.

В условиях разноплеменного населения Европы единственным понятным всем языком была латын ь, которую, для укрепления своей власти, использовало западное крыло христианства в лице римской католической церкви. Латинский язык – государственный язык в период Средневековья. Естественно, латынь стала и языком культуры и межнационального общения. Сформировалось единое языковое пространство, которое соединяет всю территорию. Средневековый латинский язык – средство объединение народов.

Вся литература была на латинском языке: Христианство и его основы были изложены на латинском языке, Библия переведена на латинский язык, основные каноны были зафиксированы на латинском языке, все научные трактаты писались на латинском языке, исторические и литературные произведения писались на латинском языке.

Преподавание в европейских университетах велось на ученой латыни, что делало возможным обучение представителей разных народов. Латинский язык был языком средневековой интеллектуальной жизни. Несмотря на неприятие языческой культуры, латынь изучалась на материале произведений великих римлян: Вергилия, Сенеки, Боэция, Овидия и др.

Среди населения была распространена разговорная латынь. Латинский язык - основа создания новых национальных языков: испанский, итальянский, румынский – романские языки.

До 18 века – латинский язык остается языком дипломатии, языком науки, медицины, языком обучения (монастыри, университеты). Латинский язык – важная составляющая средневековой культуры.

 

Образование

Церковь полностью контролирует систему образования. Церковные и монастырские школы, равно как и университеты, давали знания, не противоречащие вере, а подтверждающие ее. Система изучаемых семи дисциплин назывался ARTES LIBERALES и состоял из двух циклов: первый – тривиум, включал в себя грамматику, риторику и диалектику (формальная логика), второй – квадривиум – арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Изучение дисциплин имело преимущественно прикладной характер. Без грамматики, риторики и диалектики невозможно было бы переписывать церковные книги, сочинять молитвы, читать проповеди, строить церкви.

Самой престижной наука была теология, непререкаемый арбитр в философии, этике, эстетике, политике, юриспруденции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: