Через считанные минуты приговор был приведен в исполнение...




 

После ареста Маторина и других этнографов в печати появились разоблачительные статьи, а некоторые бывшие коллеги Маторина заклеймили его, во избежание неприятностей, как врага народа. Возглавлявшийся им журнал «Советская этнография» (№6, 1936) писал, что «… враги народа, троцкисты-зиновьевцы» были арестованы, так как «занимались контрреволюционной фальсификацией марксизма-ленинизма и взяли прямой курс на ликвидацию тех наук, которые разрабатываются в институте, явившемся ареной их подлой деятельности...» 17.

С тех пор имя Николая Михайловича Маторина — выпускника Николаевской гимназии, крупного ученого-религиоведа, музееведа, руководителя и организатора этнографической науки — было предано забвению на долгие годы.

20 марта 1958 г. Военной Коллегией Верховного Суда СССР приговор в отношении Н. М. Маторина был отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Летом 1989 г. решением Ленинградского Обкома КПСС он был восстановлен в партии.

Ныне работы Н. М. Маторина далеко не всегда знакомы исследователям, они отсутствуют даже во многих крупных и специальных библиотеках. Лучшим памятником ученому было бы издание избранных его научных сочинений, которые, по многократным признаниям специалистов, не потеряли своего научного значения и для современной науки. Его заслуга перед наукой увековечены серией работ его учеников по проблемам сектантства. Возглавляя этнографическую науку в Ленинграде, Н. М. Маторин, в меру имевшихся у него возможностей в то сложнейшее время, способствовал сохранению старых кадров и притоку новых перспективных сил, развитию традиций Ленинградской этнографической школы научных исследований и музееведения, на деле отстаивал необходимость существования этнографии как самостоятельной науки, понимал актуальность связей ее с родственными научными дисциплинами — археологией, антропологией, фольклористикой и др.

Его супруга Лидия Петровна умерла в Ташкенте 26 июля 1968 г. Реабилитирована в 1958 г. 20 июня 1989 г. решением ОК КПСС она по ходатайству дочери Светланы Николаевны восстановлена в КПСС.3

 

Труды Н.М. Маторина:

1. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. М.: Изд-во Безбожник, 1929.

2. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество. Ислам. Православие. Сектантство. М., 1929.

3. Этнография и советское строительство: (Тез. докл.) // Этнография. 1929. № 2. С. 118—121.

4. Религия и борьба с нею в Северном крае. Л., 1930.

5. Программа для изучения бытового православия. Л., 1930 (совм. с А. Невским).

6. Женское божество в православном культе. Пятница-Богородица. Очерк по сравнительной мифологии. М., 1931.

7. Современный этап и задачи советской этнографии" //СЭ. 1931. № 2. С. 3—38.

8. Иконопись в антирелигиозной пропаганде. // Сов. музей. 1931. № 2. С. 45—54.

9. Жрецы и знахари: Классовая роль жречества у народов Волжско-Камского края // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931. С. 282—286

10. Первобытное общество (учебное пособие, соавтор и редактор) Л., 1932.

11. 15 лет советской этнографии // СЭ. 1932. № 5/6. С. 1—14.

12. Н. Я Марр и историческая наука (К 45-летию научной деятельности) // СЭ. 1933. № 5—6. С. 3—13.

13. С. Ф. Ольденбург как этнограф: (Некролог) // СЭ. 1934. № 1/2. С. 3-5.

14. К вопросу о методологии изучения религиозного синкретизма. (Сергею Фёдоровичу Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности). 1882—1932. Л., 1934. С. 337—358.

15. Две поездки в Поволжье // СЭ. 1934. № 4. С. 115—117.

16. Этнография в краеведческой работе // Советское краеведение. 1934. №11. С. 1—5

17. Уральская советская энциклопедия. Т 1. Свердловск Москва, 1933 // СЭ. 1932. №5—6. С. 209.

18. Живые святые //Антирелигиозник. 1934. № 4. С.17—21.

19. Абиссиния (Эфиопия): Сб. ст. М.; Л., 1936 (ред., совм. с Д. А. Ольдерогге; имя Маторина после ареста снято с титула).

20. Программа для собирания этнографических и фольклорных материалов // ЭО. 1994. № 3. С. 155—158.

21. К вопросу об идеологии скопчества // Критика религиозного сектантства. М., 1974. С. 178—182. (второе, посмертное издание)

 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии, при непосредственном и активном участии К.И. Финкельштейна и Е.В. Логвиновой, которым мы выражаем глубокую признательность

 

Источники и комментарии:

1. Носова Г. А. Н. М. Маторин как исследователь религии (К 70-летию со дня рождения) // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М., 1969. С. З66-386.

2. Решетов А.М. Н.М. Маторин — педагог, организатор науки, исследователь (к 90-летию со дня рождения) // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985 — 1987 гг. Тезисы докладов научной сессии. Л., 1989. С. 23 — 25.

3. Решетов А. М. Николай Михайлович Маторин: (Опыт портрета ученого в контексте времени) // ЭО. 1994. № 3. С. 132-159; № 4. С. 204-205, 213-216, 221;

4. Решетов А.М. Трагедия личности: Николай Михайлович Маторин // Репрессированные этнографы. Вып. 2. Сост. Д. Д. Тумаркин. М.: Вост. лит., 2003. С. 147-192.

5. Решетов А.М. Репрессированная этнография: Люди и судьбы // Кунсткамера. СПб., 1994. Вып. 4. С. 185-221. Вып. 5-6, С. 342-368.

6. Сведения и материалы семейного архива, которые Музею любезно передала Е. Логвинова

7. Стихотворение Н. Маторина "Чужие" было напечатано в газете "Царскосельское Дело" №6, пятница, 10 февраля 1917 года

8. Эти сведения приведены в воспоминаниях Д. М. Маторина. По данным А. М. Решетова, отец семейства работал писарем при генеральном штабе, дослужился до штабс-капитана и получил за усердие личное дворянство. В адресных книгах «Весь Петербург» местом службы М. В. Маторина указано Дворцовое управление.

9. ЦГИА. Ф. 139 оп.1 д.15489. Л.36 Выписка из протокола заседания комиссии 8 класса ИНЦГ 20 апр 1916 г.

10. ЦГИА Ф.139 Оп.1 Д.15489. 1916. Л.29-30 Программа семейного литератур-музык вечера, устраиваемого учениками 3 класса ИНЦГ в пользу недостаточных учеников 17 фев 1916 г

11. Тамбовкина Т. И. (потомок Маториных — прим.сост.), Из рода Хвостовых. История одной семьи. Калининград—Лихославль, 2003. С. 19—22.

12. Язычество. Ислам. Православие. Сектантство» (М., 1929).

13. Решетов А.М. приводит сведения, что на Первом музейном съезде Н.М.Маторин призывал заклеймить позором предательский поступок проф. Адлера, заключавшийся в публикации научной статьи в немецком журнале «Архив антропологии». Свое приветствие съезду от «Союза воинствующих безбожников» он закончил под бурные аплодисменты словами: «Да здравствуют Союз Воинствующих безбожников и ленински поставленная антирелигиозная пропаганда»

14. Одну из них, "Айгуль. Киргизская быль" потомки передали в фонд Музея Николаевской гимназии. Она оказалась набрана в связи с тем, что дочь Н.М., Светлана, передавала её Чингизу Айтматову в 1998 г.

15. Маторин Д.М. От «Шпалерки до Магадана» // Спортивная жизнь России. 1989. № 5. С. 40-43.

16. Посланцы с того света: солагерники Осипа Мандельштама Публикация вторая / Павел Нерлер, Семь искусств, №6 • 29.06.2015

17. Селезкин Ю. Советская этнография в нокдауне. 1928-1938. // Этнографическое Обозрение. 1993. № 2. С. 113-125

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: