Основные законодательные акты




 

В современном мире, по различным подсчетам, имеется до трех тысяч народов и этнических групп, живущих на территории 195 государств и государственных образований. Проблема языков – сложная, в ней коренятся многие конфликты, даже войны. Все народы стремятся сохранить свой язык, свои культурные традиции. Для России, являющейся не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством, где издавна бок о бок живут православные, мусульмане, буддисты, иудеи, католики, представители других вероисповеданий, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействия им имеют особую актуальность.

В целом в Российской Федерации создана достаточная правовая основа в виде международных договоров, федерального и регионального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями дискриминации по признаку национальности или отношения к религии:

Конституция Российской Федерации: В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17 Конституции РФ). В статье 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом и судом.

Конституция (статья 29) гарантирует свободу мысли и слова — и одновременно вводит запрет пропаганды или агитации, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Говоря о религиозной толерантности, следует отметить, что Россия - одна из немногих стран, где не только отсутствует конфронтация между основными религиозными течениями, но и наличествует плодотворное сотрудничество между конфессиями. Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать в целом достаточно позитивным и стабильным. Основанием для подобных выводов является то, что в России нет межрелигиозного противостояния, как нет и межэтнических конфликтов, которые питались бы религиозными мотивациями.

Законом (статья 28 Конституции РФ) закреплено право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

В соответствии с законом, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Принципы толерантности, уважения человеческой индивидуальности, установки на внедрение в жизнь общества веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им закреплены и в ряде других законодательных актов Российской Федерации, таких как;

Семейный кодекс Российской Федерации, запрещающий любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 1 СК РФ);

Трудовой кодекс Российской Федерации, содержащий запрет на дискриминацию по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Работодателю также запрещено получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни;

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», запрещающий хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Согласно закону ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством;

Федеральный закон «О средствах массовой информации», запрещающий распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

Федеральный закон «Об образовании», гарантирующий возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Закон также предоставляет право религиозным организациям, наравне со светскими, учреждать образовательные учреждения. В числе общих требований к содержанию образования закон содержит требование о том, что оно должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», согласно которым культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления запрещено

вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», возлагающий на органы государственной власти принятие мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной

продукции, аудио— и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость;

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в которых особо оговорено право пациента на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;

Закон «О судоустройстве РСФСР», запрещающий какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. В то же время из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению священнослужители и лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающий, что гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду;

Федеральный закон «О рекламе», запрещающий рекламу, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, языка, религиозных и иных убеждений физических лиц, порочит религиозные символы;

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», провозглашающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным или национальным мотивам:

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года №114-ФЗ деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, приравнена к экстремистской деятельности. Законом установлена ответственность за такого рода деятельность, в том числе ликвидация организации, признанной экстремистской.

На защиту прав граждан и народов, проживающих на территории России, вне зависимости от их национальной и иной принадлежности направлены также такие федеральные законы как:

♦«О национально-культурной автономии»;

♦«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

♦«Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

♦«О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

♦«О языках народов РСФСР» и другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: