РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ




Тревожность

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

В ваших силах помочь ребенку контролировать количество стрессовых ситуаций в его жизни. Убедитесь, что ваши мечты и ожидания скорее побуждают и вдохновляют, чем подавляют его. Также следите, чтобы психологический террор со стороны сверстников, жестокость в школе или трагические события в мире не подрывали детское ощущение благополучия.

Считаете, что стрессу подвержены только взрослые? Подумайте еще раз. Исследования показывают, что современные дети испыты­вают намного больший прессинг, чем мы думаем. Симптомы стресса могут проявляться даже у трехлетнего ребенка. Загруженные заня­тиями дни, соревнования, школа, жизнь как на беговой дорожке, до­машние проблемы, ужасающие вечерние новости, родители в состоя­нии стресса — вот только некоторые факторы. Одно можно сказать наверняка: стресс — это часть жизни, и некоторые дети отлично его переносят. Решающий вопрос для родителей звучит так: стимулиру­ет или парализует стресс моего ребенка?

ЧЕТЫРЕ ШАГА К СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ

Используйте следующую информацию в качестве руководства для снижения тревожности ребенка.

Шаг 1. Определите потенциальные стрессоры1

Первым шагом в устранении тревожности ребенка будет установ­ление причин, создающих напряжение. Для начала прислушайтесь к тревогам и жалобам своего ребенка. Не преуменьшайте и не отбрасы­вайте ни одну из его тревог, а напротив, спокойно выслушайте. Затем в течение недели оцените распорядок дня ребенка — сколько времени он проводит в школе, сколько уходит на выполнение заданий на дом, домашних обязанностей и на дополнительные занятия (спорт, танцы, хоровое пение, музыка, репетиторы). Сколько остается у него сво­бодного времени?

1 Стрессор (от англ. stress — напряжение) — фактор, вызывающий в организ­ме состояние песпсцифичсского напряжения — стресса.

Шаг 2. Исключите те стрессоры, которые можете

Исключение всего-навсего одного пункта из списка обычных еженедельных занятий вашего ребенка может сыграть огромную роль в снижении уровня его стресса и тревожности. Это может быть любое дело, которым он занимается скорее потому, что так хочется вам, и которое не столь уж важно для него самого.

Шаг 3. Займитесь стрессорами, которые вы не в состоянии исключить

Некоторые источники стресса вы просто не можете контролировать. Например, даже если вы выключите телевизор, ваш ребенок все равно узнает о разрушительных событиях в мире. Но можно помочь ребенку справляться с жизненными реалиями, убеждая его, что вы и другие люди в его жизни делают все возможное, чтобы он находился в безопасности.

Шаг 4. Научите ребенка справляться с неизбежной тревожностью

Тревожность — это неотъемлемая часть жизни всех нас, и дети могут освоить некоторые приемы, которыми пользуемся мы, взрос­лые, чтобы совладать с напряжением. Предлагаем четыре приема для снижения тревожности.

Внутренний диалог. Научите своего ребенка произносить про себя фразу, которая поможет ему оставаться спокойным и преодоле­вать стресс. Вот несколько примеров: "Расслабься, не волнуйся", "Не нервничай и дыши медленно", "Это пара пустяков, я с этим справлюсь".

Лифтовое дыхание. Это сработает, если ваш ребенок хоть раз ездил в лифте. Попросите его закрыть глаза, легко выдохнуть три раза, а за­тем представить, что он находится в лифте на последнем этаже очень высокого здания. Он нажимает кнопку первого этажа и наблюдает, как кнопки каждого этажа постепенно загораются по мере того, как лифт опускается. Как только лифт остановится, стресс исчезнет.

Таяние стресса. Попросите ребенка найти на своем теле место, где он чувствует самое большое напряжение — это может быть шея, плечи или челюсть. Затем он должен закрыть глаза, сконцентри­роваться на этом месте, напрячь его на три-четыре секунды, а за­тем отпустить. Посоветуйте ребенку представить, как стресс тает в то время, как он делает это упражнение.

Представить себе спокойное место. Предложите своему ребенку подумать о месте, где он уже когда-то был и где чувствует себя в безопасности, — например, на пляже, в своей кроватке, в саду у дедушки и т.д. Когда ребенка начнет одолевать тревога, предло­жите ему закрыть глаза и представить это место; дыхание в это время должно быть медленным.

ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Какую жизнь вы готовите своему ребенку? Например, хотите ли вы, чтобы он отличался интеллигентностью, был спортивным или артистичным либо обладал всем этим вместе взятым? Хотите, чтобы он постоянно был ведущим игроком на спортивном поле? А чтобы у него были самые высокие отметки на школьных экзаменах? Поду­майте, насколько вы нагружаете своего ребенка. Как это влияет на его здоровье? Что вы можете предпринять, чтобы ослабить напряжение, пока не произошел взрыв? Что вы сделаете? Составьте план.

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1. Понаблюдайте за своим ребенком повнимательнее в течение сле­дующей недели. Признаки перегрузки могут выражаться в про­блемах со сном, отказе от еды, плохом настроении, частой общей слабости, неспособности сконцентрироваться, беспокойстве, от­казе от общения, привычке грызть ногти, агрессивном поведении, капризности, тошноте, постоянном нытье или плаче. Какие сим­птомы видите вы? Присмотритесь к ним.

2. Отметьте для себя, какие ситуации заставляют ребенка пережи­вать больше всего? Например, возможно, причина в жестокости сверстников, запугивании, приближающемся экзамене или собы­тиях в мире? Перечислите их.

3. Как вы можете помочь ему стать спокойнее? Например, если вы уверены, что существует серьезная угроза его жизни, может быть, стоит перевести его в другую школу? Или, если причиной стресса ребенка являются экзамены, вам стоит поговорить с его учителя­ми, нанять репетитора или самим помочь ему с уроками. Составь­те план действий и придерживайтесь его.

4. Продолжайте наблюдать за уровнем стресса ребенка. Если вы не ви­дите изменений, обратитесь к квалифицированному профессионалу.

РЕЗУЛЬТАТЫПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: