Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны). | ||||||||
| Обычно я полон энергии | |||||||
| Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |||||||
| В жизни я имею очень ясные цели и намерения | |||||||
| Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной. | |||||||
| Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | |||||||
| Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | |||||||
| Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. | |||||||
| Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. | |||||||
| Моя жизнь наполнена интересными делами | |||||||
| Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | |||||||
| Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |||||||
| Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |||||||
| Я человек совсем не обязательный. | |||||||
| Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. | |||||||
| Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | |||||||
| В жизни я нашел свое призвание и цель | |||||||
| Мои жизненные взгляды вполне определились. | |||||||
| Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | |||||||
| Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. | |||||||
| Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Ключ к тесту СЖО:
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.
При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:
- в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
- в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.
Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс жизни) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат жизни) - 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель - осмысленность жизни (ОЖ) - все 20 пунктов.
Уровни | цели в жизни | процесс жизни | результат жизни | локус контроля - Я | локус контроля – жизнь | ОЖ |
Высокий | 37-42 | 35-42 | 27-35 | 24-28 | 35-42 | 113-140 |
Средний | 23-36 | 22-34 | 19-26 | 14-23 | 23-34 | 79-112 |
Низкий | до 22 | до 21 | до 18 | до 13 | до 22 | до 78 |
Интерпретация:
В тесте используются следующие субшкалы:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либозагадывать на будущее.
Приложение 2
Таблица 1
Сырые баллы, набранные респондентами по шкалам методик СЖО Д.А. Леонтьева и диагностики эмоционального выгорания К. Маслач, С. Джексон
Респонденты | Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений | Цели в жизни | Процесс жизни | Результат жизни | Локус контроля - Я | Локус контроля - Жизнь | Общая осмысленность жизни |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
14. | |||||||||
15. | |||||||||
16. | |||||||||
17. | |||||||||
18. | |||||||||
19. | |||||||||
20. | |||||||||
21. | |||||||||
22. | |||||||||
23. | |||||||||
24. | |||||||||
25. 26. | |||||||||
27. | |||||||||
28. | |||||||||
29. | |||||||||
30. | |||||||||
31. | |||||||||
32. | |||||||||
33. | |||||||||
34. | |||||||||
35. | |||||||||
36. | |||||||||
37. | |||||||||
38. | |||||||||
40. | |||||||||
41. | |||||||||
42. | |||||||||
43. | |||||||||
44. | |||||||||
45. | |||||||||
46. | |||||||||
47. | |||||||||
48. | |||||||||
49. | |||||||||
50. |
Приложение 3 Результаты статистической обработки
Таблица 2
Статистические различия по параметрам эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций, категорий временной перспективы у подгрупп с разным уровнем выгорания (U-критерий Манна-Уитни, р<0,05)
Параметры эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций, категрий социального времени, содержательных индукторов | Средние значения по параметрам в группах | U-критерий | |
Группа с низким уровнем выгорания | Группа с высоким уровнем выгорания | ||
Эмоциональное истощение | |||
Деперсонализация | |||
Редукция профессионализма | |||
Цели в жизни | 13* | ||
Процесс жизни | 23* | ||
Результат жизни | |||
Общая осмысленность жизни | |||
Локус контроля - Я | 09* | ||
Локус контроля - Жизнь | |||
Прошлое | 13* | ||
Открытое настоящее | |||
Аспекты личности | 11* | ||
Контакты с другими | 17* | ||
Отдых | 11* | ||
Созидательная активность | 21* |
Примечание: Статистически значимые результаты отмечены *.
Гис. 1 Средние значения шкал методик диагностики эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций у респондентов с разным уровнем выгорания
Диаграмма 3. Выраженность темпоральных объектов реального времени среди всех респондентов
Диаграмма 4. Выраженность темпоральных объектов реального времени среди респондентов с низким уровнем выгорания
Диаграмма 5. Выраженность темпоральных объектов реального времени среди респондентов с высоким уровнем выгорания
Диаграмма 6. Выраженность мотивационных объектов в подгруппе с низким уровнем выгорания
Диаграмма 7. Выраженность мотивационных объектов в подгруппе с высоким уровнем выгорания
Таблица 3
Корреляции показателей шкал эмоционального выгорания, смысложизненных ориентаций, временной перспективы
Переменные | |||||||||||||||
1.Эмоциональное истощение | - | 48*** | 28* | -47** | 33* | -42** | 15* | -0 | 30* | ||||||
2.Деперсонализация | 61*** | -49** | 59** | -57** | 79*** | -05 | 67*** | ||||||||
3.Редукция личных достижений | - | -.44** | 28* | 44** | -51** | 43** | 35* | 30* | |||||||
4.Цели в жизни | - | 34* | 48*** | 62*** | -06 | 63** | 49*** | ||||||||
5Процесс жизни | - | 45** | 42** | 50*** | -21 | -03 | 37*** | -01 | |||||||
6.Результат жизни | - | 35* | -20 | -05 | 32* | -01 | |||||||||
7.Локус контроля - Я | - | 52*** | 49*** | 37* | .79** | ||||||||||
8.Локус контроля - жизнь | - | -21 | -05 | 52*** | 38* | ||||||||||
9.Общая осмысленность жизни | - | 65*** | -16 | 58** | |||||||||||
10.Прошлое | - | 33* | .64** | ||||||||||||
11.Открытое настоящее | - | 44* | -05 | ||||||||||||
12.Самопознание | - | ||||||||||||||
13.Самореализация | - | ||||||||||||||
14. Вся жизнь | |||||||||||||||
Примечание: 1) ** уровень значимости р < 0,005; 2) нули и запятые опущены