ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА №11
Допустить к защите
Заведующий кафедрой____________
(подпись)
«__»__________200__г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: Безналичные формы расчетов и учет расчетных операций._____ ________________________________________________________________
По специальности: Экономика и бухгалтерский учет ___________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Выполнил:
Студент группы _БЭ-31_
Голубева Наталия Викторовна_
(Ф.И.О)
_______________________ (подпись)
Научный руководитель:
___ Куратор
(Ученая степень, должность)
Рощина Ольга Борисовна
(Ф.И.О)
__________________________ (подпись)
Оглавление
Введение.
Глава 1. Формы безналичных расчетов и их учет.
1.1. Порядок открытия расчетного счета.
1.2. Организация безналичных расчетов.
1.3. Формы безналичных расчетов.
1.3.1. Расчеты платежными поручениями.
1.3.2. Расчеты по инкассо.
1.3.3. Расчеты аккредитивами.
1.3.4. Чековая форма расчета.
1.3.5. Расчеты с использованием банковских карт.
1.3.6. Вексельная форма расчета.
Глава 2. Организация безналичных расчетов ООО «Транс Инком».
2.1. Краткая характеристика ООО «Транс Инком».
2.2. Правила заполнения платежных поручений.
2.3. Учет операций по расчетному счету в ООО «Транс Инком».
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Благодаря автоматизированному учету потоков денежных средств их можно легко контролировать.
Определение четкого порядка осуществления расчетных операций позволяет кредитным организациям и юридическим лицам выбирать такие формы и пути прохождения платежей, которые будут наиболее оптимально обеспечивать поступление денежных средств (платежей) к их конечному получателю. Целью данной курсовой работы является закрепление и
подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета операций по расчетному счету и кассовых операций.
Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение ссудного капитала и доходов различных социальных групп.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. В данной дипломной работе рассказывается о безналичных формах расчета.
Безналичные расчеты- это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов.
Безналичные формы осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек, аккредитивов, платежных поручений, инкассо.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
- предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности имеющими счета в кредитных учреждениях;
- юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
- юридическими лицами и населением по выплатам зарплаты, доходов по ценным бумагам;
- физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и др. обязательных платежей.
Размер безналичного обращения зависит от объема товаров в стране, уровня цен, расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений.
Целью данной дипломной работы является закрепление и
подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета.
Задачи исследования:
-
-
-
-
-
Дипломная работа состоит из двух глав: Первая глава теоретическая в ней рассказывается о формах безналичных расчетов (расчеты по платежным поручениям, по инкассо, по аккредитивам, чеками, векселями, банковскими картами) и как они осуществляются. Во второй главе практической представлены данные предприятия ООО «ТрансИнКом» и правила заполнения платежных документов.
Глава 1. Формы безналичных расчетов и их учет
Порядок открытия расчетного счета
Для осуществления операцийпо основной текущей деятельности путем безналичных расчетов банки открывают своим клиентам банковский счет: расчетный или текущий. Расчетные счета открываются:
- коммерческим предприятиям и организациям, т. е. юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли(хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
- гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные и семейные предприятия, арендные коллективы, крестьянские и фермерские хозяйства и др.);
- финансовым организациям, т. е. организациям, деятельность которых в основном связана с деньгами, с предоставлением услугфинансового характера, с аккумулированием и перераспределением капитала (инвестиционные фонды, трастовые, лизинговые, факторинговые компании, фондовые и валютные биржи, брокерские организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.).
Расчетные счета используются юридическим лицом для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетом, с рабочими и служащими, с банком по полученным кредитам и процентам по ним и др.
Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые другие операции, связанные с его производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству.
Текущие счета открываются всем тем, кому не может быть открыт расчетный счет, и в частности:
- некоммерческим организациям — организациям, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут существовать в виде общественных, религиозных организаций, фондов, некоммерческих партнерсгв, автономных некоммерческих организаций, объединений — юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах, предусмотренных федеральным законом;
-.
- по обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам) ходатайству юридического лица с режимом использования средств, исходя из полномочий филиала или представительства;
учреждениям и организациям, состоящим на бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями деятельности владельца счета согласно его учредительным документам. Это делается в момент открытия счета в банке.
Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен представить в банк следующие документы:
- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
- копию учредительного договора о создании предприятия (заверенную нотариально);
- копию устава (нотариально удостоверенную);
- документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
- карточку с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенную);
- справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и присвоения ИНН;
- справки из Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, свидетельствующие о регистрации предприятия в указанных организациях;
- регистрационную карточку статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера.
Клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных ииных счетов в любой валюте с их согласия. При этом банк не вправе отказать клиенту в открытии счета, совершение соответствующих операций но которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание.
Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету. Договор банковского счета, как правило, содержит следующие разделы.
I. Предмет договора.
II. Права и обязательства сторон.
III. Оплата услуг.
IV. Ответственность сторон.
V. Срок действия договора и порядок расторжения.
VI. Особые условия.
VII. Юридические адреса сторон.
В разделе I договора в качестве предмета договора указывается банковское обслуживание счета клиента на условиях и в порядке, предусмотренных данным договором.Права иобязательства банка иклиента (раздел 11 договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются конкретными договоренностями сторон.
Так, банк, как правило, берет на себя следующие обязательства:
- открыть и вести банковский счет клиента;
- своевременно выдавать клиенту выписки с его счета;
- предоставлять клиенту счета-фактуры на оплату услуг по ведению счета;
- обеспечивать клиента бланками расчетно-денежных документов (чековыми книжками и объявлениями на взнос наличными);
- соблюдать тайну операций по счету клиента. Предоставлять сведения о состоянии счета иоперациях по нему только с согласия клиента, заисключением случаев, предусмотренныхзаконодательством (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
- исполнять распоряжения клиента по перечислению средств со счета и зачислению средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа;
- выдавать наличные денежные средства со счета клиента в течение одного (двух) операционных дней после поступления в банк заявления на бронирование денежных средств на счете;
- консультировать клиента по вопросам расчетов, правил документооборота и другим вопросам, имеющим непосредственное отношение к его расчетно-кассовому обслуживанию;
- в отдельных случаях банк может взять на себя обязательство осуществлять платежи со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств (кредитование счета в режиме овердрафта). При этом овердрафтный кредит может иметь место только при условии заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета.
Клиент обязуется:
- соблюдать действующие нормативные акты о банковской деятельности, регулирующие осуществление расчетных и кассовых операций;
- ежеквартально в установленный срок представлять в банк кассовую заявку по установленной форме для определения потребности клиента в наличных средствах;
- представлять в банк расчет лимита остатка кассы (не реже одного раза в год);
- своевременно представлять в банк заявку на бронирование денежных средств на счете;
- представлять в банк подтверждение остатка средств на счете по состоянию на 1 января каждого года не позднее 10 января (либо в другие сроки);
- поддерживать минимальный остаток денежных средств на счете в сумме, согласованной с банком.
В случае, если клиент и его кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание сумм,клиент обязан сообщить банку письменно об этом условии и о воем согласии на бесспорное списание сумм, что закрепляется в дополнительномсоглашении клиента и банка к договору банковского счета.
Отдельный раздел договора банковского счета (раздел III) предусматривает порядок оплаты услуг банка по ведению счета. Стоимость оплачиваемых услуг банка определяется в соответствии с «Тарифами ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счетов юридических лип в валюте РФ и иностранной валюте», являющимися неотъемлемой частью (приложением) к договору банковского счета. В данном разделе оговаривается также конкретный порядок оплаты услуг банка (в момент совершения соответствующей операции либо по совокупности услуг за определенный период; платежным поручением клиента либо безакцептным списанием самим банком со счета причитающихся с клиента сумм и др.).
За нарушение условий договора банковского счета в разделе IV предусматривается ответственность сторон. Так, банк отвечает за своевременное и правильное отражение операций по счету клиента. В случае несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере. В соответствии с указанной статьей, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения другая сторона должна уплатить проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Ответственность банка за нарушение обязательств наступает только при наличии вины банка. Клиент несет ответственность за достоверность исвоевременность представления документов для открытия счета и ведения операций по нему. В случае непредставления в банк в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетностей, кассовых заявок, расчета лимита остатка кассы банк оставляет за собой право приостановить операции по счету.
Раздел V договора регламентирует срок действия договора и порядок его расторжения. Договор считается заключенным с момента его подписания обеими сторонами и действует, как правило, в течение одного календарного года. В случае, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении до срока действия, договор считается продленным на следующий календарныйгод. Такой порядок продления действия договора распространяется и на все последующие годы.
Стороны вправе расторгнуть договор. По заявлению клиента договор может быть расторгнут в любое время. Банк имеет право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке только по решению суда в следующих случаях:
- когда сумма денежных средств, хранящихся на счетах клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения клиента об этом;
- при отсутствии операций по счету в течение года, если иное непредусмотрено договором.
В качестве особых порядке вносить изменения в «тарифы ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счета», право банка не уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, право производить условий к договору банковского счета (раздел VI) могут выступать, например, право банка в одностороннем списание денежных средств со счета клиента без его письменного согласия в случае выявления ошибочных записей по счету. В данном разделе устанавливается также порядок разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договора банковского счета, и др.
Договор банковского счета составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр договора остается у банка, второй — у клиента.
К расчетному счету клиента банк может вести две картотеки: картотеку № 1 икартотеку № 2. Ведение картотеки № 1 не связано с финансовым положением клиента, а определяется исключительно особенностями документооборота при отдельных формах межхозяйственных расчетов (платежными требованиями) и необходимостью получения согласия плательщика на оплату расчетного документа кредитора. Картотека № 1 ведется по внебалансовому счету банка «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».
Открытие картотеки № 2 к счету клиента, напротив, определяется исключительно финансовыми затруднениями клиента. В данную картотеку помещаются расчетные документы, срок оплаты которых истек и которые не были оплачены из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика. Картотека № 2 ведется по внебалансовому счету банка «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований клиент теряет право распоряжаться средствами, поступающими на счет. В этом случае списание денежных средств со счета осуществляется по мере поступления на пего денежных средств в установленной законом очередности.