Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
экологическая аудиторская деятельность – деятельность
по проведению экологического аудита, осуществляемая экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, имеющими лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;
экологический аудит – независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
экологический аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат экологического аудитора, выданный
в установленном настоящим Федеральным законом порядке,
и осуществляющее экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального экологического аудитора или работника экологической аудиторской организации;
экологическая аудиторская организация – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;
индивидуальный экологический аудитор – индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;
аудируемое лицо – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится экологический аудит;
заказчик экологического аудита – аудируемое лицо, юридическое или физическое лицо, являющееся его учредителем, собственник имущества аудируемого лица, арбитражный управляющий, органы государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные на приватизацию государственного или муниципального имущества, заключившие договор на оказание услуг по проведению экологического аудита;
|
документы в области охраны окружающей среды – разрешительные, отчетные, проектные и иные документы, на основании которых допускается осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, наличие которых является обязательным в соответствии
с законодательством в области охраны окружающей среды;
заключение экологического аудита – официальный документ, содержащий мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора
о соответствии/несоответствии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды, составленный и оформленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом и федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;
заведомо ложное заключение экологического аудита – заключение экологического аудита, составленное без проведения экологического аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее деятельности (содержанию) объектов экологического аудита, рассматриваемых экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором в ходе экологического аудита. Заведомо ложным заключение экологического аудита признается по решению суда.
Статья 2. Объекты, субъекты экологического аудита
1. Объектами экологического аудита являются:
1) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, оказывающая воздействие
на окружающую среду;
|
2) документы в области охраны окружающей среды;
3) имущество;
4) иные объекты, заявленные заказчиком добровольного экологического аудита.
2. Субъектами экологического аудита являются:
1) экологическая аудиторская организация;
2) индивидуальный экологический аудитор;
3) экологический аудитор;
4) аудируемое лицо;
5) заказчик экологического аудита.
3. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность экологических аудиторских организаций, применяются также к индивидуальным экологическим аудиторам, если иное
не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области экологической аудиторской деятельности
1. Отношения в области экологической аудиторской деятельности регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством
в области охраны окружающей среды, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Требования к порядку осуществления экологической аудиторской деятельности, процедурам проведения экологического аудита, обеспечению внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности определяются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
3. Отношения между индивидуальным экологическим аудитором, экологической аудиторской организацией и аудируемым лицом регулируются договором на оказание услуг по проведению экологического аудита, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
|
Статья 4. Цели и принципы экологического аудита
1. Экологический аудит осуществляется в целях предотвращения нарушения требований в области охраны окружающей среды,
обеспечения выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
и ликвидации ее последствий.
2. Экологический аудит осуществляется в соответствии
со следующими принципами:
1) квалифицированность экологических аудиторов;
2) независимость экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов;
3) беспристрастность экологических аудиторов;
4) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных
в процессе осуществления экологического аудита и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну,
и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
5) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов.
Статья 5. Обязательный экологический аудит
1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
1) осуществления деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности;
2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) принятия решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
2. Обязательный экологический аудит проводится:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, – один раз в три года;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – не позднее шести месяцев после окончания реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, – не позднее шести месяцев после выполнения мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – на этапе открытия конкурсного производства;
5) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – на этапе информационного обеспечения приватизации государственного или муниципального имущества.
3. В рамках обязательного экологического аудита:
1) при осуществлении деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности проводится оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части утилизации отходов I – III классов опасности;
2) при реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, проводится оценка соответствия отчета о выполнении проекта восстановительных работ и результатов выполнения мероприятий указанного проекта требованиям в области охраны окружающей среды в части возмещения вреда окружающей среде;
3) при выполнении мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории проводится оценка соответствия отчета о выполнении мероприятий специальных экологических программ радиационно загрязненных участков территории и результатов выполнения мероприятий указанных программ требованиям в области охраны окружающей среды, включая радиационного воздействия, в части реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) при принятии решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории, проводится оценка соответствия имущества и документов в области охраны окружающей среды должника требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате
за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта;
5) при принятии решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории, проводится оценка имущества, подлежащего приватизации,
и документов в области охраны окружающей среды требованиям
в области охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта.
4. Копия заключения экологического аудита по результатам проведения обязательного экологического аудита, подписанная руководителем и заверенная печатью заказчика экологического аудита, направляется заказчиком экологического аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня утверждения заключения экологического аудита:
1) в случаях, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, – в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – арбитражному управляющему;
3) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения
о приватизации государственного или муниципального имущества.
5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за невыполнение требований об обязательном экологическом аудите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. При направлении заказчиком экологического аудита в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, копии заключения экологического аудита о несоответствии объекта обязательного экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, – к копии заключения экологического аудита прилагается план мероприятий по устранению выявленных при проведении экологического аудита несоответствий и отчеты о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного указанным планом, в течение 10 календарных дней по истечении срока выполнения каждого мероприятия, предусмотренного планом;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, не может быть признан возмещенным;
3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, – мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории не могут быть признаны выполненными;
4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – несоответствия, выявленные в ходе проведения экологического аудита, учитываются при продаже имущества должника;
5) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – несоответствия, выявленные в ходе проведения экологического аудита, учитываются при продаже государственного или муниципального имущества, его акций, внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Статья 6. Добровольный экологический аудит
1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
2. Добровольный экологический аудит может быть:
1) комплексным экологическим аудитом;
2) специальным экологическим аудитом;
Специальный экологический аудит может быть:
а) покомпонентным экологическим аудитом;
б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
3. При проведении комплексного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части рационального использования и охраны недр, использования и охраны земель, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы.
Заключение комплексного экологического аудита рассматривается в качестве заключения обязательного экологического аудита в случае осуществления деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности, предусмотренном частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. Наряду с установленными частью 3 требованиями может проводиться оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям, определенным в договоре на проведение добровольного экологического аудита, в том числе международным стандартам.
5. При проведении покомпонентного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны отдельных компонентов окружающей среды.
6. При проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения осуществляется оценка соответствия совокупности условий, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды», требованиям в области охраны окружающей среды при продлении комплексного экологического разрешения.
7. В целях обеспечения стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита копия заключения экологического аудита по результатам добровольного экологического аудита о соответствии объекта добровольного экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды, подписанная руководителем и заверенная печатью заказчика экологического аудита, применяется заказчиком экологического аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) при проведении комплексного экологического аудита – для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;
2) при проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения – для продления комплексного экологического разрешения в упрощенном порядке.
8. Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные механизмы стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита.
Статья 7. Заключение экологического аудита
1. По результатам проведения экологического аудита составляется заключение экологического аудита.
2. Заключение экологического аудита должно содержать:
1) наименование «Заключение экологического аудита»;
2) указание на вид экологического аудита (обязательный, добровольный комплексный, добровольный специальный: покомпонентный, комплексного экологического разрешения) и случай его проведения (для обязательного экологического аудита);
3) дату начала и окончания проведения экологического аудита;
4) сведения об аудируемом лице: наименование, основной государственный регистрационный номер, организационно-правовую форму, адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
5) сведения об экологической аудиторской организации, индивидуальном экологическом аудиторе, экологическом аудиторе, участвующих в проведении экологического аудита: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального экологического аудитора, экологического аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, регистрационный номер лицензии
на осуществление экологической аудиторской деятельности, номера квалификационных аттестатов экологических аудиторов, участвовавших в проведении экологического аудита;
6) описание объектов экологического аудита, в том числе код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, сведения о его фактическом месте нахождения и категории;
7) сведения о составе и объеме работ, выполненных экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором для выражения мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
8) описание выявленных несоответствий (при наличии);
9) мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора о соответствии/несоответсвии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
10) личные подписи экологических аудиторов, участвовавших
в проведении экологического аудита;
11) дату утверждения заключения экологического аудита.
3. Требования к составлению и оформлению заключения экологического аудита устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности.
4. Заключение экологического аудита утверждается руководителем экологической аудиторской организации, индивидуальным экологическим аудитором.
5. Заключение экологического аудита представляется экологической аудиторской организацией заказчику экологического аудита.
6. Дача заведомо ложного заключения экологического аудита влечет административную и уголовную ответственность.
7. Копии заключений экологического аудита, направленные
в уполномоченные органы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5, частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, включаются в Государственный реестр заключений экологического аудита.
8. Государственный реестр заключений экологического аудита состоит из федерального государственного реестра заключений экологического аудита и региональных государственных реестров заключений экологического аудита, ведение которого осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Ведение федерального государственного реестра заключений экологического аудита осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Ведение региональных государственных реестров заключений экологического аудита в отношении объектов регионального государственного надзора осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
10. Данные федерального государственного реестра заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данные региональных государственных реестров заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 8. Права и обязанности экологических аудиторских организаций
1. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации вправе:
самостоятельно определять формы и методы проведения экологического аудита, руководствуясь федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;
требовать и получать у аудируемого лица документы в области охраны окружающей среды;
получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения
в устной и письменной формах по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;
получать у третьих лиц сведения в устной и письменной формах
по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;
проводить необходимые для экологического аудита исследования
и измерения (отбор и анализ проб воды, воздуха, почв);
отказаться от проведения экологического аудита или от выражения своего мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды в случае:
а) непредставления аудируемым лицом всех необходимых документов в области охраны окружающей среды, документов, связанных с осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельностью;
б) создания препятствий изучению деятельности и обследованию территории аудируемого лица, необходимому для проведения экологического аудита;
в) выявления в ходе экологического аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение экологической аудиторской организации о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы обязаны:
предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения экологического аудита, а также о нормативных правовых актах Российской Федерации, требования которых использованы при подготовке заключения экологического аудита;
предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита информацию о ходе проведения аудита;
обеспечивать сохранность сведений, документов, получаемых
и (или) составляемых ими при осуществлении экологического аудита;
не передавать получаемые и (или) составляемые
при осуществлении экологического аудита сведения, документы или их копии третьим лицам либо разглашать их содержание без письменного согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, сделанных ими в заключении экологического аудита;
соблюдать федеральные правила экологической аудиторской деятельности;
обеспечивать внутренний контроль качества экологической аудиторской деятельности в соответствии с утвержденными ими правилами внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности, требования к организации которого устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;
исполнять иные обязанности, договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Экологический аудит в отношении аудируемых лиц, деятельность которых составляет государственную тайну, в документах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. За неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы и экологические аудиторы несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную
и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы вправе заниматься любой не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью с учетом положений статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Ограничения на проведение экологического аудита экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами
Экологический аудит не может осуществляться:
1) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами;
2) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность
за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
3) экологическими аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экологической аудиторской организацией учредителей (участников);
4) экологическими аудиторскими организациями, работники которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами, осуществляющими государственный экологический надзор;
5) экологическими аудиторскими организациями, оказывавшими аудируемым лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению экологического аудита, услуги
по подготовке документов, которые являются объектами данного экологического аудита;
6) индивидуальными экологическими аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями
и иными должностными лицами, несущими ответственность
за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
7) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими
в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
8) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами органов государственного экологического надзора.
Статья 10. Права и обязанности заказчика экологического аудита
1. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита вправе:
получать информацию о ходе проведения экологического аудита;
получать от экологических аудиторских организаций информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, на которых основывается заключение экологического аудита;
осуществлять иные права, предусмотренные договором на оказание услуг по проведению экологического аудита и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита обязан:
осуществлять содействие экологическим аудиторским организациям для своевременного и полного проведения экологического аудита, предоставлять сведения, в том числе документы и документацию, необходимые для осуществления экологического аудита, давать
по устному или письменному запросу экологических аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной
и письменной формах;
не осуществлять действий, препятствующих проведению экологического аудита;
своевременно оплачивать услуги экологической аудиторской организации в соответствии с договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, в том числе в случае, когда заключение экологического аудита не согласуется с позицией аудируемого лица;
исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 11. Лицензирование экологической аудиторской деятельности
1. Экологическая аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
2. Лицензия на осуществление экологической аудиторской деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Соискателями лицензии являются экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы.
4. Порядок лицензирования экологической аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, прекращения, переоформления и аннулирования лицензий, лицензионные требования
и условия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Порядок аттестации экологического аудитора
1. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора стаж работы в области охраны окружающей среды не менее пяти лет;
3) имеет высшее образование в области охраны окружающей среды (экологии и рационального природопользования) или высшее образование и дополнительное профессиональное образование
по программе профессиональной переподготовки в области охраны окружающей среды (экологии и рационального природопользования).
2. Порядок проведения квалификационного экзамена, а также перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Экологический аудитор обязан раз в два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации в области экологического аудита.
Примерные дополнительные профессиональные программы в области экологического аудита разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
5. Правительство Российской Федерации утверждает порядок аттестации и переаттестации экологических аудиторов.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора принимается в случае, если претендент
не соответствует хотя бы одному из требований части 1 настоящей статьи.
7. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается на пять лет без ограничения территории его действия.
8. Экологический аудитор обязан раз в пять лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить переаттестацию.
К переаттестации допускается экологический аудитор при условии:
1) наличия копий удостоверений о повышении квалификации в области экологического аудита в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
2) наличия копии квалификационного аттестата экологического аудитора;
9. Квалификационный аттестат экологического аудитора аннулируется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях:
1) получения квалификационного аттестата экологического аудитора на основании ложных сведений и подложных документов;
2) получения квалификационного аттестата экологического аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным частями 1 и 8 настоящей статьи;
3) несоблюдения экологическим аудитором требований статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) систематического нарушения экологическим аудитором при проведении экологического аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных правил аудиторской деятельности, подтвержденных лицензирующим органом;
5) подписания экологическим аудитором заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься экологической аудиторской деятельностью;
7) несоблюдения экологическим аудитором требования, установленного частью 4 настоящей статьи;