Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева




Зорин СС

Дом Князя Абамелек и Демидовой на Мойке 23 и по Миллионной Петербург

Мария Павловна Демидова-Абамелек-

Абамелек-Лазарев Симеон Симеонович с супругой Марией Демидовой

 

 

Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева (по наб. Мойки) (начало)

Мойки наб., 23
Миллионная ул., 24

Архитекторы: Фомин И. А.
Год постройки: 1913-1914
Стиль: Неоклассицизм

Фото - С. Васильев. 2008 г.

Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева

наб. р. Мойки, 23 - Миллионная ул., 24

1913-1914 - арх. Фомин Иван Александрович

 

 

см. - наб. Мойки, 21

Миллионная ул., 22

Миллионная ул., 24

·

 

·

 

·

Лестница

 

·

Вестибюль театральной
лестницы

 

·

Большая
столовая
(рядом с
театр.
залом)

 

·

Театральный
зал

 

·

Театральный зал.
Фото начала ХХ в.
("Столица и усадьба"
№ 45 1915 г.)

 

·

Дом номер 23 по набережной реки Мойки был построен в 1913-1914 гг. выдающимся арх. Иваном Александровичем Фоминым для миллионера князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева.

Это одна из жемчужин петербургской архитектуры: строгий торжественный парапет над антаблементом, нарядные белые пилястры коринфского ордера.

 

При утверждении проекта между заказчиком и архитектором произошел конфликт. Князь требовал установить наверху, на парапете, шесть ваз в подражание античным образцам. Архитектор возражал: вазы - элемент чужеродный, "перегрузят" точно продуманный изящный декор фасада. Но, как известно, клиент всегда прав, и Фомин вазы установил.

Ну, а дальше произошло следующее: в 1916 г. князь умер, через год случилась революция, и жена князя уехала из России. А Фомин остался. И стал одним из ведущих советских архитекторов. И спор между архитектором и заказчиком решился сам собой: согласно "первоначальному замыслу художника" злополучные вазы были убраны.

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Первоначально И.А.Фомин предполагал увенчать здание невысоким аттиком, но по требованию заказчика ему пришлось завершить здание высоким парапетом с вазами (они были сняты в 70-е гг.) (Student)

 

В 1915 г. журнал "Столица и усадьба" писал:

Здание домашнего театра выстроено в последние два года по плану архитектора А. И. Фомина. Как жилой дом с Мойки, так и театральный зал, выходящий на Мойку, имеют два отдельных входа с этой набережной.

Перейдем в театральный зал. Громадные окна этого высокого помещения льют в него с Мойки массу света. На белом фоне стен красиво выделяются розоватые мраморные полосы колонн. К театральной зале прилегает другая вдвое большая зала, предназначенная для ужинов после спектакля. Широкая лестница с красивыми мраморными тумбами ведет вниз в вестибюль, представляющий широкую колоннаду из колонн, расширенных к низу и суженных к верху, дорического стиля.

Театр (исключительно для домашних спектаклей) только что закончен, в нем еще не было представлений. Строил архитектор Фомин.

(Журнал «Столица и усадьба» № 45 1 ноября 1915 г. С7, добавил: Наталия)

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

На входе

 

·

Парадная лестница

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Потолок в тамбуре
на входе

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Верхний этаж

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Фото - Виктор М,
08.04.2012.

 

·

Кадр из фильма "Идиот" 1958.
(добавил Den)

 

·

Фото - redtail

 

·

Танцевальный зал

 

·

Фото - Fotoxronika
12.2011.

 

Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева и М.П. Демидовой (по Миллионной ул.)

 

 

 

 

 

Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева (по Миллионной ул.)

Мойки наб., 21
Миллионная ул., 22

Архитекторы: Фомин И. А.
Год постройки: 1913-1914
Стиль: Неоклассицизм

Фото - yuri.sedunov 06.2011.

Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева Неоклассицизм

Пам. арх. XVIII в.

1913-1914 - Фомин Иван Александрович

 

Дом составляет единое владение с домом по наб. Мойки, 21

см. также наб. Мойки, 23

Миллионная ул., 24

 

На участке дома 22 (набережная реки Мойки, 21) в начале XVIII в. был сооружен деревянный дом для вице-адмирала М.П.Госслера (?-1735)...
B 1735 - 1737 гг. дом сменил каменный особняк графа Ф. А.Апраксина (1703 - 1754). Затем домом владел Густав Бирон (1700 - 1746), брат знаменитого фаворита Анны Иоанновны. В 1770-е гг. владельцем дома стал князь В. С. Васильчиков (умер 31.12.1808). Тогда же дом перестроили с заменой крыльца в центре на четырехколонный портик ионического ордера (имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками; капитель (верх) состоит из двух крупных завитков). Стены дома гладко оштукатурили, и он приобрел свой современный вид. Есть предположения, что это было сделано с участием А. Ринальди.
Среди владельцев дома с конца XVIII в. было немало известных лиц: граф В. П. Кочубей, князь В. В. Долгоруков, князь А. Б. Куракин, князь А. М. Потемкин, князь А. Б. Голицын, граф Н. П. Игнатьев... B 1809 г. дом перешел к В. В. Долгорукову (1750 - 1812). Затем дом приобрел один из виднейших государственных деятелей тогдашней империи - А. Б. Куракин (1759 - 1829).

Князь А. М. Потемкин (1787 - 1872), действительный тайный советник, губернский предводитель дворянства, владел этим домом в 1822-1872 гг. Жил Александр Михайлович в кв. 3. В здании был домовая церковь Сретения Господня...
B 1904 г. дом 22, а в 1911 г. и соседний участок дома 24 (набережная реки Мойки, дом 23), приобрел один из богатейших людей России, бездетный князь С.С.Абамелек (Абамелик)-Лазарев (1851 - 1916). Он же купил дома 21 и 23 по набережной Мойки, связанные внутренними дворовыми флигелями со зданиями на Миллионной улице. По его заказу в 1907 - 1909 гг. архитектор Е. С. Воротилов перестроил дом 21 по набережной Мойки, а в 1913 - 1915 гг. на месте разобранного здания N 23 архитектор И.А. Фомин (1872 - 1936) построил новое здание. Одновременно были проведены перестройки фасадов со стороны Миллионной улицы. В доме 22 фасад был удлинен на два окна, а в доме 24 в 1913 - 1914 гг. были пробиты ворота и проведена внутренняя перепланировка. К 1917 г. домами владели наследники князя, ибо сам миллионер скончался в 1916 г.

(по Измозик В. С. Пешком по Миллионной. - СПб., 2004. С.153 - 157, добавил: nikspb)

·

Князь С.С.
Абамелек-
Лазарев

 

·

С. С. Лазарев

 

·

Княгиня Мария
Павловна
Абамелек-Лазарева,
урожденная
Демидова Сан-Донато

 

·

Большая
столовая

 

·

Овальный
зал

 

·

Парадная
лестница.

 

·

Белая столовая.

 

·

План 3 этажа

Жители Петрограда хорошо знают оригинальный фасад двухэтажного дома, помещающегося на Миллионной, сейчас за углом Мошкова переулка. На фоне темно-бурых стен красиво выделяется портик с колоннами темно-серого мрамора, по-видимому греческого чипполино, с острова Евбеи. История этого старого дома, носящего по Миллионной номер 22, такова. Он построен в тридцатых годах восемнадцатого столетия и принадлежал генералу Бирону, брату известного временщика Анны Иоанновн, затем перешел в руки графа Апраксина, который им владел до 1794 г. Следующие владельцы были последовательно граф Кочубей и князь Куракин. С 1822 по 1874 г. домом владел Потемкин, бывший петроградским губернатором, предводителем дворянства и мужем гораздо более известной, чем он сам, своим влиянием при дворе, своей добротой и участием в делах церкви и благотворения Татьяны Борисовны Потемкиной, рожденной княжны Голицыной. С 1874 по 1903 г. домом владел известный государственный деятель граф Николай Павлович Игнатьев и, наконец, в 1903 г. его приобрел нынешний владелец.

 

Нынешний князь Абамелек-Лазарев вырос в доме армянской церкви на Невском. Этот дом по воспоминаниям детства был столь дорог князю, что когда он решил к своему особняку на Миллионной пристроить новый обширный дом по Мойке, то он в этом новом доме своем воспроизвел точную копию двух зал старого армянского дома архитектора Фельтена и придал фасаду этого дома (Мойка, 21) вид схожий с домом армянской церкви на Невском, 40. Мало того из дома на Невском князь перенес во вновь выстроенный дом на Мойке шесть фигурных печей и двери. Копия этих двух зал получилась совершенная и точнейшая. Две из этих печей монументальны и представляют собой подражание известному памятнику Лизикрата в Афинах.

Теперь оба дома соединены в один так, что человек не посвященный ни когда бы не догадался о том, что это два совершенно разных, связанных между собой дома.

 

Главную достопримечательность старого бироновского дома представляет собой великолепный вестибюль и лестница. Смело и легко вьются вверх ступени, от последней площадки, украшенной громадным зеркалом, расходящиеся в разные стороны. Прекрасный, легкий потолок полукружьем сообщает всей этой лестнице большую нарядность и стильность. На площадках стоят громадной величины белые с золотом торшеры, нарисованные Росси для михайловского дворца. Что ныне музей Императора Александра III. Прямо с лестницы вы попадаете в большую белую залу с красивой лепной работой нежных тонов. Здесь как и во всем доме превосходный паркет. Направо и налево от этой залы окнами на миллионную лежит ряд гостиных, кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой большой гостиной, с великолепными фламандскими шпалерами по стенам. Во всех комнатах вы найдете превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор, семейные портреты кисти известных художников. В зале возвышаются с полу четыре колоссальные, более чем в рост человека канделябры Томира. На стенах два громадных гобелена представляющих историю Тамерлана и Баязета, исполненные в XVII в. в Брюсселе.

Старый дом заканчивается длинной белой столовой, а затем вы переходите в новую постройку. Соединением служит оригинальный овальный переход, в котором помещены четыре прелестные картины масляными красками, изображающие четырех молодых женщин кисти Боде, ученика Ван-Лоо. Боде расписывал Сансуси для Фридриха Великого. Прилегающее к новому дому стиля Фельтена, здание домашнего театра выстроено в последние два года по плану архитектора А. И. Фомина. Как жилой дом с Мойки, так и театральный зал, выходящий на Мойку, имеют два отдельных входа с этой набережной.

(Журнал «Столица и усадьба» № 45 1 ноября 1915 г. С. 4-8, добавил: Наталия)

·

 

·

Фото - С. Васильев

 

·

 

·

Фото - Виктор М, 28.07.2014.

 

·

Фото - fly-fly, 2013.

Князь Абамелек-Лазарев является одним из крупнейших помещиков России. Он много работал в интересующих его областях горного дела и археологии. Написал книгу «Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в России с 1808 по 1908 г.» Им издано несколько книг по политико-экономическим вопросам. Как археолог князь открыл в 1882 г. в Пальмире известную надпись на греческом и арамейском языках. Надпись эта вычена на громадной доске белого мрамора 6х2 м, она подарена турецким султаном нашему Государю и хранится теперь в Эрмитаже. Князем написана большая статья о Пальмире, роскошно изданная. Теперь это издание представляет библиографическую редкость.

 

К родне Абамелек-Лазаревых принадлежит кавалерственная дама Анна Давидовна Баратынская (1814-1888), рожденная княжна Абамелек, родная тетка нынешнего князя С. С. Абамелек-Лазарева. Ей посвящены стихи А. С. Пушкина

Когда-то (помню с умиленьем)

Я смел вас нянчить с восхищеньем,

Вы были дивное дитя.

Вы расцвели - с благоговеньем

Вам ныне поклоняюсь я.

За вами сердцем и глазами

С невольным трепетом ношусь

И вашей славою и вами,

Как нянька старая, горжусь.

Автограф этого стихотворения хранится у князя Абамелек-Лазарева, ровно как и «Последнее новоселье» Лермонтова, писанное рукой поэта и привезенное им для прочтения

((Журнал «Столица и усадьба» № 45 1 ноября 1915 г. С7, добавил: Наталия)

·

А. Д. Баратынская

·

 

·

Фото - Rett, 2010.

 

·

Фото - Виктор М, 04.2011.

 

·

 

·

 

·

Вестибюль

 

·

 

·

 

·

 

·

Фото - Виктор М, 08.06.2012.

 

·

Вестибюль.

 

·

 

·

Парадная лестница.

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Парадная лестница

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Черная лестница

 

·

 

·

 

·

 

·

Зеркало в помещении на 2 этаже

 

·

 

·

Зал на 2 этаже.

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

 

·

Маленький зал
на 2 этаже

 

·

Фото - Виктор М,
28.07.2014.

https://sigaretka7.livejournal.com/50698.html

https://www.citywalls.ru/house582.html

https://www.citywalls.ru/house1905.htm

https://vstrokax.net/istoriya/abamelik


С 1947 года вилла «Абамелек» является официальной резиденцией российского посла в Италии, перейдя в собственность Советского правительства еще при жизни ее владелицы Марии Павловны Демидовой (в замужестве Абамелек-Лазаревой), к которой вилла перешла по завещательному наследству Семена Семеновича Абамелек - Лазарева (1857 - 1916 гг.), за которого она вышла замуж в 1897 году.

С. Абамелек - Лазарев, армянин по национальности, имел титул грузинского князя. Абамелики Поселились в Грузии в 1421году. Род Абамелеков был возведен в князья третьей степени в конце XVIII века грузинским царем Ираклием II после женитьбы его сына Давида Георгиевича Багратиона на Елене Семеновне, дочери священнослужителя Семена Охановича Абамелека. Семья переселилась в Россию на рубеже XVIII-XIX веков. Возможно, это произошло после кончины последнего грузинского царя Георгия XII, когда представители семьи Багаратион переселились(были переселены) в Россию. Иностранный титул князей Абамеликов был признан в Российской империи и Екатерина II пожаловала Абамеликам дворянство и герб.

 

Еще ранее, в начале XVII столетия, в Россию из Ирана переехала богатая армянская семья Лазаревых, она и породнилась с Абамелеками. В 1873 году генерал-майору Семёну Давыдовичу Абамелик, женатому на дочери Христофора Якимовича Лазарева, Высочайше дозволено было принять фамилию тестя и именоваться впредь преемственно князем Абамелик-Лазаревым.

 

После смерти в 1850 году Ивана Христофоровича Лазарева продолжение рода по мужской линии прекратилось. Начались хлопоты о закреплении знатной фамилии за ближайшими родственниками. Поскольку сестра Ивана была замужем за Семеном Давидовичем Абамелеком, ее сыну Семену в 1873 году разрешили именоваться Абамелек - Лазаревым.


Итак в родовом древе князя Семена Семеновича Абамелек - Лазарева сплелись ветви знаменитых семей России, Грузии и Армении.


Князь С.С. Абамелек - Лазарев был одним из богатейших людей России, крупным горнозаводчиком и помещиком, ему только на 3ападном Урале принадлежали Кизеловский, Полазнинский, Чермозский металлургические заводы, Кизеловские и Луньевские каменноугольные копи, да еще соляные промыслы в Усолье, а также золотые и платиновые прииски. Здесь его владения занимали площадь 830 тысяч десятин (из них 765 десятин леса) и считались богатейшими на Урале. В Петербурге он владел двумя сообщающимися роскошными особняками: на Миллионной, 22, и на Мойке, 23.

 

Родился Семен Семенович в Москве в 1856 году. Детство и юность его прошли в доме номер 40 на Невском проспекте, рядом с Армянской церковью. В 1881 году молодой князь окончил историко-филологический факультет Петербургского университета со степенью кандидата, служил в министерстве народного просвещения. Защитил диссертацию, а позднее стал попечителем Лазаревского института восточных языков.

В 1881–1882 гг. вместе с художником В. Поленовым и профессором искусств Петербургского университета А. Праховым совершил путешествие по странам Средиземноморья. В Сирии на раскопках Пальмиры он сделал крупное археологическое открытие – нашел мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках– это был таможенный тариф 137 года, с помощью которой был позднее расшифрован древний арамейский язык. А сама находка Абамелека-Лазарева стала одним из крупнейших вкладов в науку.

Семен Семенович был женат на дочери Павла Демидова и княгини Елены Трубецкой – Марии Павловне Демидовой, унаследовавшей от родителей титул княгини Сан-Донато. Это была умная, красивая и блестяще образованная женщина. Чету Абамелек связывала тесная дружба с Татьяной Сухотиной-Толстой, любимой дочерью Льва Николаевича. Их взаимная симпатия зародилась еще в Тульской губернии, поскольку имение Абамелека-Лазарева находилось рядом с Ясной Поляной. Князь был лично знаком с Львом Николаевичем и часто бывал у него дома. Сохранились две фотографии 1884-го и 1888-го годов «Толстой в кругу семьи», сделанные Семеном Абамелеком-Лазаревым.

 

Семен Семенович снова побывал в Италии, где в 1907 году купил огромную виллу в исторической части Рима.
Площадь виллы – 30 гектаров, и расположена она в центре Рима, за холмом Джаникопо, по соседству с государством Ватикан (Вилла «Абамелек», кстати, меньше Ватикана всего на четверть). По территории виллы, туннелем под землей, проложена семисотметровая железнодорожная ветка, с 1932 года соединяющая Ватикан с сетью дорог Италии. Говорят, Ватикан, крайне заинтересованный в расширении своей территории, не раз обращался к советским властям с просьбой продать ему виллу «Абамелек». Ответ был неизменен: дарованное не продается. Ведь свою римскую виллу Абамелек-Лазарев (после смерти своей жены, так как прямых наследников у них не было) завещал Императорской академии художеств – для размещения здесь пансиона художников и скульпторов, направляемых в Италию изучать искусство.

В завещании князя было сказано: в случае, если Академия художеств откажется от виллы, она завещается на тех же условиях Императорской Академии наук с тем, чтобы тут был организован исторический институт. Говорилось и о том, что если Академия наук откажется от виллы, то она должна быть продана и сумма, вырученная от продажи, передана в распоряжение тульского дворянства на врачебно-санитарные пункты в Тульской губернии. (Князь состоял там в дворянском сословии, и в Крапивенском уезде у него было имение). Непременным желанием завещателя было навсегда сохранить за виллой имя “Абамелек” и поддерживать ее в порядке, как при жизни владельца; деревья в парке не вырубать, художественные и просто предметы древности никуда отсюда не увозить. А земля, принадлежавшая имению, не должна отдаваться внаем. Следует отметить, что советское правительство неукоснительно соблюдало этот завет Абамелек-Лазарева.

 

Мария Павловна

 

Но так случилось, что еще при жизни Марии Павловны вилла Абамелек перешла в собственность Советского правительства. победа Советской Армии и ее союзниками во второй мировой войне обеспечила досрочную передачу “Абамелек” СССР. С 1947 года вилла Абамелек является официальной резиденцией российского посла в Италии. А происходило это так. Во время деятельности в Италии Контрольной Комиссии союзников по антигитлеровской коалиции вилла была в 1944 году занята по ордеру военных властей под клуб советских военнослужащих и резиденцию советского представительства в Контрольной Комиссии. Поскольку вдова владельца, М.П. Абамелек - Лазарева, здесь не жила и никак не использовала постройки и парк, итальянские власти королевским декретом от 26 мая 1946 года конфисковали виллу “в целях общественной пользы”. Но уже 27 февраля следующего года декретом временного главы Итальянской Республики она была передана в собственность Советскому Союзу, и 15 июля 1947 года посольству выданы документы, подтверждающие право собственности.

 


Теперь немного о вилее до того момента, пока Семен Семенович ее приобрел. Вилла, которая называлась вилла Торри, была построена в 1730 году.По некоторым сведениям, именно там был штаб Джузеппе Гарибальди, когда он сражался за освобождение Италии. А у холма, на котором стоит вилла, своя история. В древнем Риме на этом месте было кладбище гладиаторов, погибших на арене цирка Нерона. Во время археологических раскопок на вилле было найдено несколько могильных камней с латинскими надписями: «Corpus custodes Nerone».

Вилла в то время состояла из разрозненных владений с двумя полуразрушенными дворцами, которые князь удачно объединил, таким образом создав замечательный архитектурно-парковый ансамбль. Князь Абамелек и его жена Мария, собрали на вилле богатейшую коллекцию: картины, гобелены, античные мозаики, античный мрамор, резьба по дереву. Большую ценность представляет коллекция античной скульптуры, особенно древнеримская мраморная статуя Венеры III века до н. э. и этрусский саркофаг III века до н.э.! Среди произведений живописи наиболее интересны: "Купание Дианы" венецианского художника XVI века Пьетро Либери, "Милость Св. Елизаветы" Барталомео Скедони XVII века, работа сиенского мастера XVI-XVII веков Антиведуто Грамматике.

 

Залы виллы украшены резными потолками, живописными плафонами и люстрами из венецианского стекла мурано. Здесь было (и сохранилось) все – фламандские гобелены XVI – XVII веков, древнеримские мозаики, античные колонны, мраморные бюсты римских императоров… Древнеримские скульптуры украшают парк наряду с мраморными воинами, разнообразными фонтанами, амфорами.


На территории парка находятся два старинных дворца - "Бельведере" и "Театр Жиро" или "Дворец муз". Мария Павловна была прекрасной балериной. Именно для нее князь Абамелек решил восстановить полуразрушенный дом, второй по значимости на вилле, и назвал его «Дворцом муз».Именно во «Дворце муз», по-прежнему проводятся государственные приемы России, концерты и другие культурные мероприятия.
В 1916 году князь скончался и был похоронен на Армянском Смоленском кладбище в Петербурге.


Спустя 80 лет представители армянской диаспоры Италии на добровольно собранные средства установили на вилле памятник князю С.С. Абамелек-Лазарев

 

Вилла Лазарева- Абамелек в Риме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: