Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).




1.1. Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных.

Гоминидная триада:

1) прямохождение;

2) развитие кисти, способной делать орудия;

3) человеческий мозг.

Как связаны элементы этой триады?

1) Фридрих Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876):

Увеличение мозга привело к появлению чисто человеческих черт (прямохождения, изготовления и использования орудий).

2) Вертикальное положение тела при передвижении у предков людей проявилось раньше развития мозга

1.2. Социогенез – процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

Общение – взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение).

1.3. Культурогенез – рождение и развитие культуры.

Неолитическая революция – переход от Присваивающей экономики к Производящей экономике (10-15 тыс. лет назад).

1.4. Сущность человека. Биосоциальная природа человека.

Сущность – главная, наиболее важная особенность данного явления, то, без чего явление существовать не может.

Природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы.

Биологическая природа человека – естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека. Биологическое у человека социально обусловлено.

Биологические особенности человека:

1) прямостояние;

2) прямохождение;

3) свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие средств общения.

Биосоциальная проблема – это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретённого и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.

 

2. Общественное и индивидуальное сознание.

2.1. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

2.2. Особенности общественного сознания:

1) значительная самостоятельность относительно общественного бытия;

2) преемственность всего лучшего, полезного и необходимого.

3) активно воздействует на всю жизнь общества.

2.3. Формы общественного сознания:

1) философия;

2) политическое сознание;

3) правовое сознание;

4) мораль;

5) искусство;

6) наука;

7) религия.

2.4. Уровни общественного сознания:

1) общественная психология, обыденное сознание;

2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.

 

3. Самосознание индивида и социальное поведение.

3.1. Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с другими людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.

Функции самосознания:

1) самопознание – получение информации о себе;

2) эмоционально-ценностное отношение к себе;

3) саморегуляция поведения.

3.2. Я - концепция – система представлений человека о самом себе.

Я-концепция = самосознание + самооценка.

Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я.

3.3. Идентичность – субъективное переживание человеком своей индивидуальности.

3.4. Социальное поведение.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.

!!! Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу.

Виды социального поведения:

1) массовое;

2) групповое;

3) просоциальное;

4) антисоциальное;

5) помогающее;

6) девиантное (отклоняющееся);

7) противоправное.

 

4. Мировоззрение, его виды и формы.

4.1. Мировоззрение - целостная совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру.

1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

4.2. Классификация типов мировоззрения:

Версия №1:

1) теоцентризм;

2) природоцентризм (космоцентризм, космизм);

3) антропоцентризм;

4) социоцентризм;

5) знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм).

Версия №2:

1) Обыденное мировоззрение:

+ опирается на непосредственный жизненный опыт человека;

– мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.

2) Религиозное мировоззрение:

+ тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей;

– непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки.

3) Научное мировоззрение:

+ прочная научная обоснованность, реальность целей и идеалов, связь с производственной и социальной деятельностью людей;

– недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.

 

5. Виды знаний.

!!! Знание > наука.

5.1. Виды знания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.

5.1.1. Особенности мифологического познания:

1) очеловечивание всей природы;

2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта;

3) поиск целенаправленной воли;

4) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических (дуализм).

5.1.2. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного.

5.1.3. Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.

5.1.4. Здравый смысл – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.

5.1.5. Искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах.

1) Образность и наглядность.

2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности (слово, цвет, звук), а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов.

3) Воображение и фантазия познающего субъекта.

5.1.6. Паранаука – околонаучное знание.

 

6. Понятие истины, её критерии.

6.1. Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.

Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.

6.2. Формы (источники, ступени) познания.

6.2.1. Чувственное познание:

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

6.2.2. Рациональное, логическое познание (мышление):

1) понятие;

2) суждение;

3) умозаключение.

6.2.3. Интуиция – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

6.3. Источники познания: разум, чувство или интуиция?

Рационализм – философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

6.4. Истина – это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.

Существует ли истина?

Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира.

В чём причина относительности человеческих знани й?

1) Мир бесконечно изменчив.

2) Познавательные возможности человека ограничены.

3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.

4) Особенности познавательной деятельности человека.

6.5. Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.

Критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

 

7. Мышление и деятельность.

7.1. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

!!! Отличия деятельности человека от поведения животных.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека (труд):

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

ПОВЕДЕНИЕ животного:

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

3) запрограммированность, подчинение инстинктам;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

7.2. Структура деятельности:

1) цель;

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

7.3. Виды деятельности.

Классификация №1 (по содержанию):

1) труд;

2) учение (учёба, познание);

3) игра;

4) общение.

Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности):

1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);

2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

7.4. Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

7.5. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Средство мышления – язык.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

 

8. Потребности и интересы.

8.1. Мотив и потребности.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

8.2. Классификация потребностей.

Версия №1:

1) биологические;

2) социальные;

3) идеальные.

Версия №2 (Маслоу):

первичные (врождённые): 1) физиологические, 2) экзистенциальные;

вторичные (приобретённые): 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.

 

9. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

9.1. Свобода человека - возможность выбирать по своему желанию формы жизнедеятельности.

Детерминизм – учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Фатализм – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама).

Волюнтаризм – деятельность, не считающаяся с объективными условиями, произвол.

9.2. Свобода есть познанная необходимость (Энгельс).

9.3. Экзистенциализм: Нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. Свобода человека ограничена невозможностью отказаться от свободы и ответственности.

 

10. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социум как особенная часть мира.

10.1. Общество (в узком смысле) – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество»).

Общество (общество в широком смысле) – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

10.2. Система – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

Элемент – составная часть сложного целого.

Структура – внутреннее устройство чего-либо.

Функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

10.3. Классификация систем:

По отношению системы к окружающей среде:

1) открытые;

2) закрытые.

По происхождению:

1) искусственные;

2) естественные;

10.4. Принципы (черты) человеческого общества как системы:

1) сложность;

2) иерархичность = общество – сложная система, суперсистема;

3) интегративность (ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, не обладает качеством присущим обществу как единому целому);

4) самодостаточность (способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);

5) самоуправляемость;

6) открытость;

7) основным элементом общества является человек;

8) динамичность (общество находится в постоянном изменении);

9) непредсказуемость развития.

Общество есть динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна в процессе изменения сохранять свою сущность и качественную определённость.

10.5. Из чего состоит общественная система?

10.5.1. Подсистемы общества – сферы общественной жизни:

1) экономическая;

2) социальная;

3) политическая;

4) духовная.

10.5.2. Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности:

1) материальные;

2) духовные.

 

11. Основные институты общества.

11.1. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия).

11.2. Типы социальных институтов.

!!! Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества:

1) потребности в воспроизводстве людей;

2) потребности в добывании средств существования;

3) потребности в безопасности и социальном порядке;

4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;

5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Основные социальные институты:

1) институты семьи и брака;

2) экономические институты, производство;

3) политические институты, государство;

4) институты образования, науки и культуры;

5) институт религии.

Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи: институт собственности, институт брака.

 

12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.

12.1. В широком значении культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества + результаты этой деятельности.

В узком значении !!! культура = духовная жизнь общества.

12.2. Из чего состоит культура?

Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах (спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, язык, религиозные обряды и. т.д.).

Культура = экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

12.3. Функции культуры:

1) приспособление к окружающей среде;

2) накопление, хранение, передача культурных ценностей;

3) целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека;

4) социализация;

5) коммуникативная функция.

12.4. Формы и разновидности культуры:

1) по связи с религией: религиозная и светская;

2) по региональному признаку: культура Востока и Запада;

3) по национальному признаку: русская, французская и т.д.;

4) по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества.

12.5. Народная, элитарная, массовая культура.

Народная культура – наиболее 1) устойчивая часть национальной культуры, 2) источник развития и хранилище традиций. Это культура, 3) создаваемая народом и бытующая в народных массах. Как правило, 4) анонимна.

Элитарная культура:

1) высокий уровень (сложность содержания);

2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;

3) подготовленность аудитории к восприятию;

4) узкий круг создателей и аудитории;

5) определяет развитие всей культуры.

Массовая культура (поп-культура):

1) общедоступность;

2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);

3) серийность, тиражируемость;

4) пассивность восприятия;

5) коммерческий характер.

«Экранная культура » = компьютер + видеотехника (личные контакты и чтение книг уходят на второй план).

12.6. Материальная (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовная (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культура.

12.6.1. Структура духовной культуры:

наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации.

Духовная деятельность = духовно-теоретическая (мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).

Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.

12.6.2. Особенности духовного потребления:

1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.

12.7. Традиции и новаторство.

Развитие культуры = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Накопление (пути приращения) культурных ценностей:

1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);

2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).

12.8. Многообразие культур.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе.

Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её.

12.9. Взаимодействие культур.

1) Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры.

2) Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.

Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны (потеря культурной самобытности).

13. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

13.1. Наука = получение нового знания + система знаний.

Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов.

13.2. Особенности научного познания:

1) объективность;

2) обоснованность;

3) системность;

4) проверяемость.

13.3. Функции науки:

1) познавательная;

2) практически-деятельностная;

3) культурная;

4) культурно-мировоззренческая;

5) социальная.

13.4. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.

Отличия:

1) эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта;

2) на эмпирическом уровне – научные факты (события, процессы), на теоретическом – понятия, гипотезы, законы;

3) по методам исследования:

эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент;

теоретический уровень: формализация, математизация, моделирование;

4) по степени систематизации:

эмпирическое знание фрагментарно, а теория – систематизированная картину, раскрывающая сущность изучаемого объекта.

13.5. Методы научного познания:

Эмпирические: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) классификация, 4) измерение, 5) систематизация, 6) сравнение, 7) описание.

Теоретические: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.

Универсальные: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.

13.6. Как развивается научное знание?

Кумулятивизм: развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий.

Антикумулятивизм (Томас Кун): развитие науки есть смена парадигм.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

13.7. Дифференциация (разделение) и интеграция (объединение) научного знания.

Интеграции научного знания препятствует:

1) дефицит объединяющих научных идей;

2) бурный рост специализированного научного знания.

13.8. Наука и человек.

13.8.1. Большая наука. Наука как производительная сила.

Наука превратилась в непосредственную производительную силу => переход от «малой науки» к «большой науке».

Научно – техническая революция (НТР) – третья по счету после аграрной (неолитической) революции и промышленного переворота Великая революция в развитии производительных сил, представляющая собой коренной, качественный скачок в развитии современных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу.

Главные направления НТР:

1) автоматизация;

2) новые виды энергии;

3) биотехнологии;

4) новые материалы.

Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

13.8.2. Социальная ответственность науки.

Почему в наши дни возрастает влияние альтернативных науке взглядов и установок?

1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.

2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению.

3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Предопределенность астрологии предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений.

13.9. Особенности социального (в широком смысле) познания (социальное познание в узком смысле + гуманитарное познание):

1) Субъект познания (общество) и объект познания (общество) совпадают.

2) Сложность объекта познания (каждое событие социальной жизни неповторимо и отличается от других).

3) Возможности наблюдения и эксперимента ограничены.

4) Социальное познание затрагивает интересы людей.

13.10. Классификация наук:

По предмету исследования:

1) Социальные: социология, психология, социальная психология, экономика, политология, антропология, этнография (наука о народах).

2) Гуманитарные: философия, история, искусствознание, литературоведение.

Методом познания гуманитарных наук является понимание, методом естествознания и социальных наук – объяснение

3) Естественные науки.

4) Технические науки.

По связи с практикой:

1) фундаментальные;

2) прикладные.

 

14. Образование, его значение для личности и общества.

14.1. Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

14.2. Функции образования:

1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);

2) социализация личности;

3) культурная;

4) укрепление национальной безопасности.

14.3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:

1) гуманизация (внимание к личности, её психологии, интересам);

2) гуманитаризация (изучение общественных и гуманитарных дисциплин);

3) интернационализация;

4) компьютеризация;

5) демократизация (доступность);

6) рост продолжительности образования;

7) непрерывность.

14.4. Ступени российской системы образования:

1) дошкольное образование;

2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы);

3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

!!! Обязательным является среднее (полное) образование.

 

15. Религия.

15.1. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

15.2. Структура религии:

1) учение (догматика);

2) культ – система ритуальных действий;

3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;

4) организации верующих (церковь и секты).

15.3. Признаки религиозного сознания:

1) вера в существование сверхъестественного начала;

2) признание его высшей ценностью, священным;

3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий;

4) чувство зависимости (страх, смирение);

5) стремление умилостивить божество покаянием или жертвоприношением.

15.4. Организационные формы религии:

Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы;

Секта – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

15.5. Функции религии:

1) регулятивная, воспитательная;

2) мировоззренческая;

3) коммуникативная;

4) компенсаторная;

5) фактор интеграции / дезинтеграции общества;

6) культурная.

15.6. Классификация религий:

по степени влияния:

1) родоплеменные примитивные верования (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм);

2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);

3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Признаки мировых религий:

1) огромное число последователей;

2) космополитичность, меж- и надэтнический характер;

3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);

4) пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).

 

16. Искусство.

16.1. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.

Эстетика – учение об искусстве и художественном творчестве.

Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

Прекрасное – высшая степень красоты. Противоположностью красоты является безобразное.

16.2. Сущность искусства (точки зрения):

1) подражание, отражение природы;

2) самовыражение автора;

3) замкнутая или автономная сфера деятельности, способ связи с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов).

16.3. Особенности искусства:

1) чувственное восприятие окружающего мира;

2) субъективность;

3) образность.

Художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

4) законченность авторских произведений.

16.4. Происхождение искусства:

1) биологизаторская концепция;

2) игровая теория;

3) магическая теория;

4) трудовая теория.

16.5. Функции искусства:

1) эстетическая;

2) познавательная;

3) коммуникативная;

4) гедонистическая (наслаждение);

5) эвристическая (творческая);

6) катарсическая («очищающая»);

7) социально-организующая;

8) воспитательная.

16.6. Виды искусства.

по материалу, в котором реализуются художественные образы:

1) аудиальные (звук в музыке);

2) визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);

3) словесные (художественная литература, проза, поэзия);

4) синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).

пространство и время:

1) Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.

2) Временные (динамические) виды: литература, музыка.

3) Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино, эстрада.

16.7. Направления и стили.

Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

 

17. Мораль.

17.1. Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.

Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в практическом поведении людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.

Этика – философская наука, изучающая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: