1.1. Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных.
Гоминидная триада:
1) прямохождение;
2) развитие кисти, способной делать орудия;
3) человеческий мозг.
Как связаны элементы этой триады?
1) Фридрих Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876):
Увеличение мозга привело к появлению чисто человеческих черт (прямохождения, изготовления и использования орудий).
2) Вертикальное положение тела при передвижении у предков людей проявилось раньше развития мозга
1.2. Социогенез – процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Общение – взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение).
1.3. Культурогенез – рождение и развитие культуры.
Неолитическая революция – переход от Присваивающей экономики к Производящей экономике (10-15 тыс. лет назад).
1.4. Сущность человека. Биосоциальная природа человека.
Сущность – главная, наиболее важная особенность данного явления, то, без чего явление существовать не может.
Природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы.
Биологическая природа человека – естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека. Биологическое у человека социально обусловлено.
Биологические особенности человека:
1) прямостояние;
2) прямохождение;
3) свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие средств общения.
Биосоциальная проблема – это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретённого и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.
2. Общественное и индивидуальное сознание.
2.1. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
2.2. Особенности общественного сознания:
1) значительная самостоятельность относительно общественного бытия;
2) преемственность всего лучшего, полезного и необходимого.
3) активно воздействует на всю жизнь общества.
2.3. Формы общественного сознания:
1) философия;
2) политическое сознание;
3) правовое сознание;
4) мораль;
5) искусство;
6) наука;
7) религия.
2.4. Уровни общественного сознания:
1) общественная психология, обыденное сознание;
2) идеология.
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
3. Самосознание индивида и социальное поведение.
3.1. Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с другими людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.
Функции самосознания:
1) самопознание – получение информации о себе;
2) эмоционально-ценностное отношение к себе;
3) саморегуляция поведения.
3.2. Я - концепция – система представлений человека о самом себе.
Я-концепция = самосознание + самооценка.
Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я.
3.3. Идентичность – субъективное переживание человеком своей индивидуальности.
3.4. Социальное поведение.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.
!!! Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу.
Виды социального поведения:
1) массовое;
2) групповое;
3) просоциальное;
4) антисоциальное;
5) помогающее;
6) девиантное (отклоняющееся);
7) противоправное.
4. Мировоззрение, его виды и формы.
4.1. Мировоззрение - целостная совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру.
1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.
2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.
4.2. Классификация типов мировоззрения:
Версия №1:
1) теоцентризм;
2) природоцентризм (космоцентризм, космизм);
3) антропоцентризм;
4) социоцентризм;
5) знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм).
Версия №2:
1) Обыденное мировоззрение:
+ опирается на непосредственный жизненный опыт человека;
– мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.
2) Религиозное мировоззрение:
+ тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей;
– непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки.
3) Научное мировоззрение:
+ прочная научная обоснованность, реальность целей и идеалов, связь с производственной и социальной деятельностью людей;
– недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.
5. Виды знаний.
!!! Знание > наука.
5.1. Виды знания.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.
5.1.1. Особенности мифологического познания:
1) очеловечивание всей природы;
2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта;
3) поиск целенаправленной воли;
4) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических (дуализм).
5.1.2. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного.
5.1.3. Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
5.1.4. Здравый смысл – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
5.1.5. Искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах.
1) Образность и наглядность.
2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности (слово, цвет, звук), а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов.
3) Воображение и фантазия познающего субъекта.
5.1.6. Паранаука – околонаучное знание.
6. Понятие истины, её критерии.
6.1. Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.
6.2. Формы (источники, ступени) познания.
6.2.1. Чувственное познание:
1) ощущение;
2) восприятие;
3) представление.
6.2.2. Рациональное, логическое познание (мышление):
1) понятие;
2) суждение;
3) умозаключение.
6.2.3. Интуиция – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
6.3. Источники познания: разум, чувство или интуиция?
Рационализм – философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.
6.4. Истина – это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Существует ли истина?
Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира.
В чём причина относительности человеческих знани й?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
6.5. Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
Критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
7. Мышление и деятельность.
7.1. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
!!! Отличия деятельности человека от поведения животных.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека (труд):
1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;
2) целеполагание в деятельности;
3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;
4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);
5) творческий характер;
6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.
ПОВЕДЕНИЕ животного:
1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);
2) целесообразность в поведении;
3) запрограммированность, подчинение инстинктам;
4) воздействие на природу только органами тела;
5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
7.2. Структура деятельности:
1) цель;
2) средства;
3) продукты (результаты);
4) мотивы;
5) действия.
7.3. Виды деятельности.
Классификация №1 (по содержанию):
1) труд;
2) учение (учёба, познание);
3) игра;
4) общение.
Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности):
1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);
2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).
7.4. Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.
7.5. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д.
Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
Средство мышления – язык.
База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.
8. Потребности и интересы.
8.1. Мотив и потребности.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
8.2. Классификация потребностей.
Версия №1:
1) биологические;
2) социальные;
3) идеальные.
Версия №2 (Маслоу):
первичные (врождённые): 1) физиологические, 2) экзистенциальные;
вторичные (приобретённые): 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.
9. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
9.1. Свобода человека - возможность выбирать по своему желанию формы жизнедеятельности.
Детерминизм – учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Фатализм – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама).
Волюнтаризм – деятельность, не считающаяся с объективными условиями, произвол.
9.2. Свобода есть познанная необходимость (Энгельс).
9.3. Экзистенциализм: Нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. Свобода человека ограничена невозможностью отказаться от свободы и ответственности.
10. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социум как особенная часть мира.
10.1. Общество (в узком смысле) – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество»).
Общество (общество в широком смысле) – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
10.2. Система – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.
Элемент – составная часть сложного целого.
Структура – внутреннее устройство чего-либо.
Функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
10.3. Классификация систем:
По отношению системы к окружающей среде:
1) открытые;
2) закрытые.
По происхождению:
1) искусственные;
2) естественные;
10.4. Принципы (черты) человеческого общества как системы:
1) сложность;
2) иерархичность = общество – сложная система, суперсистема;
3) интегративность (ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, не обладает качеством присущим обществу как единому целому);
4) самодостаточность (способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);
5) самоуправляемость;
6) открытость;
7) основным элементом общества является человек;
8) динамичность (общество находится в постоянном изменении);
9) непредсказуемость развития.
Общество есть динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна в процессе изменения сохранять свою сущность и качественную определённость.
10.5. Из чего состоит общественная система?
10.5.1. Подсистемы общества – сферы общественной жизни:
1) экономическая;
2) социальная;
3) политическая;
4) духовная.
10.5.2. Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности:
1) материальные;
2) духовные.
11. Основные институты общества.
11.1. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия).
11.2. Типы социальных институтов.
!!! Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества:
1) потребности в воспроизводстве людей;
2) потребности в добывании средств существования;
3) потребности в безопасности и социальном порядке;
4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;
5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) экономические институты, производство;
3) политические институты, государство;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии.
Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи: институт собственности, институт брака.
12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
12.1. В широком значении культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества + результаты этой деятельности.
В узком значении !!! культура = духовная жизнь общества.
12.2. Из чего состоит культура?
Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах (спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, язык, религиозные обряды и. т.д.).
Культура = экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
12.3. Функции культуры:
1) приспособление к окружающей среде;
2) накопление, хранение, передача культурных ценностей;
3) целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека;
4) социализация;
5) коммуникативная функция.
12.4. Формы и разновидности культуры:
1) по связи с религией: религиозная и светская;
2) по региональному признаку: культура Востока и Запада;
3) по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
4) по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества.
12.5. Народная, элитарная, массовая культура.
Народная культура – наиболее 1) устойчивая часть национальной культуры, 2) источник развития и хранилище традиций. Это культура, 3) создаваемая народом и бытующая в народных массах. Как правило, 4) анонимна.
Элитарная культура:
1) высокий уровень (сложность содержания);
2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
3) подготовленность аудитории к восприятию;
4) узкий круг создателей и аудитории;
5) определяет развитие всей культуры.
Массовая культура (поп-культура):
1) общедоступность;
2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);
3) серийность, тиражируемость;
4) пассивность восприятия;
5) коммерческий характер.
«Экранная культура » = компьютер + видеотехника (личные контакты и чтение книг уходят на второй план).
12.6. Материальная (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовная (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культура.
12.6.1. Структура духовной культуры:
наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации.
Духовная деятельность = духовно-теоретическая (мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
12.6.2. Особенности духовного потребления:
1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);
2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;
3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
12.7. Традиции и новаторство.
Развитие культуры = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Накопление (пути приращения) культурных ценностей:
1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);
2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
12.8. Многообразие культур.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе.
Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её.
12.9. Взаимодействие культур.
1) Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры.
2) Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.
Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны (потеря культурной самобытности).
13. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
13.1. Наука = получение нового знания + система знаний.
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов.
13.2. Особенности научного познания:
1) объективность;
2) обоснованность;
3) системность;
4) проверяемость.
13.3. Функции науки:
1) познавательная;
2) практически-деятельностная;
3) культурная;
4) культурно-мировоззренческая;
5) социальная.
13.4. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
Отличия:
1) эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта;
2) на эмпирическом уровне – научные факты (события, процессы), на теоретическом – понятия, гипотезы, законы;
3) по методам исследования:
эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент;
теоретический уровень: формализация, математизация, моделирование;
4) по степени систематизации:
эмпирическое знание фрагментарно, а теория – систематизированная картину, раскрывающая сущность изучаемого объекта.
13.5. Методы научного познания:
Эмпирические: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) классификация, 4) измерение, 5) систематизация, 6) сравнение, 7) описание.
Теоретические: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.
Универсальные: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.
13.6. Как развивается научное знание?
Кумулятивизм: развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий.
Антикумулятивизм (Томас Кун): развитие науки есть смена парадигм.
Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
13.7. Дифференциация (разделение) и интеграция (объединение) научного знания.
Интеграции научного знания препятствует:
1) дефицит объединяющих научных идей;
2) бурный рост специализированного научного знания.
13.8. Наука и человек.
13.8.1. Большая наука. Наука как производительная сила.
Наука превратилась в непосредственную производительную силу => переход от «малой науки» к «большой науке».
Научно – техническая революция (НТР) – третья по счету после аграрной (неолитической) революции и промышленного переворота Великая революция в развитии производительных сил, представляющая собой коренной, качественный скачок в развитии современных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу.
Главные направления НТР:
1) автоматизация;
2) новые виды энергии;
3) биотехнологии;
4) новые материалы.
Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
13.8.2. Социальная ответственность науки.
Почему в наши дни возрастает влияние альтернативных науке взглядов и установок?
1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.
2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению.
3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Предопределенность астрологии предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений.
13.9. Особенности социального (в широком смысле) познания (социальное познание в узком смысле + гуманитарное познание):
1) Субъект познания (общество) и объект познания (общество) совпадают.
2) Сложность объекта познания (каждое событие социальной жизни неповторимо и отличается от других).
3) Возможности наблюдения и эксперимента ограничены.
4) Социальное познание затрагивает интересы людей.
13.10. Классификация наук:
По предмету исследования:
1) Социальные: социология, психология, социальная психология, экономика, политология, антропология, этнография (наука о народах).
2) Гуманитарные: философия, история, искусствознание, литературоведение.
Методом познания гуманитарных наук является понимание, методом естествознания и социальных наук – объяснение
3) Естественные науки.
4) Технические науки.
По связи с практикой:
1) фундаментальные;
2) прикладные.
14. Образование, его значение для личности и общества.
14.1. Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.
14.2. Функции образования:
1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);
2) социализация личности;
3) культурная;
4) укрепление национальной безопасности.
14.3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1) гуманизация (внимание к личности, её психологии, интересам);
2) гуманитаризация (изучение общественных и гуманитарных дисциплин);
3) интернационализация;
4) компьютеризация;
5) демократизация (доступность);
6) рост продолжительности образования;
7) непрерывность.
14.4. Ступени российской системы образования:
1) дошкольное образование;
2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы);
3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
!!! Обязательным является среднее (полное) образование.
15. Религия.
15.1. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
15.2. Структура религии:
1) учение (догматика);
2) культ – система ритуальных действий;
3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;
4) организации верующих (церковь и секты).
15.3. Признаки религиозного сознания:
1) вера в существование сверхъестественного начала;
2) признание его высшей ценностью, священным;
3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий;
4) чувство зависимости (страх, смирение);
5) стремление умилостивить божество покаянием или жертвоприношением.
15.4. Организационные формы религии:
Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы;
Секта – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.
15.5. Функции религии:
1) регулятивная, воспитательная;
2) мировоззренческая;
3) коммуникативная;
4) компенсаторная;
5) фактор интеграции / дезинтеграции общества;
6) культурная.
15.6. Классификация религий:
по степени влияния:
1) родоплеменные примитивные верования (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм);
2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);
3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Признаки мировых религий:
1) огромное число последователей;
2) космополитичность, меж- и надэтнический характер;
3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);
4) пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
16. Искусство.
16.1. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.
Эстетика – учение об искусстве и художественном творчестве.
Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
Прекрасное – высшая степень красоты. Противоположностью красоты является безобразное.
16.2. Сущность искусства (точки зрения):
1) подражание, отражение природы;
2) самовыражение автора;
3) замкнутая или автономная сфера деятельности, способ связи с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов).
16.3. Особенности искусства:
1) чувственное восприятие окружающего мира;
2) субъективность;
3) образность.
Художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности.
4) законченность авторских произведений.
16.4. Происхождение искусства:
1) биологизаторская концепция;
2) игровая теория;
3) магическая теория;
4) трудовая теория.
16.5. Функции искусства:
1) эстетическая;
2) познавательная;
3) коммуникативная;
4) гедонистическая (наслаждение);
5) эвристическая (творческая);
6) катарсическая («очищающая»);
7) социально-организующая;
8) воспитательная.
16.6. Виды искусства.
по материалу, в котором реализуются художественные образы:
1) аудиальные (звук в музыке);
2) визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);
3) словесные (художественная литература, проза, поэзия);
4) синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).
пространство и время:
1) Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
2) Временные (динамические) виды: литература, музыка.
3) Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино, эстрада.
16.7. Направления и стили.
Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.
17. Мораль.
17.1. Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.
Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).
1) Нравственность = мораль.
2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в практическом поведении людей.
3) Нравственность относится к поведению отдельного человека, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.
Этика – философская наука, изучающая