Интеграция образовательных областей при проведении логоритмической деятельности




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Музыкально - логопедического кружка «Логоритмика»

Для детей среднего дошкольного возраста.

Срок реализации: 1 год.

 

Подготовили:

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

Мурзахметова Жанна Юрьевна

Старший воспитатель,

Лебедева Ольга Сергеевна

 

 

Тверь, 2016

Содержание

 

  1. Информационная карта программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержание программы:

3.1. Направленность программы.

3.2. Новизна и актуальность.

3.3. Цель и задачи.

  1. Приложения к программе:

4.1. Тематическое планирование.

4.2. Перспективный план.

4.3. Конспекты занятий.

 

 

Музыкально - логопедический кружок «Логоритмика»

Для старшего дошкольного возраста. Срок реализации: 1 год.

Информационная карта программы.

 

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: познавательная, коммуникативная, социализация, физическая культура, здоровье, музыка.

Форма реализации программы: подгрупповая.

Возрастная направленность: старшая группа.

Продолжительность реализации программы: 1 год.

 

 

Пояснительная записка.

 

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями.Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Различные педагогические системы придают большое значение воспитанию.

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Кружок рекомендуется проводить в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий для детей старшей группы до 30 минут. Тема кружка берется на 1 занятие.

Кружок проводится один раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа, составляет 12 часов в год. Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. По желанию педагогов можно заменять музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие, в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и непосредственно- образовательной деятельности по рисованию, аппликации, развитию речи. В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.

Кружок по логоритмике хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

 

Направленность программы:

 

Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

 

Новизна и актуальность:

Дети, находящиеся в массовом детском саду, не всегда имеют норму речевого развития. Поэтому данная программа помогает реализовать речевой потенциал детей, имеющих отклонения в речи в условиях не ДОУ компенсирущего вида, а общеобразовательного детского дошкольного учреждения.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, над фонопедией, фонематическим слухом, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

За время работы кружка укрепляются взаимодействия педагогов - специалистов: музыкального руководителя и логопеда.

 

Цель кружка:

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи кружка:

  1. Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.
  2. Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.
  3. Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
  4. Развить слуховое внимание и память.
  5. Выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  6. Развить мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческой фантазии и воображения.
  7. Укреплять костно - мышечный аппарат.
  8. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  9. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  10. Развивать коммуниактивные способности, творческое использование музыкально - ритмических впечатлений в повседневной жизни.
  11. Развивать способности восприятия музыкальных образов и учиться ритмично, выразительно петь, говорить, двигаться в соответствии с данным образом, т.е. перевоплощаться, проявлять художественно - творческие способности.
  12. Использовать музыкально - речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.

13. Использовать наглядный материал:

-иллюстрации и репродукции.

-малые скульптурные формы.

-дидактический материал.

-игровые атрибуты.

-музыкальные инструменты.

-аудио - видеоматериалы.

-живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие

костюмы).

-коврики для проведения релаксации.

-техническое оснащение занятий.

 

В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей (интеграцией образовательных областей), а также с возрастными особенностями развития детей.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

 

Познание: познавательно-исследовательская, коммуникативная (НОД, наблюдения, беседы, игры).

Социализация: двигательная, познавательно-исследовательская, игровая (используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются различные танцы).

Художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

Музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

Физическая культура: двигательная (проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия).

Здоровье: познавательно-исследовательская(используются артикуляционные, пальчиковые гимнастики, фонопедические упражнения, самомассаж)

Коммуникация: коммуникативная, двигательная, игровая познавательно-исследовательская (овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, использование подвижных и речевых игр).

Интеграция образовательных областей при проведении логоритмической деятельности

Художественно-эстетическое развитие: Познавательное, речевое развитие:
· Развитие чувства ритма; · Развитие координации между словом (пением) и движением; · Развитие координации при музыкальном движении; · Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных; · Формирование музыкально-эстетических представлений ребёнка; · Развитие координации между словом и движением; · Развитие правильного дыхания; · Стимуляция речевого развития; · Развитие артикуляционно-речевого аппарата; · Слухоречевое развитие; · Систематизация «словаря» детей. · Формировать развитие функций и форм речи;
Социально-коммуникативное: Физическое:
· Развитие интеллекта; · Развитие слухового внимания; · Развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий; · Формирование способности преодолевать трудности; · Развитие эмоциональной отзывчивости; · Развитие «творческого Я» ребёнка; · Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе; · Укрепление физической формы ребёнка; · Овладение двигательными навыками; · Формировать у детей ощущение границ своего тела; · развитие умения контролировать свой мышечный тонус · Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей;

 

Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы (приложение «Учебно - тематический план»). Он позволяет на самом раннем этапе детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуникактивных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх.

Формы работы: кружок проводится в музыкальном зале в первую половину дня с подгруппой детей.

Ожидаемые результаты:

 

В итоге проведённой логоритмической работы дети должны научиться:

1. Овладеть правильным произношением.

2. Употреблять певческие данные и речевое дыхание.

3. Применять в речи выразительность, уметь слышать и запоминать, а также иметь чувство ритма, ритмодекламировать.

4. Применять умение ориентироваться в пространстве.

5. Позитивно себя ощущать.

6. Пользоваться словотворчеством и оформлять речевое высказывание, владея правильным звуко-слоговым оформлением речи.

7. Реагировать на цветовую гамму.

8. Уметь пользоваться самомассажем.

9. Управлять мышечно-двигательным и координационным тренингом.

10. Иметь воображение и ассоциативно-образное мышление.

 

У детей во время логоритмической деятельности решаются несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно во время совместной логоритмической деятельности демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.

 

Материал и оборудование, необходимый для проведения кружка.

· Различные музыкальные диски;

· Фортепиано;

· Иллюстрации по лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, деревья);

· Атрибуты, реквизиты к сказкам;

· Пиктограммы разных эмоций;

· Платки, цветы, кленовые листочки;

· Детские музыкальные инструменты;

· Шапочки: волнушки, ежика, Деда Мороза и др.;

· Фланелеграф и картинки к данным занятиям;

· Мягкие игрушки.

 

Приложения к программе:

  1. Перспективный план работы кружка (на 1 год).
  2. Тематический план
  3. Конспекты занятий по логоритмике старшей группы.
  4. Музыкальный материал для распевок, песен, подпевок, подвижных музыкальных игр.
  5. Аудио и видеоматериалы для проведения кружковых занятий.
  6. Форма и методика проведения диагностирования детей, посещающих логопедический кружок.
  7. Список литературы.

 

Перспективно-тематический план на учебный год

Задачи:

1. Оздоровительные:

· укрепление костно-мышечного аппарата;

· развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

· формирование правильного дыхания;

· формирование чувства равновесия и т.д.

 

2. Образовательные:

· формирование двигательных умений и навыков,

· формирование пространственных представлений,

· формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,

· развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.

 

3. Воспитательные:

· воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

· воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.

4. Коррекционные:

  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  • развитие пространственногопраксиса, гнозиса;
  • систематическая работа по развитию психологической базы речи;
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: