Рубежный контроль СИК
1.Предмет, цели и задачи курса Современная история Казахстана.
Предметом изучения Современной истории Казахстана являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества на территории нашей республики.
Функции курса истории Казахстана.
1. Познавательная (интеллектуально-развивающая функция)
2. Практическо-политическая функция
3. Мировоззренческая функция
4. Воспитательная функция
Задачи:
- Создание теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей задачам становления и укрепления суверенной государственности Казахстана,
- Внедрение подходов, учитывающих уникальное место истории Казахстана в общем потоке всемирной истории и человеческой цивилизации.
- Этногенеза государствообразующей нации – казахов;
- Эволюция государственности на территории Казахстана
- Основная цель учебной дисциплины «Современной История Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с 20в до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа.
История современного Казахстана в контексте всемирной истории.
Историческая наука в мировой практике, как самостоятельная сложилась в XIX веке. Ко второй половине XIX в., в основном были выработаны теория и методология исторических исследований, то есть система основных идей и принципы построения, формы и способы познания исторического процесса. Объективные условия для становления и развития казахстанской исторической науки сложились во второй половине XX в. Стоит заметить, что ее формирование протекало в русле составной части советской исторической науки и, поэтому ей также присущи ее сильные и слабые стороны. За эти годы в науке сложились две главные негативные тенденции развития, тормозившие прогресс и контакты с мировыми достижениями в области научной исторической мысли. Это региональный характер исторических исследований и отсутствие практически оригинальной, собственной теоретической, методологической базы. Это свидетельствует о том, что казахстанские историки, к сожалению, не имели возможности (за редким исключением) иметь в своем научном арсенале достижения мировой исторической дискуссии. Из целостной науки «искусственно» исключалась ее важная составная часть — всемирная история. Более того, господство марксистско-ленинской идеологии диктовало региону неукоснительно следовать идеологическим и теоретическим положениям, признанными единственно правильными. Кстати, следует отметить, что данная тенденция, была характерна не только для исторической науки Казахстана, но и для всего советского пространства
В настоящее время, издано большое количество литературы, начиная со справочников и пособий, заканчивая интернет-порталами, позволяющими углубиться в изучение исторического материала, подробно изучить периодизации истории Казахстана. В контексте всемирной истории, история Казахстана играет немалую роль, к примеру присоединение Казахстана к России.
Периодизация истории современного Казахстана. Основные методы изучения СИК
Социально-экономическое положение Казахстана в годы гражданской войны.
•Весна 1918 г. – Декреты о национализации крупных предприятий.
•В гражданскую войну проводилась политика «Военного коммунизма»: Национализация промышленности, Централизация, Распределение товаров, Продразверстка (введена в январе 1919 г.)
•Декабрь 1919 г. решение о строительстве железной дороги «Александров Гай – Эмба»
Образование Киргизкой (Казахской) АССР.
•Созданию КАССР помешало начало гражданской войны.
•10 июня 1919 г. – создан КазРевКом – осуществлявший военногражданскую власть.
•Сентябрь 1919 г. – решение о включение Оренбурга в Казахский край.
•26 августа 1920 г. – декрет об образование КАССР.
•4-12 октября 1920 г. – первый съезд (курултай) образования КАССР в Оренбурге. Оренбург – первая столица КАССР в 1920-24 годах.
Казахстан в 1920-1930 годах. Новая Экономическая Политика (НЭП) в Казахстане.
•Одна из причин перехода к НЭПу – крестьянские выступления против «военного коммунизма».
•Март 1921 г. – X съезд РКПб принял решение о переходе к НЭПу.
НЭП: Продналог, Кооперация, Аренда, Наемный труд
Земельная реформа (1921-1922 года). Цель:
1.Вернуть земли отобранные царизмом. 2.Наделение бедноты землей.
•Населению Семиречья возвращено 460 тыс. десятин земли. В апреле 1921 г. – казахи получили 208 тыс. десятин по левому берегу Урала.
Индустриализация. Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства.
Этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан.
Методология науки - это учение о методах и процедурах научной деятельности на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках дисциплины, в данном случае - исторической.
Для изучения истории Казахстана применяются самые различные методы исследования.
Д иалектический метод- рассматривает исторический процесс как постоянно развивающийся и изменяющийся.
Исторический метод- предусматривает конкретное историческое исследование процесса возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана. Он осуществляется через индуктивный и дедуктивный анализ содержания исторического процесса, прежде всего присущих ему причинно-следственных связей.
Системно-структурный метод- эффективен при исследовании сложных, динамичных систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Исследуется взаимодействие системы с «внешней средой»
Сравнительно-исторический метод- исследование исторических фактов при сопоставлении их с серией других сходных фактов. Здесь используются такие научные приемы исследования,каканалогия.