ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ




Глава 1

МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Современная концепция высшего образования и дидактические подходы к ее реализации

КЛЮЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Из характеристики состояния, основных тенденций и проблем развития образования в России, очевидно, что локальные экономики в мировой экономической системе стали открытыми, капиталы (и не только капиталы) сегодня легко перетекают из одной страны в другую. Они концентрируются в странах, где общественная производительность труда более высока, где вкладывать деньги элементарно выгодней. Этот процесс касается не только денег, но и "мозгов". Наиболее энергичные и талантливые люди начинают эмигрировать в более богатые и экономически здоровые страны.

Указанный процесс в рамках сложившейся мировой рыночной системы, по-видимому, необратим. И это лишает отсталые страны каких-либо надежд подняться на поверхность, так как для подъема производительности труда нужны значительные капиталовложения и квалифицированные кадры. Причем не только для перевооружения промышленности и перехода на новые технологии, но в еще большей степени для создания интеллектуального потенциала. Последнее утверждение есть абсолютное условие: без него никакой подъем невозможен. Данное условие является также следствием нового технологического взлета, оно требует совершенно нового понимания термина " интеллектуальный потенциал нации ".

Поэтому сформировавшийся общепланетарный рыночный механизм не поднимает, а уничтожает экономику остальных стран, превращая их, в лучшем случае, в сырьевые придатки стран с высокой производительностью труда.

В интересах выживания и конкурентоспособности реформирование и развитие сферы образования в России начала XXI века, вероятно, будут осуществляться по следующим основным направлениям:

1) анализ и оценка процессов, протекающих в сфере образования, и информирование правительства страны и общественности;

2) управление структурой и процессами образования;

3) определение роли в обществе и социальная защита педагогов
и учащихся;

 

4) совершенствование и развитие содержания, методов и средств обучения;

5) ресурсное обеспечение сферы образования;

6) международное сотрудничество России в этой предметной
области.

Национальные и мировые системы образования перед началом XXI века переживают глубокий кризис, которому в той или иной мере подвержены все страны мира. Это явление имеет следующие оценки и характеристики:

• существует разрыв между числом людей, желающих получить
качественное образование и имеющих возможность получить его.
Этот разрыв в различных странах разный, но есть везде, так как
существующие школы и университеты не могут удовлетворить все
возрастающую потребность в образовании;

• профессиональное образование во всем мире не успевает, в
содержательном плане, следовать за быстро изменяющимися
технологиями, т.е. системы образования консервативны;

• существует острый недостаток финансовых средств, вследствие чего системы образования не могут в полной мере отвечать новым требованиям;

• инертность, присущая системам образования, приводит к
тому, что они слишком медленно меняют свой внутренний уклад
в ответ на поступающие извне вызовы и запросы;

• инертность самих граждан и общества в целом является тяжелым грузом установившихся традиций стимулов, все это мешает
наиболее рациональному использованию образования и образованных кадров в интересах национального развития конкретного государства.

Национальные системы образования различных стран перманентно подвержены кризисным явлениям. Всюду периодически приходится испытывать недостаток финансовых средств, преподавателей, помещений, учебных пособий и т.д., т.е. решительно всего, кроме обучающихся. В то же время нынешнее положение в мире резко отличается от того, что в прошлом считалось обычным. Сегодняшний мировой кризис образования чреват серьезными последствиями для человечества.

В формировании политики в области образования государство играет главную роль, в первую очередь через законодательство. Научно-технический процесс и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества стали возможны благодаря, главным образом, уровню интеллектуализации общества, его способности производить и принимать новые знания. Все это самым тесным образом связано с уровнем развития образования в стране.

В докладе Международной комиссии по образованию в XXI веке "Образование: скрытое сокровище", представленном ЮНЕСКО в 1997 г., отмечено, что "мы должны быть во всеоружии, чтобы преодолеть основные противоречия, которые, не будучи новыми, станут главными проблемами XXI века". Из таких проблем приведем лишь одну, имеющую наиболее близкое отношение к теме данной работы: противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком с учетом таких новых областей, как познание самого себя и средств обеспечения физического и психологического здоровья, а также обучение, ориентированное на познание и сохранение окружающей природной среды. В связи с этим необходимо выработать четкую стратегию реформ, определить приоритеты при условии сохранения основных элементов базового образования, которые помогают более правильно строить жизнь, используя для этого знания, опыт и развитие культуры каждого человека.

 

ПРОБЛЕМЫПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

 

   
 
 
 
 
 

 

 


Рис.1.1.Структура современных проблем образования и основные пути их решения

 

Как отмечено в [41] и на рис. 1.1, к наиболее важным особенностям перспективной системы образования следует отнести:

фундаментализацию образования, которая должна существенным образом повысить его качество;

опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации, развитие творческих способностей человека;

• существенно большую доступность системы образования для
населения нашей планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

По концепции [41] при получении высшего профессионального образования должны быть решены следующие задачи:

• в процессе обучения с целью повышения его эффективности,
доступности и качества должны максимально использоваться
информационные технологии (ИТ);

• обучающиеся должны получать специальные знания и навыки
по использованию ИТ в предметной области их будущей профессиональной деятельности;

• должны углубляться и расширяться знания об основах жизни
и деятельности в "информационном обществе" с учетом
профессиональной ориентации обучаемого.

Одной из важнейших задач развития современного образования является включение цикла общих естественно-научных дисциплин в гуманитарное образование и соответственно цикла общих гуманитарных дисциплин — в естественно-научное и техническое образование.

Ожидает своего конструктивного решения проблема интеграции фундаментального образования и профессионального обучения. Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Узкопрофессиональная подготовка в какой-либо конкретной области должна постепенно уходить из системы образования, переходя в сферу производства и иной профессиональной деятельности.

В качестве стратегических направлений реорганизации образования выступают: обеспечение нового уровня качества подготовки специалистов и формирование гибкой системы подготовки кадров, которая удовлетворяет современные потребности общества в специалистах различных направлений с быстрой адаптацией к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, т.е. способностью молодых специалистов к расширению и пополнению знаний.

Реализация этих задач в многоуровневой системе высшего профессионального образования предусматривает определение педагогической задачи, т.е. постановку целей и отбор учебного содержания адекватно перспективам социально-экономического и научно-технического развития. При этом важными направлениями педагогической стратегии являются:

1. Фундаментализация образования на основе органичного единства его естественно-научной и гуманитарной составляющих. Человек должен научно, зримо, материально увидеть свою взаимозависимость с окружающим его миром. Поэтому в центре системы образования должен стоять приоритет человеческой личности. По современным представлениям формирование широко образованной личности требует решения ряда взаимосвязанных задач. Во-первых, необходимо гармонизировать отношения человека с природой через знакомство с современной естественно-научной картиной мира и проблемами биосферы и вселенной в целом, уяснить место человека в природе и на этой основе решить проблемы экологии и более широко — ноосферы. Во-вторых, нужно исходить из того, что человек живет в обществе и для его гармонической социализации необходимо погружение в существующую культурную среду через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии. В-третьих, современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, и задача системы образования — научить его жить в этой среде, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования. Наконец, в-четвертых, личность должна находиться в согласии сама с собой, что требует определенных знаний в области психологии, физиологии и знакомства со сферой литературы и искусства.

2. Ориентация обучающихся на отраслевые и региональные интересы. Создание условий для совершенствования технологии обучения, обеспечивающей подготовку специалистов с учетом конъюнктуры рынка, большую свободу выбора обучающимися образовательного маршрута в соответствии с его способностями, наклонностями и интересами.

Концептуально образование можно рассматривать как процесс и результат целеопределенной, институциализированной, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и интересах общества, которому он принадлежит. В целях образования (в общем случае) находят концентрированное выражение интересы как общества в целом, так и интересы отдельной личности. Общество делает вклад в образование. Чтобы обратить эти капиталовложения себе на пользу, общество с помощью образования развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества своих составляющих.

Цели современного образования: развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее в социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности, повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем.

Движущая сила образовательного процесса — интерес (мотивация) — обеспечивает внимание к содержанию образования и способам его приобретения. В процессе образования происходит соединение личного опыта растущего человека с социальным опытом, отраженным и закрепленным в научных понятиях, постепенно расчленяющихся внутри себя, конкретизирующихся, обогащающихся содержанием. Другой компонент этого процесса — рефлексия — необходим для преодоления личностью инертности сначала чувственного восприятия, представлений, затем суждений и, наконец, самих методов познания процесса мышления.

Образование ведет человека от знания (понятия о том, чем является данный предмет) к познанию (понятию о сущности, природе, происхождении предмета, его месте в системе мира, факторах, процессе и тенденциях его развития). Едва ли не самое важное в образовании — осознание способов познания, умение проверять само мышление, его пути, методы, умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных знаний, от предвзятости и субъективности. Образование способно развить в человеке необходимую для него и общества способность к самокритике мышления.

Образование становится непременным условием и средством достижения интеграции общественных, научных и производственных сил общества.

Реализация основных направлений педагогической стратегии в конкретном образовательном учреждении начинается с целеопределения. Вузы как члены академического сообщества сегодня впервые имеют возможность проектировать собственные цели, нормы, обеспечивающие их жизнедеятельность, способность к саморазвитию. При этом цели учебного заведения как социального института ответственного за наследование и воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и норм, должны соответствовать потребностям граждан в повышении их общей, научной и профессиональной культуры, в их нравственном "и культурном развитии.

Главная цель инновационного образования — сохранение и развитие творческого потенциала человека. Однако сегодня недостаточно творчества и проектирования. Образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Для этого в первую очередь необходимо сделать так, чтобы оно развивало гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию. Именно эти характеристики личности сегодня включены в число основных ценностей земной цивилизации, декларированных в документах ООН.

Сегодня думающий человек обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия. А для этого он должен обладать культурой многокритериальной постановки и решения задач, а также понимать, что никто не может претендовать на истину в последней инстанции, и ни одна теория не может считаться универсальной и вечной.

Итак, один из принципов инновационного образования заключается в том, что оно направлено на формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственности за свои действия.

В заключение данного параграфа отметим, что эффективность образования определяется его результатами в сопоставлении с их целями и средствами достижения; вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучении новых поколений искусству правильно жить не только в сегодняшней действительности, но и в будущем.

1.1.2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ*

* Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, впервые введенным в образовательную систему России, установлены самые общие требования к содержанию образования по каждому направлению и каждой специальности. Стандарты фиксируют те общеобязательные знания, умения и навыки, которыми должен обладать молодой специалист, чтобы получить соответствующую квалификацию и уровень личностных качеств.

Применительно к системе высшего профессионального образования стандарт — интегрированная междисциплинарная категория, сущностью которой является модель сложного многопрофильного и многоуровневого объекта, охватывающая всю образовательную систему в соответствии с многообразием форм собственности, развитием рынка труда, непрерывностью образования, наличием различных форм профессионального обучения.

Модель включает комплекс требований, норм, ценностей, правил к базовому уровню, содержанию, качеству профессиональной подготовки. Модель характеризуется элементами (компонентами), параметрами, функциями, обеспечивающими ее структурную организацию и реализацию стандарта в практической деятельности. Системообразующим фактором модели является уровень образования и квалификации.

Разработка и внедрение стандарта высшего профессионального образования имеют целью:

• установить базовый уровень, обеспечивающий получение и продолжение профессионального образования, необходимые уровни квалификации, развития личности, ниже которых не может быть аттестация специалиста-профессионала;

• повысить качество профессиональной подготовки путем расширения профессионального профиля, овладения интегрированной группой профессий, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивных систем обучения, автоматизировании систем контроля за эффективностью деятельности учебных заведений и органов управления;

• упорядочить права и ответственность всех форм профессиональной подготовки, всех субъектов системы высшего профессионального образования, установить преемственную связь последней в условиях непрерывного образования;

обеспечить конвертируемость высшего профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

В зависимости от области применения и уровня утверждения различают следующие виды стандарта высшего профессиональной образования:

• международный, разработанный в соответствии с международными нормативами;

• государственный (федеральный, национальный), установленный правительством страны или уполномоченным им органом;

• региональный, разрабатываемый для отдельных регионов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями и устанавливаемый региональными органами власти.

Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материально-технических ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны. Только в этом случае они будут создавать условия для развития экономики, содействовать научно-техническому прогрессу.

Государственный образовательный стандарт, как существенно новая в отечественной и мировой образовательной практике социальной и политике категория, это:

средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;

форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;

метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;

путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики;

ключ к решению проблемы объективизации контроля за результативностью образовательных систем и качеством образования;

фактор динамического роста образованности граждан на
принятых этапах, ступенях и уровнях образования;

способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;

механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;

фактор демократизации образовательной политики и борьбы
против дискриминации в области образования;

средство поддержания общецивилизационного уровня образованности в мире;

основа типологизации образовательных учреждений по типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;

один из путей упорядочения академического профессионального признания документов об образовании.

Приведенная информация относится к системе образования вообще. Основными объектами стандартизации высшего профессионального образования (ВПО) являются:

• характеристика направления (специальности), включающая
описание сферы, объекта и видов профессиональной деятельности,
структуру организационных форм подготовки, присуждаемую
академическую степень, нормативную длительность обучения по данному направлению (специальности), возможности продолжения
образования;

• системно сконструированные требования к уровню подготовленности лиц, завершивших профессиональное обучение по программе направления (специальности), включающие общие требования к образованности выпускника, требования к усвоению знания, формированию методов познания и деятельности, а также комплексной подготовки к профессиональной деятельности по циклам дисциплин;

• требования к содержанию и методике проведения государственного контроля за соблюдением как стандартов в целом, так и
его составляющих частей.

Из вышеизложенного очевидно, что впервые введенный ГОС является диагностичным описанием глобальной цели образования и его конечного результата, т.е. стандарт — это инструментарий обеспечения качества педагогической системы. В данном определении наиболее полно и четко отражается то качественно новое, что вносится в нашу практику как положительный результат творческих педагогических исследований. Это новое состоит в формировании глобальной цели образования, что ранее никогда не осуществлялось в высшей профессиональной школе.

Общая цель образования — формирование профессиональных и личностных качеств выпускника вуза, диагностируемых как конечный результат его (заведения) работы. Задачами учебных заведений является разбивка общей цели на подцели, характеризующие поэтапный процесс формирования (обучения и воспитния) личности во времени (семестры, учебные курсы).

На основе глобально сформированной цели образования (т.е. ГОС) разрабатываются различные педагогические технологии достижения, которые, в свою очередь, для ряда условий образования могут стать производными этого образовательного стандарта или стандартами второго порядка. Поскольку в состав педагогической технологии входят детализированное содержание образовния, дидактические процессы, организационные формы и средства образования, то соответственно могут вводиться образовательные стандарты по всем этим компонентам педагогической технологии. Следует при этом подчеркнуть, что воплощением стандарта содержания и качества обучения могут стать и учебный план, учебники по предметам — все это последовательные (иерархические) ступени более подробного раскрытия образовательного cтандарта в логике: "учебный план — программа — учебник", "стандарт — методика", если их строить с учетом указанных выше положений.

Введение образовательного стандарта следует согласовывать с требованием (принципом) свободы творчества, т.е. уберечь преподавателей и студентов от излишне жестких рамок и создать условия для развития их творческих способностей.

Поскольку под творческой деятельностью (творчеством) понимают генерирование новой информации в той или иной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельной людей в целом, то ясно, что такая деятельность является не повседневной. К ней необходимо готовиться целенаправленно и интенсивно, проходя последовательно более низкие ступени овладения деятельностью: алгоритмическую и эвристическую ее стадии. Чтобы такое движение было неуклонным и оптимальным, его надо проектировать, контролировать и управлять им. Как же все это делать без ясно выраженной и проверяемой цели, объективного контроля и целенаправленного дидактического процесса?

А если все это есть, то, следовательно, должен быть и какой-то стандарт как ориентир движения. В стандарте может быть зафиксирована как подготовка к творчеству, так и творческая подготовка. Другими словами, стандарт творчеству не помеха, а опора и поддержка в той мере, какую мы можем определить контрольными мерами. В этом случае стандарт в учебном процессе ориентирует не только деятельность преподавателя, но и обучающегося, хорошо представляющего себе цель обучения. Много ли у нас сегодня студентов, представляющих себе ясно и четко цель обучения? А преподавателей? Что по этому поводу говорит ваш личный опыт?

Если бы и тех и других было много, то первые не боялись бы экзаменов и прочего рода контрольных проверок, а вторые более смело и охотно допускали бы на свои занятия любых посетителей, будучи уверенными в одинаковом истолковании ими и проверяющими как целей обучения, так и его результатов.

Резюме.

Обобщая изложенное, констатируем следующее. Основная цель высшего образования: формирование специалиста — профессионала и творческой личности человека — гражданина, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать.

Концептуально-методические принципы обучения определяют:

1) целостный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям
действительности, позволяющий объяснить частное с позиции
общего
, социально и личностно значимого;

2) ориентация на научную прогностику, тенденции и перспективы развития НТР, установление причинно-следственных связей настоящего с прошлым и познания, реализующиеся через ведущие инновационные принципы обучения;

3) показ альтернативных научных школ и теорий, оригинальных
гипотез, приоритетных научно-технических достижений (НТД) и
передового производственного опыта, критическая оценка их достоинств и недостатков;

4) структурирование знаний вокруг ключевых идей (категорий)
науки,
таких как:

• цели и задачи изучаемой научной области — базовые понятия (определения), правила;

• законы и закономерности;

• концепции и принципы;

• методы и средства познания и инновационной деятельности;

• наукоемкие интенсивно развивающиеся технологии (отечественные, зарубежные) и т.п.;

проблемно-поисковая деятельность обучаемых по добыванию новых знаний и выработке продуктивно преобразующих умений.

Главная задача Государственных образовательных стандартов высшей школы — диагностика качеств педагогических технологий, т.е. стандартизация уровня профессиональных и личностных качеств выпускника учебного учреждения.

Контрольные вопросы

1. Чем вызваны преобразования в высшей школе России, и каковы основные задачи современного образования?

2. Какими основополагающими документами регламентируется современное
функционирование высших учебных заведений?

3. Назовите самые общие требования, изложенные в основополагающих
документах, к содержанию высшего профессионального образования.

4. Если бы вы были ректором, какие первоначальные мероприятия сочли
бы необходимыми провести для улучшения работы вуза и его успешного развития
в условиях рынка?

5. Как вы понимаете академическую свободу вуза?

6. Каким главным свойством характеризуется ГОС России?

7. Для чего нужны образовательные стандарты?

8. На все ли элементы педагогической системы распространяется стандарт?

1.2. Педагогическая система. Основные характеристики категории "образование"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Педагогическая система (рис. 1.2) как элемент "большой системы" (имеется в виду система образования) будет рассматриваться нами с опорой на "Всеобщий закон равновесия" — универсалный закон природы, выражающий степень соотношения противодействующих сил в данной системе. Он же на этой основе предполагает направление и сущность развития системы в пределах существующего соответствия. Представляется, что соотношение равновесности в системе может быть любым, но в идеале именно равновесным, так как тогда противодействующие силы данной системы тождественно уравновешены.

 
 

 


абитуриенты выпуск-

ники

 

 
 

 

 


Рис.1.2.Структурная схема педагогической системы

Любая система характеризуется понятиями надежности и устойчивости. Эти понятия фактически базируются на понятии равновесности системы.

Любая система стабильна, если она имеет необходимый баланс равнодействующих сил, жизнеспособна, если она имеет механизм постоянного обновления, адаптации и приведения системы к состоянию равновесности, долговечна и перспективна, если вектор (направление и сущность) ее развития соответствуют интересам всей системы в целом (или большинству ее элементов), а не ее пусть важному, но отдельному элементу (или их меньшинству).

Мировой исторический опыт свидетельствует, что отрицание закона равновесности, в частности в социально-экономическом развитии человечества, неизбежно дестабилизировало любую систему (политическую, экономическую, нравственную и любую другую).

Сказанное выше особенно очевидно для текущего момента времени, когда после перехода нашей страны к системе российского рынка относительная стабильность в образовании, поддерживаемая в прошлом государством, стала интенсивно разрушаться. Система образования оказалась под сильнейшим воздействием экономических, политических, социальных, технологических и других факторов. В итоге наступил порог неустойчивости, и система образования вышла из состояния равновесия. Вернуться к прежнему устойчивому состоянию сегодня уже невозможно, ибо привычный и хорошо отлаженный механизм в новых условиях действовать не сможет. Поэтому настоятельным требованием в сегодняшних условиях становится разработка отечественных подходов по реформированию образования на основе экономической науки, а именно, экономики образования в условиях рыночных отношений. Развитие такой постановки вопроса созвучно с тем, что в условиях наступающего общепланетарного кризиса лишь образование (образованные цивилизованные люди) сможет стать гарантом социального выживания человечества и перехода его на новый цивилизованный этап развития.

В технике и производственной практике давно используется закон равновесия в неявном виде. Устойчивость летательного судна, надежность его эксплуатации предопределяет соблюдение понятия равновесия, в том числе симметричности, не только при создании конструкции летательного аппарата, но и при его загрузке, эксплуатации (особенно в экстренных ситуациях).

Тот факт, что образование выдвигается в число центральных приоритетов социального развития, приводит к мысли о необходимости трансформации учебных учреждений в более "ответственную образовательную среду", строящуюся не в соответствии с механическим мировоззрением XX века, а в логике концепции самоорганизующегося мира XXI века. Примером данного положения может служить организация Всемирного технологического университета, презентация которого состоялась 13.05.99 г.

Вернемся к рассмотрению педагогической системы (см. рис. 1.2). Стабильность, жизнеспособность, перспективность будут обеспечены при условии, что ее элементы будут взаимосвязаны и подчинены одной стратегической цели, т.е. функционировать на основе конвенгерции. Именно интегративный принцип к элементам "педагогической" системы обеспечит ее полноценное существование и функционирование в интересах так называемых "больших систем" — системы образования, социума. Этот вывод базируется на современных достижениях социологии и кибернетики, развитии космических, ноосферических, экологических, биологических, экономических, технологических и многих других, существенно различных по своему содержанию систем.

Анализ условий, обеспечивающих стабильность, жизнеспособность и перспективность рассматриваемой нами педагогической системы основан на том положении, что технологии обучения будут представлены как системный метод проектирования (от целей через способы, формы, средства и учебно-научную базу до достижения результатов обучения), реализации, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения в высшей профессиональной школе. Это гипотетическое положение позволяет не только обосновать целесообразность и суть элементов педагогической системы, но и раскрыть необходимость и сущность информатизации всех ее компонентов.

Учебный процесс — дело творческое, поэтому важно разобраться, как далеко мы может пойти в деле стандартизации образования.

Стандарт, как это зафиксировано в его определении, — это минимальные обязательные требования к отдельным сторонам образования, выраженные диагностично. Какие же стороны образования могут и должны быть стандартизованы? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к анализу элементов педагогической системы (ПС) любой образовательной организации. Поскольку любая педагогическая система (см. рис. 1.2) состоит из элементов, формулирующих дидактическую задачу, и элементов, описывающих дидактические процессы как средство решения этой задачи, то и суть стандартизации в образовании состоит из двух аспектов.

1. Дидактическая задача. Ее формулировка осуществляется путем раскрытия трех элементов педагогической системы: студенты, цель обучения (образования), структуры содержания обучения (образования).

Что касается студентов, то для успешного вхождения и пребывания в определенной педагогической системе их личностные качества должны удовлетворять определенным требованиям (исходный уровень интеллектуальной, нравственной, социальной, физической, эстетической подготовленности, мотивированность обучения, материальное обеспечение и т.д.).

Поскольку такой минимальный уровень требований по отношению к этой составляющей ПС просматривается, то она может иметь норму, т.е. определена в форме соответствующего стандарта "Исходные требования к поступающему в N-ское учебное заведение". Такой стандарт, кроме всех прочих важных дидактических достоинств, во многих случаях имел бы ряд чисто гуманистических свойств, снимая со всех процедур поступления в учебные заведения завесу неопределенности, нервозности, а порой, и злоупотреблений. Он реально способствовал бы решению многократно и бесплодно дискутируемой старой проблемы — преемственности систем образования, а также новой, все еще плохо осознаваемой проблемы - формирования единого образовательного пространства.

2. Цель обучения (образования). По-видимому, нет необходимости аргументировать важность стандартизации. Об этом достаточно полно сказано выше.

Совсем другая картина стандартизации образования открывается при анализе другой части ПС — дидактических процессов. Как известно, основными компонентами технологии обучения являются его содержание, собственно дидактические процессы, организационные формы обучения, средства обучения и преподаватель.

Выбор дидактического процесса диктуется целым рядом соображений, которые не могут быть одинаковы в различных учебных заведениях и в исполнении разны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: