МОДУЛЬ 1
Выделите наиболее полное определение, психология развития – это:
а) область знаний, содержащих информацию в основном о закономерностях и механизмах возрастного преобразования психологии детей и взрослых
б) раздел психологии, в которой изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности процесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности
В) область знаний, которая изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики
г) область знаний, которая изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных
д) нет правильного ответа
Филогенез – это:
А) предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком
б) временная дистанция, начинающаяся с возникновения homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем
в) временная дистанция, начинающаяся с момента зачатия и завершающаяся концом жизни
г) наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.
д) нет правильного ответа
Онтогенез – это:
А) временная дистанция, начинающаяся с момента зачатия и завершающаяся концом жизни
|
б) предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком
в) часть филогенеза, начинающаяся с возникновения homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем
г) наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.
д) нет правильного ответа
Антропогенез – это:
А) часть филогенеза, начинающаяся с возникновения homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем
б) временная дистанция, начинающаяся с момента зачатия и завершающаяся концом жизни
в) наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.
г) предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком
д) нет правильного ответа
Психологический возраст – это:
а) возраст отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни
Б) психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека
в) с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни
|
г) генетические, морфологические, физиологические, и нейрофизиологические изменения, которые происходят в жизни каждого человека
д) нет правильного ответа
К описательным признакам развития не относятся:
а) рост
б) дифференциация
в) социализация
Г) созревание
д) нет правильного ответа
К объяснительным признакам развития не относятся:
а) научение
б) созревание
в) установка
Г) рост
д) нет правильного ответа
Причины, обусловившие наступившие изменения, принято называть:
А) факторами
б) законами
в) движущими силами
г) условиями
д) нет правильного ответа
Предметом психологии развития является:
А) психическое развитие, определяемое как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой
б) надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании человека
в) психофизиологические изменения высшей нервной деятельности
г) законы, закономерности, тенденции психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение жизни
д) нет правильного ответа
Движущие силы психического развития – это:
а) те внутренние и постоянно действующие факторы, которые направляют ход развития, формируют его динамику и определяют конечные результаты
|
Б) те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являясь его причинами, содержат в себе побудительные источники развития, направляют его в нужное русло
в) те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека, и опираясь на которое, можно этим развитие управлять
д) нет правильного ответа
Изменения, охватывающие значительные периоды жизни, от нескольких месяцев до ряда лет, зависящие от постоянно действующих факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития называют:
а) революционными
Б) эволюционными
в) ситуационными
г) кризисными
д) нет правильного ответа
Изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными индивидами, дающими важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека называется:
а) биографическим методом
Б) близнецовым методом
в) экспериментом
г) наблюдением
д) нет правильного ответа
Теория развития, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет в укороченной форме основные этапы истории всего человеческого рода называется:
а) теория конвергенции
Б) теория рекапитуляции
в) структурно-генетическая теория
г) деятельностная теория
д) нет правильного ответа
Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности называется:
А) интериоризацией
б) экстериоризацией
в) адаптацией
г) социализацией
д) нет правильного ответа
Качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развитие называется:
а) социальной ситуацией развития
б) новообразованием развития
в) ведущей деятельностью
г) возрастным кризисом
д) нет правильного ответа
Сущность закона развития высших психических функций сводится к тому что:
А) первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями
б) высшие психические функции формируются в самой учебной деятельности
в) все что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для развития
г) развитие высших психических функций генетически предопределено
д) нет правильного ответа
К ведущим механизмам психического развития в глубинной психологии не относится:
а) идентификация
б) компенсация
В) отчуждение
г) защитные механизмы
д) нет правильного ответа
В бихевиоризме ведущим механизмом психического развития является:
а) компенсация
б) идентификация
В) интериоризация
г) экстериоризация
д) нет правильного ответа
В гуманистической психологии к ведущему механизму психического развития не относится:
а) идентификация
Б) интериоризация
в) отчуждение
г) конформизм
д) нет правильного ответа
В отечественной психологии ведущим механизмом психического развития является:
а) экстериоризация
Б) интериоризация
в) компенсация
г) отождествление
д) нет правильного ответа
Характеристикой стадий психического развития не выступает:
а) социальная ситуация развития
б) ведущая деятельность
В) возраст
г) психические новообразования
д) нет правильного ответа
К общим закономерностям психического развития не относится:
а) неравномерность и гетерохронность
б) психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию по времени
в) в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств