Перечень задач, выносимых на самостоятельную работу




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра «Транспортные и технологические машины»

 

 

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов специальности 1 – 36 11 01 «Подъемно - транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» заочной формы обучения

 

 

Могилев 2017


УДК 621.87

ББК 39.9

П 86

 

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой ТТМ «20 » 09 2017 г., протокол № 2

 

Составитель канд. техн. наук, доц. А. П. Смоляр

Рецензент канд. техн. наук А. Е. Науменко

 

 

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Подъемно-транспортные машины» предназначены для студентов специальности 1 - 36 11 01 «Подъемно - транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

 

Учебно-методическое издание

 

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

 

Ответственный за выпуск И. В. Лесковец

 

Технический редактор А. Т. Червинская

 

Компьютерная верстка М. М. Дударева

 

 

Подписано в печать. Формат 60 84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж 56 экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2017

 


Содержание

Введение. 2

1 Общие положения. 2

2 Перечень задач, выносимых на самостоятельную работу. 2

3 Пример решения задачи. 2

Список литературы.. 2

 

 


Введение

 

Подъёмно-транспортные машины (ПТМ) – машины (устройства), предназначенные для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях на относительно небольшие расстояния в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов и т. п. ПТМ являются основным средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в горном деле и в сельском хозяйстве.

Грузоподъемные машины (ГПМ)– высокоэффективное средство комплексной механизации и автоматизации подъема грузов при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ. Применение таких машин уменьшает объем использования тяжелых ручных операций и способствует резкому повышению производительности труда. Автоматизация ГПМ позволяет включить ее в поточную линию, а универсальность использования – сделать составным элементом гибкого автоматизированного производства.

Целью учебной дисциплины является формирования знаний, умений и навыков проектирования, расчета и эксплуатации грузоподъемных, транспортирующих и погрузочно-разгрузочных машин, применяемых в строительстве, при механизации процессов по перемещению грузов.

Курс «Подъемно-транспортные машины» охватывает теорию, расчет и конструирование деталей и узлов подъемно-транспортных машин (грузоподъемных кранов и конвейеров), т. е. основы конструирования машин. Успешное изучение курса базируется на знаниях общенаучных и общетехнических дисциплин.

Цель изучения состоит в усвоении методов, норм и правил проектирования, обеспечивающих выбор наиболее рациональных схем механизмов кранов и конвейеров, материалов и деталей, особенностей расчета и конструктивных особенностей, присущих только ПТМ.

При расчетах следует использовать унифицированные и стандартные узлы и детали. Необходимо усвоить: главные параметры и технико-экономические показатели ПТМ; технику безопасности при эксплуатации этих машин, нормы и правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, современных направлений при проектировании ПТМ.

 

 


Общие положения

 

Целью рекомендаций к самостоятельной работе является приобретение студентами умений и навыков по расчету и выбору основных сборочных единиц типовых механизмов подъёмно-транспортных машин.

Прежде чем приступить к выполнению задания, студенту необходимо, используя рекомендованную литературу, самостоятельно и в полной мере изучить содержание учебной дисциплины, изложенное в учебной программе учреждения высшего образования. Примерное содержание учебной дисциплины представлено в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Содержание учебной дисциплины

 

Наименование тем Содержание
   
1 Общие сведения 1.1 Роль и значение подъемно-транспортных машин в строительстве. 1.2 Общие сведения об изучаемых в данном курсе подъемно-транспортных машинах. 1.3 Классификация подъемно-транспортных машин. 1.4 Классы, группы, типы, типоразмеры. 1.5 Агрегатная характеристика машин. 1.6 Государственное законодательство, регламентирующее условия изготовления и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. 1.7 Промышленный надзор
2 Грузоподъемные машины 2.1 Общая характеристика грузоподъемных машин и их нагруженности. 2.2 Силовое оборудование. 2.3 Тяговые органы. 2.4 Устройства для направления и навивки тяговых органов. 2.5 Канатно-блочные системы. 2.6 Грузозахватные органы для штучных и сыпучих грузов. 2.7 Тормоза. 2.8 Ходовое оборудование. 2.9 Теория и расчет механизмов подъема. 2.10 Теория и расчет механизмов передвижения. 2.11 Теория и расчет механизмов изменения вылета. 2.12 Теория и расчет механизмов вращения. 2.13 Устойчивость кранов. 2.14 Конструкция и расчет вспомогательных грузоподъемных машин. 2.15 Башенные краны. 2.16 Стреловые самоходные краны. 2.17 Козловые и мостовые краны. 2.18 Строительные подъемники. 2.19 Приборы и устройства безопасности
3 Транспортирующие машины 3.1 Общая характеристика транспортирующих машин и транспортируемых грузов. 3.2 Ленточные конвейеры. 3.3 Пластинчатые конвейеры. 3.4 Ковшовые конвейеры-элеваторы.
  Окончание таблицы 1.1
   
   
  3.5 Скребковые конвейеры. 3.6 Динамические нагрузки в конвейерах с цепным тяговым органом. 3.7 Винтовые конвейеры. 3.8 Роликовые конвейеры. 3.9 Оборудование для пневматического транспорта сыпучих материалов. 3.10 Вспомогательное оборудование транспортирующих установок
4 Погрузочно-разгрузочные машины 4.1 Общая характеристика погрузочно-разгрузочных машин. 4.2 Машины для перегрузки штучных грузов. 4.3 Одноковшовые погрузчики для сыпучих материалов. 4.4 Краны - манипуляторы для погрузочно-разгрузочных работ. 4.5 Погрузочные машины непрерывного действия
5 Заключение 5.1 Перспективы дальнейшего развития подъемно- транспортной техники в строительстве

 

При решении задачи следует полностью переписать условие, составить эскизы, кинематические и расчетные схемы с указанием усилий и моментов и выписать заданные величины.

Материал нужно излагать четко и логически последовательно, с обязательной расшифровкой принятых обозначений, необходимыми пояснениями, с использованием кинематических и расчетных схем. Везде придерживаться необходимых стандартных обозначений.

Работа, оформленная небрежно и без соблюдения предъявленных к ней требований, не рассматривается и не засчитывается.

Оценка за задачу выставляется в соответствии с представленными в таблице 1.2 критериями.

 

Таблица 1.2 – Критерии оценки при решении задачи

 

Кол-во баллов Критерии оценки при решении задачи
   
  Задача решена правильно, получен правильный конечный результат, имеются достаточные пояснения, используются и соблюдаются стандарты и другая НТД
  Задача решена правильно, получен правильный конечный результат, используются и соблюдаются стандарты и другая НТД, пояснения недостаточны
  Задача решена правильно, получен правильный конечный результат, пояснения недостаточны, недостаточно используются и соблюдаются стандарты и другая НТД
  Задача решена в общем виде, получен правильный конечный результат, пояснения недостаточны, недостаточно используются и соблюдаются стандарты и другая НТД
  Конечный результат при решении задачи не достигнут, пояснений нет, НТД не используется
  Написаны расчетные формулы без пояснений, стандарты и НТД не используются
  Отсутствие знаний в рамках решения задачи или отказ от решения

 

Итоговая оценка определяется в соответствии с таблицей 1.3.

 

Таблица 1.3 – Критерии выбора итоговой оценки

 

Оценка Зачтено Не зачтено
Баллы 5…7 1…4

 

Перечень задач, выносимых на самостоятельную работу

 

Задача 1. По данным таблицы 2.1 определить ширину ленты ленточного конвейера. При решении задачи целесообразно воспользоваться схемой расположения насыпного груза на ленте в зависимости от профиля сечения рабочей ветви ленты, представленной на рисунке 2.1.

 

а) б)

 

а – на прямой роликоопоре; б – на желобчатой роликоопоре

 

Рисунок 2.1 – Расположение насыпного груза на ленте конвейера

 

Таблица 2.1 – Исходные данные к задаче 1

 

Величина Вариант
                   
Производительность Q, т/ч                    
Транспортируемый материал Торф Щебень Глина влажная Руда железная Уголь каменный Песок Шлак Зерно Опилки древесные Гравий

Задача 2. По данным таблицы 2.2 определить ширину настила пластинчатого конвейера. При решении задачи целесообразно воспользоваться схемой расположения насыпного груза на плоском настиле, представленной на рисунке 2.2.

 

а) б) в)

 

а – без бортов; б – с подвижными бортами; в – с неподвижными бортами

 

Рисунок 2.2 – Расположение насыпного груза на плоском настиле

 

Таблица 2.2 – Исходные данные к задаче 2

 

Величина Вариант
                   
Производительность Q, т/ч                    
Скорость движения настила u, м/с 0,09 0,1 0,14 0,2 0,24 0,3 0,4 0,5 0,6 0,44
Транспортируемый материал Торф Щебень Глина влажная Руда железная Уголь каменный Песок Шлак Зерно Опилки древесные Гравий

Задача 3. По данным таблицы 2.3 определить диаметр приводного барабана ленточного ковшового элеватора (рисунок 2.3, б).

 

Таблица 2.3 – Исходные данные к задаче 3

 

Величина Вариант
                   
Производительность Q, т/ч                    
Высота подъема Н, м                    
Транспортируемый материал Цемент Песок Комбикорм Зерно сухое Опилки древесные Гравий угол Шлак Кокс Зола Уголь каменный

а) б)

а – цепной; б – ленточный

 

Рисунок 2.3 – Схемы ковшовых элеваторов

Задача 4. По данным таблицы 2.4 определить диаметр приводной звездочки цепного ковшового элеватора (рисунок 2.3, а).

 

Таблица 2.4 – Исходные данные к задаче 4

 

Величина Вариант
                   
Производительность Q, т/ч                    
Высота подъема Н, м                    
Транспортируемый материал Цемент Песок Комбикорм Зерно сухое Опилки древесные Гравий Шлак Кокс Зола Уголь каменный

Задача 5. По данным таблицы 2.5 подобрать электродвигатель винтового конвейера (рисунок 2.4).

 

Таблица 2.5 – Исходные данные к задаче 5

 

Величина Вариант
                   
Производительность Q, т/ч                    
Длина L, м                    
Угол наклона конвейера b, град                    
Транспортируемый материал Пшеница Опилки древесные Цемент Зола Песок Мел Уголь каменный Торф Мука Глина сырая

1 – электродвигатель; 2 – редуктор; 3 – шнек; 4 – корпус; 5 – загрузочный патрубок;

6 – разгрузочный патрубок; 7 – устройство для изменения угла наклона

 

Рисунок 2.4 – Схема винтового конвейера

 

Задача 6. По данным таблицы 2.6 определить необходимую силу тяжести противовеса велосипедного крана. Равнодействующую силы тяжести поворотной части крана принять . Для решения задачи целесообразно воспользоваться схемой, приведенной на рисунке 2.5.

 

Таблица 2.6 – Исходные данные к задаче 6

 

Величина Вариант
                   
Вес груза , кН                    
Вылет L, м                    
Режим работы А2 А1 А4 А5 А2 А3 А5 А4 А1 А2

 

 

Рисунок 2.5 – Схема велосипедного крана

Задача 7. По данным таблицы 2.7 подобрать канат механизма подъема груза велосипедного крана (см. рисунок 2.5).

 

Таблица 2.7 – Исходные данные к задаче 7

 

Величина Вариант
                   
Вес груза Q, кН                    
Режим работы А2 А1 А4 А5 А2 А3 А5 А4 А1 А2

Задача 8. По данным таблицы 2.8 подобрать канат механизма подъема груза мостового крана (рисунок 2.6).

 

Таблица 2.8 – Исходные данные к задаче 8

 

Величина Вариант
                   
Вес груза Q, кН                    
Режим работы А2 А1 А4 А5 А2 А3 А5 А4 А1 А2

Рисунок 2.6 - Схема мостового крана

Задача 9. По данным таблицы 2.9 подобрать ходовые колеса мостового крана. Для решения задачи целесообразно воспользоваться схемой, приведенной на рисунке 2.6. Вес кабины принять Gкаб = 15 кН, расстояние от оси колеса до центра тяжести кабины принять lкаб = 2 м, расстояние от оси колеса до центра тяжести тележки в ее крайнем положении l1 = 1 м.

 

Таблица 2.9 – Исходные данные к задаче 9

 

Величина Вариант
                   
Вес груза Q, кН                    
Пролет L, м                    
Режим работы А2 А1 А4 А5 А2 А3 А5 А4 А1 А2

 

Задача 10. Из условия равномерного натяжения каждой из ветвейпо данным таблицы 2.10 определить разрывное усилие стропов. При разработке расчетных схем для определения усилия в стропах целесообразно воспользоваться схемами строповки грузов, представленными на рисунке 2.7.


Таблица 2.10 – Исходные данные к задаче 10

 

Величина Вариант
                   
Вес груза Q, кН                    
Угол отклонения ветви стропа от вертикали a, град                    
Число ветвей стропов n                    
Тип стропов Канатный Цепной Канатный Синтетический Цепной

 

а) б) в) г)
а – одноветвевым; б – двухветвевым; в – трехветвевым; г – четырехветвевым
  Рисунок 2.7 - Схемы строповки грузов

 

Задача 11. По данным таблицы 2.11 определить действительную подъемную силу гидравлического домкрата, схема которого представлена на рисунке 2.11. Для расчетов принять КПД домкрата равным η = 0,8.

 

Таблица 2.11 – Исходные данные к задаче 11

 

Величина Вариант
                   
Диаметр гидроцилиндра D, мм                    
Диаметр поршня насоса d, мм                    
Плечо L, мм                    
Плечо l, мм                    
Усилие на рычаге F, Н                    

 

 

1 – гидроцилиндр; 2 – обратный клапан; 3 – вентиль; 4 – насос; 5 – гидробак; 6 – рычаг

 

Рисунок 2.11 – Схема гидравлического домкрата

 

Исходные данные: диаметр гидроцилиндра D = 320 мм, диаметр поршня насоса d = 20 мм, плечи рычага домкрата соответственно L = 1000 мм, l = 50 мм, усилие, приложенное к рукоятке насоса (рычагу) F = 40 Н,

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: