в) развитие происходит в процессе общения и совместной деятельности
г) развитие происходит в процессе усвоения общечеловеческого опыта и культуры
д) нет правильного ответа
По А.Н. Леонтьеву, личность - это:
а) психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе
б) образование, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным
в) линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием
Г) общественный индивид, объект и субъект исторического процесса
д) нет правильного ответа
Последователи биологизаторских концепций, рассматривающих проблему взаимосвязи социального и биологического в личности, говорят о «психическом» как:
а) об образовании особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе
б) об образовании, полностью подчиненном своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным
В) о линейной функции развития организма, как о чем-то, однозначно следующим за этим развитием
г) о свойстве высоко организованной материи, заключающимся в активом отражении субъектом объективного мира
д) нет правильного ответа
Автором концепции мотивации поведения человека, которая утверждает, что у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей, является:
а) К. Роджерс
б) Л.С. Выготский
В) А. Маслоу
г) А.Н. Леонтьев
д) нет правильного ответа
Одной из первых, собственно психологических теорий мотивации принято считать:
А) эволюционную теорию
б) теория инстинктов
в) теорию принятия решений
г) теория высшей нервной деятельности
д) нет правильного ответа
Идею о зоне ближайшего развития предложил:
а) Д.Б. Эльконин
Б) Л.С. Выготский
в) Л.В. Занков
г) Б.М. Теплов
д) нет правильного ответа
Автором теории социального научения является:
а) К. Рождерс
б) А.Н. Леонтьев
в) А. Адлер
Г) А. Бандура
д) нет правильного ответа
Предмет возрастной психологии – это:
а) психика человека;
б) развитие психических функций;
в) закономерности психического развития человека на разных этапах онтогенеза;
г) поведение
д) нет правильного ответа
Механизмом психического развития является:
а) сензитивность;
б) интериоризация;
в) среда;
г) гетерохронность;
д) нет правильного ответа
Закономерностью психического развития является:
а) гетерохронность;
б) среда;
в) фенотип;
г) подражание и рефлексия;
д) нет правильного ответа
Задача возрастной психологии заключается в:
а) описании психологических фактов психического развития человека в онтогенезе;
б) определении уровня актуального развития;
в) определении зоны ближайшего развития;
г) коррекции отклоняющегося от нормы психического развития ребенка;
д) нет правильного ответа
Фактором психического развития является:
а) сензитивность;
б) гетерохронность;
в) среда;
г) интериоризация;
д) нет правильного ответа
Указать, что создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психических свойств и видов поведения:
а) критический период развития;
б) период новорожденности;
в) сензитивный период развития;
г) социализация;
д) нет правильного ответа
Социальная ситуация развития – это:
а) социальное новообразование, специфическое для данного возраста;
б) люди, окружающие ребенка, и их отношение к нему;
в) социальная среда, характерная для данного времени и общества;
г) специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой;
д) нет правильного ответа
В качестве ведущих движущих сил психического развития ребенка могут рассматриваться:
а) основные противоречия возраста;
б) условия созревания;
в) характер родителей;
г) взаимоотношения
д) нет правильного ответа
Новообразование возраста – это то, что:
а) вызывает удивление у педагогов;
б) связано с отрицательными ощущениями ребенка;
в) обусловлено новыми привычками ребенка;
г) является результатом негативных поведенческих реакций;
д) нет правильного ответа
Наука о закономерностях и механизмах психического развития взрослого человека и объективно – субъективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и профессиональных вершин творческой зрелости – это:
а) акмеология;
б) детская психология;
в) геронтопсихология;
г) педагогическая психология
д) нет правильного ответа
Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.
д) нет правильного ответа
Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого определенные выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажное;
б) лонгитюдное;
в) сравнительное;
г) комплексное.
д) нет правильного ответа
Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.
д) нет правильного ответа
Развитие организма человека называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
д) нет правильного ответа
Развитие человека как вида называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
д) нет правильного ответа
Понятие «зона ближайшего развития» введено:
а) Ж. Пиаже;
б) Дж. Брунером;
в) Л. С. Выготским;
г) А. Н. Леонтьевым.
д) нет правильного ответа
Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:
а) уровнем актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной саморегуляции;
г) зоной неопределенности.
д) нет правильного ответа
Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) основной;
б) ориентировочной;
в) ведущей;
г) исполнительной.
д) нет правильного ответа
Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:
а) Л. С. Выготским;
б) Д. Б. Элькониным;
в) А. Н. Леонтьевым;
г) С. Л. Рубинштейном;
д) нет правильного ответа
Временный диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:
а) сензитивный;
б) кризисный;
в) сенсорный;
г) сенсибильный;
д) нет правильного ответа
Возрастную динамику развития психики изучает психология:
а) социальная;
б) медицинская;
в) возрастная;
г) общая;
д) нет правильного ответа
Закон, согласно которому онтогенез повторяет сокращенно филогенез, получил название:
а) социогенетического;
б) биогенетического;
в) развития;
г) психосоциального;
д) нет правильного ответа
Установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:
а) констатирующий эксперимент;
б) наблюдение;
в) формирующий эксперимент;
г) тестовое обследование.
д) нет правильного ответа
Лонгитюдный метод исследования предполагает:
а) специальную организацию ситуации исследования;
б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;
в) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;
г) обучающее влияние;
д) нет правильного ответа
Движущей силой психического развития, по Л. С. Выготскому, является:
а) зона ближайшего развития
Б) обучение
в) среда
г) давление
д) нет правильного ответа
Уровень актуального развития, по Л. С. Выготскому, характеризует:
а) итоги, успехи развития;
б) перспективы развития;
в) условия развития;
г) циклы развития.
д) нет правильного ответа
Какая группа задач возрастной психологии определяет потенциальные возможности индивидуального психического развития:
а) научно-исследовательские;
б) коррекционные;
в) диагностические;
г) научно-исследовательские и диагностические.
д) нет правильного ответа
К проблемам возрастной психологии не относятся:
а) изучение особенностей дизонтогенеза;
б) научное обоснование возрастных норм;
в) выявления актуальных и потенциальных возможностей человека;
г) научное прогнозирование развития индивидуума.
д) нет правильного ответа
Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод:
а) коррекции;
б) диагностики;
в) научно-исследовательского эксперимента;
г) лабораторного эксперимента.
д) нет правильного ответа
Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам:
а) смешанных групп;
б) разных возрастных групп;
в) одной возрастной группы;
г) без учета возраста.
д) нет правильного ответа
Какой из этих законов не относится к концепции Л. С. Выготского?
а) развития высших психических функций;
б) метаморфозы детского развития;
в) неравномерности детского развития;