Этапы становления экономической науки. Основные научные школы и направления.




Тема 1. Введение в экономику. Методология экономической науки.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) – древнегреческий писатель и историк, описывая принципы наилучшего управления рабовладельческим поместьем, ввел в оборот название науки – «экономия(ка)» (от греческого «ойкос» – домашнее хозяйство и «номос» – закон, учение). Экономическая теория, таким образом, в первоначальном смысле – наука о ведении домашнего хозяйства.

Платон (428-347 гг. до н.э.)- управление городом-государством (полисом), рассматривал проблемы налогообложения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) изучал проблемы богатства отдельных людей и страны в целом, а также всего, что с этим связано. Он был пионером в изучении таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал; первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован для потребления – самообеспечения либо для продажи с целью обогащения.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. в период первоначального накопления капитала в Западной Европе.

В этот период перехода от феодализма к капитализму, углубления общественного разделения труда, развития мировой торговли, интенсификации денежного обращения появилась первая экономическая школа – меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец), которая выражала интересы торговой буржуазии. Предметом их научных исследований было богатство, источник которого – торговля (обмен).

Меркантилисты отождествляли богатство нации с золотыми и серебряными деньгами. Меркантилисты обосновывали политику протекционизма: ограничение импорта путем введения высоких таможенных пошлин, поддержка национального производства.

Важнейшие представители этой школы: английский экономист, крупный купец и глава Ост-Индской компании Томас Мэн (1571-1641); во Франции – Жан Батист Кольбер (1619-1683) – министр финансов Короля Людовика XIV.Еще один из ярких представителей меркантилистов во Франции – Антуан де Монкретьен (1576-1621) вошел в историю науки как автор термина «политическая экономия». Он впервые использовал его в 1615 г. в «Трактате политической экономии». Этот термин несколько столетий служил названием экономической теории. Он происходит от греческого «полис» (государство) – искусство управлять государством, т.е. наука государственного управления экономикой. Появление данного термина в то время было обусловлено убежденностью меркантилистов в существовании тесной связи экономики с политикой государства, которое считалось основным средством приумножения национального денежного богатства.

С дальнейшим развитием экономики, проникновением капитала в промышленность концепции меркантилизма изжили себя, им на смену пришло учение физиократов – XVII-XVIII вв. («физиократия» в переводе с греческого – власть природы).

Физиократам принадлежат настоящие открытия в области экономической науки. Основоположник этой школы Ф. Кенэ (1694-1774). Источником богатства нации он объявил не обмен, а производство. Богатство отождествлялось не с золотыми деньгами, а массой созданных товаров. Школа физиократов перенесла таким образом предмет политической экономии – национальное богатство из сферы обращения в сферу производства.

Источник богатства – только одна отрасль производства – сельское хозяйство, «естественное плодородие земли». В промышленности лишь преобразуется форма продукта, созданного в земледелии. Все занятые в этой сфере (промышленники, рабочие, торговцы) – «бесплодный класс».

В знаменитой «Экономической таблице» (1758) Ф.Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель; положил начало научному анализу основного и оборотного капитала, воспроизводства и обращения совокупного капитала. Анализ общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта – метод анализа, не понятный современникам и возрожденный в XX в. В.Леонтьевым.

В трудах экономистов этой школы происходило формирование классической политэкономии (ряд исследователей самого Ф.Кенэ относят к классической школе).

Классическая школа конец XVII в. – первая треть XIX в. -английские экономисты Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).

Предмет политэкономии- общественное производство в целом. Богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Формой этого богатства являются не какие-то конкретные продукты, а стоимость товаров.

У.Петти впервые объявил источником богатства труд и землю т.е. трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

А.Смит – самый знаменитый экономист всех времен – вошел в историю экономической мысли, как основоположник классической политэкономии и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие экономической науки. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые перешел от решения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включал три компонента: 1. понятие экономического человека (человека – эгоиста); 2. принцип «невидимой руки»; 3. «естественный порядок».

1.Каждый индивид (экономический человек) стремится к личному обогащению и это под воздействием 2.«невидимой руки» ведет общество к благополучию, т.к. рынок устроен таким образом, что реализовать свой личный интерес индивид может, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен.

3. «Естественный порядок» - условие, при котором наиболее эффективно осуществляются два первых компонента: рынок, свободный от каких-либо феодальных ограничений; множество конкурирующих предприятий; минимальная роль государства в экономике (идеализированная модель раннего капитализма). А.Смит объяснил «самопроизвольную организацию экономического мира под действием личного интереса».

А.Смит внес существенный вклад в изучение стоимости товара. Он раскрыл значение общественного разделения труда как главного фактора роста его производительности. При этом труд вообще – как любая производительная деятельность человека – вне его конкретной формы является создателем стоимости. Рост богатства происходит, когда первоначально затраченная на производство стоимость (в виде денег, сырья и т.п.) прирастает на дополнительную величину – прибавочную стоимость (или прибыль). Источник – труд.

Этой концепции – она получила название трудовой теории стоимости – предстояло сыграть огромную роль в истории экономической науки, так как она отвечала на вопрос об источнике богатства. В дальнейшем была развита в работах Д. Рикардо и получила полное, законченное выражение в работе К.Маркса «Капитал».

Однако взгляды А.Смита отличались противоречивостью. Стремясь раскрыть не только сущность, но и описать внешние формы проявления капиталистического производства, он дает несколько подходов к определению стоимости. Второе толкование – как сумма доходов: заработной платы, прибыли и ренты, получаемых как плата за используемые в производстве факторы производства – труда, земли и капитала.

Следующий этап в развитии политэкономии начинается примерно с 30-40-х гг. XIX в.

Капитализм сформировался в полной мере, проявились все его характерные черты и противоречия:

‒ впервые в истории человечества имели место кризисы перепроизводства (1825, 1836, 1847);

рабочий класс значительно вырос численно, сформировался как особый класс со своими интересами;

‒ резко обострились классовые конфликты – рабочие выступили против буржуазии как самостоятельная политическая сила (Лионское восстание во Франции, движение чартистов в Англии, восстание силезских ткачей в Германии).

К этому времени относится возникновение марксистской школы политэкономии, приступившей к исследованию экономических проблем с классовой точки зрения. И с этого времени развиваются две ветви политэкономии – марксистская (или пролетарская) и «немарксистская».

Если для большинства классиков социальные противоречия были негативной, но частной стороной рыночной экономики, то К.Маркс видел в них само существо капитализма.

Для К.Маркса общественное производство – сфера борьбы разнонаправленных экономических интересов, противоборство буржуазии и пролетариата. К.Маркс делал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего (теоретическая основа данного вывода – трудовая теория стоимости). Отстаивая приоритет классового подхода, утвердил политэкономию как «политическую» (пролетарскую).

Эволюция «немарксистского русла» классической школы политэкономии базировалась на сознательном отвлечении от социально-классовых аспектов изучения экономических процессов.

В западной экономической науке появился целый ряд направлений и научных школ. Разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики.

Переход от классической школы к этим новым направлениям проходил через период так называемой маржиналистской революции (от marginal – предельный) 70-х гг. XIX в. Почти одновременно, но абсолютно независимо экономисты разных направлений в разных странах – У.С.Джевонс (Англия), К.Менгер (Австрия), Л.Вальрас (Швейцария) – открыли так называемый закон убывающей предельной полезности – фундаментальный элемент при построении нового типа микроэкономики.

Дальнейшая разработка теоретических основополагающих принципов современной экономической теории связана с развитием трех основных экономических школ: неоклассической, кейнсианской и институциональной.

Неоклассическое направление возникло как реакция на марксизм - это процесс выбора оптимальных способов использования ограниченных ресурсов, анализ деятельности и поведения отдельных рыночных субъектов и условий, при которых они максимизируют свое благосостояние. Используется теория факторов производства (признававшая вклад всех факторов – труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Взаимоотношения разных классов общества рассматривается как кооперация владельцев факторов производства для достижения выгодного всем результата.

После выхода в 1890 г. работы основоположника неоклассического направления выдающегося английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) «Принципы экономикс» – экономическая наука получила новое название – экономика (economics) или экономическая теория. Автор определял экономику как «учение о нормальной жизнедеятельности человеческого общества». Тем самым подчеркивалась роль человека в экономике.

С этого времени экономическую теорию стали понимать как науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ при использовании ограниченных ресурсов.

А.Маршалл создал теорию равновесной рыночной цены, разработал концепцию эластичности спроса, впервые исследовал влияние фактора времени на результаты хозяйственной деятельности и многое другое. Предложенные А.Маршаллом и другими неоклассиками новые подходы до сих пор являются одними из основных инструментов анализа различных рыночных явлений.

В 70-80 гг. XX в. появляются новые направления неоклассической школы – монетаризм и неолиберализм.

Произошли качественные изменения экономики: усиление монополизации, нараставшие кризисные явления 20-30-х гг. и особенно Великая депрессия 1929-1933 гг. выявили неспособность механизма свободной конкуренции преодолеть многие противоречия и разрешить социально-экономические проблемы общества.

Микроэкономический подход неоклассической школы не мог дать ответы на многие острейшие вопросы современности, предложить действенные меры по развитию экономики.

Появляется новое учение – кейнсианское. Основоположник данного направления Дж.М.Кейнс (1883-1946) произвел революцию в экономической науке. Его знаменитая работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) фактически заложила основы современной макроэкономики и стала важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики.

Исследованы количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства, взаимосвязи совокупных показателей – инвестиций и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; заработной платы, прибыли и процента и др.

Решающим фактором экономического развития, по Кейнсу, является спрос, а не предложение, как утверждали классики. Однако, рыночный механизм не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса. В современной рыночной экономике, как показал Кейнс, существует ряд факторов, определяющих дефицит совокупного спроса и, как следствие, недостаточный объем производства и неполную занятость. Поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна не только активизировать частные инвестиции в экономику, но и государственные расходы для обеспечения быстрого роста национального дохода и достижения высокого уровня занятости.

Развитие теории государственного регулирование получило в работах неокейнсианцев и посткейнсианцев.

Государственное регулирование-это:

1) специальная наука о принципах рыночного функционирования экономики,

2) название учебной дисциплины, в известном смысле синтезирующей достижения всех экономических наук и раскрывающей законы и механизмы функционирования бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики, проблемы и противоречия практической деятельности в любой сфере экономики.

Институционализм – остро реагирует на конфликтности капиталистического строя и считает государство главным арбитром, который должен сглаживать противоречия между трудом и капиталом.

Кейнсианство – обосновывает умеренное государственное регулирование экономики в интересах довольно большой части общества (обеспечение высокого уровня занятости).

Неоклассицизм рассматривает рыночную экономику как саморегулируемую систему – как можно меньше вмешательства в экономику – учет интересов крупных и средних классов.

 

2. Экономическая теория: содержание и назначение.

Для определения предмета экономической теории существует взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.

Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру – от жизненных благ до самоутверждения. В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.

Потенциальные – желание использовать те или иные блага.

Платежеспособные – те из потенциальных, которые обеспечены реальным денежным доходом (формируют покупательский спрос).

Потребности имеют постоянную тенденцию к росту – практически безграничны. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага следует привлечь в производство экономические ресурсы.

Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. Человек существует в мире ограниченных возможностей: физические и интеллектуальные способности, время, средства. Общество в целом ограничено в решении каких-либо задач.

Ресурсы – земля, сырье, здания, оборудование, труд – ограничены. В каждом году имеется (может быть добыто, произведено) только определенное их количество.

Редкость ресурсов имеет относительный характер:

· Потребности определенного лица в определенных благах в данный момент времени могут быть удовлетворены, но принципиально невозможно одновременно и полностью удовлетворить все потребности всех людей.

· Развитие общества, научно-технический прогресс существенно увеличивают возможности удовлетворения потребностей, наращивая производственные возможности экономики. Но проблема редкости ресурсов при этом не снимается, так как она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми потребностями.

Основная экономическая проблема любого общества – конфликт между фактически неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.

Проблема выбора

Из-за ограниченности ресурсов появляется конкуренция за их использование (это еще не конкуренция между отдельными людьми). Это конкуренция между альтернативными направлениями, целями использования ограниченных ресурсов. Чем большая величина конкретного ресурса затрачивается на производство одного товара, тем меньшее его количество может пойти на производство других товаров.

Перед обществом – как и перед отдельным человеком – всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях-проблема аллокации – эффективного использования и размещения ресурсов – достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях.

Не все блага ограничены. Существуют свободные блага – те, которые распределяются путем прямого присвоения (например, солнечная энергия, воздух). Такие блага не являются предметом экономической науки в отличие от ограниченных – экономических.

В процессе выбора любое общество решает три фундаментальные экономические задачи: Что? Как? и Для кого производить?

Экономическая теория – дисциплина, изучающая каким образом общество с ограниченными ресурсами решает что, как и для кого производить – наука о том, как общество осуществляет выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория исходит из гипотезы о рациональном поведении, то есть поведении, при котором стремятся достичь максимальных результатах при заданных ограничениях. Методы разрешения этой проблемы – сущность экономической теории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: