О проблеме осмысленного чтения




Автор: педагог – библиотекарь Ергина Лидия Алексеевна

 

Существует несколько точек зрения на подростковое чтение: некоторые с уверенностью говорят, что современные дети и подростки относятся к чтению с пренебрежением, читают только по заданию в школе. Данная позиция подтверждается современными исследованиями крайне редко. В основном, анкетирование и опросы школьников показывают, что дети понимают важность чтения в процессе образования и становления личности и нередко чтение является частью досуга современного подростка.

Самое популярное предположение на сегодняшний день - не отказ подростков от чтения, а изменение отношения к чтению. Ряд исследований доказывает, что чтение современных подростков отличается от чтения предыдущего поколения, поменялась в целом модель чтения. Современный ребенок является носителем совершенно новой – визуальной, медиацентричной культуры.

Например, Колесникова О. И. в своей статье «Развитие читательской культуры юношества как гуманитарно-педагогическая проблема» рассматривает проблемы чтения подрастающего поколения. Одна из главных проблем, по мнению автора, развитие индустрии развлечений, занимающее свободное время современных детей, и влияющее на механизм чтения детей и их читательские привычки. Для детей становится затруднительным вдумчивое чтение, так как у современных школьников отсутствует концентрация на содержательных и художественных особенностях текста. Также автор делает акцент на том, что чтение становится более прагматичным. Чтение детей в основном сейчас связано с учебной деятельностью, и основное внимание уделяется не качественным показателям чтения, а количественным.

В статье автор говорит о том, что развитию читательской культуры в рамках эстетической и речевой деятельности читателя, и художественного восприятия уделяется слишком мало внимания. Среди основных слагаемых читательской культуры исследователи называют потребность в чтении, постоянный интерес к нему, способности к восприятию и пониманию различных литературных произведений, к их оценке и интерпретации. Также автор выделяет основные особенности читательской культуры, такие, как умение юного читателя воспринимать литературный текст как эстетический объект, способность эмоционально воспринимать сюжет и выделять разнообразные литературные жанры, а также владение навыками выразительного чтения.

Колесникова О. И. предлагает решение проблем чтения детей и подростков. В первую очередь, следует оптимизировать процесс общения читателя с книгой, ведь чтение для читателя обязательно должно стать интересным процессом. Автор предлагает развивать читательскую культуру в современных детях и подростках с формирования читательской грамотности, которая подразумевает умение понимать, осмысливать текстовую информацию, применять в дальнейшей деятельности полученные в результате чтения знания [1, с. 33].

В статье «Почему возникает читательский инфантилизм?» педагог Плюснина Е. М. рассуждает об одной из самых распространенных и обсуждаемых тем - навыках осмысленного чтения у детей, используя в качестве логического обоснования результаты исследования навыков чтения у учеников начальной школы. В школах Санкт-Петербурга были проведены исследования, которые помогали изучить читательское поведение учащихся младших классов. Проанализировав данные, педагоги выяснили, что 14% из 588 школьников читают с достаточно высоким уровнем усвоения содержания прочитанного (от 55% до 78%), при этом показатели скорости чтения колеблются от 39 до 147 слов в минуту. Это высокий уровень сформированности продуктивного чтения. Но также исследование показало, что у 42% школьников скорость чтения превышает качество усвоения информации – то есть им присуще «механическое» чтение, чтение без понимания. В некоторых классах таких детей не выявлено. Это помогает сделать вывод о том, что уже в первых классах представляется возможным обучаться осмысленному чтению сразу, без коррекции в следующих классах. Исследование дает представление о качестве чтения современных школьников. Автор делает вывод, что читательскому инфантилизму во многом способствуют неправильно сформированные навыки чтения, что доказывает динамика показателей чтения в начальной школе [2, с. 12].

Самойлова И. в статье «Интернет глазами подростков» знакомит с результатами исследования Сахалинской ОДБ. Одна из важных целей данного исследования - проанализировать структуру читательских интересов подростков. Опрос проводился в библиотеках и школах, опрошено 1277 подростков в возрасте 11–14 лет (28% –11 лет, 25% – 13 лет, 24% – 14 лет, 23% – 12 лет). 60% – девочки, 40% мальчики.

В целом отношение подростков к чтению позитивное. 37% респондентов читают каждый день, 35% прочитывают 2 и более книги в месяц, 24% – 1-2 книги за полгода, совсем не читают 5%. Для современных детей чтение до сих пор остается часть досуга [3, с. 23].

Таким образом, проанализировав исследования и статьи, в которых изучался вопрос о проблемах и особенностях детского и подросткового чтения, можно сделать некоторые выводы. Большой процент детей и подростков не пренебрегают чтением, а наоборот, делают его частью своего досуга и получают с помощью него новую информацию. Но за счет смены модели чтения появляются некоторые проблемы в читательском поведении современных детей. Например, проблема «механического чтения», без осмысления текста. Современные дети в основном связывают чтение с учебной деятельностью, и основное внимание уделяется не качественным показателям, а количественным. Специалисты считают, что все проблемы могут быть решены еще на этапе вхождения ребенка в книжную культуру [2, с. 13].

С целью выяснения уровня читательской компетентности обучающихся начальной школы и отношения их родителей к проблеме детского чтения и повышения его качества, а также к вопросам речевого развития детей было проведено анкетирование под рабочим названием «Читать не вредно, вредно не читать!».

Список использованных источников:

1. Колесникова О. И. Развитие читательской культуры юношества как гуманитарно-педагогическая проблема // Библиосфера. – 2016. – № 2. – С. 31–37.

2. Плюснина Е. Почему возникает читательский инфантилизм? Или Чтение без понимания // Библиотечное дело. – 2016. – № 5. – С. 12–13.

3. Самойлова И. Интернет глазами подростков // Библиотека. – 2015. – № 10. – С. 20–24.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: