Электронные образовательные ресурсы




Практическое занятие 5

Педагогические системы специального образования

Вопросы для обсуждения

Педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.

 

1. Исторический экскурс.

2. Причины нарушений зрения (врожденные и приобретенные, органические и функциональные нарушения зрения).

3. Первичные дефекты и вторичные отклонения при нарушениях зрения у детей.

4. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения.

5. Классификация лиц с нарушениями зрительного анализатора. Значение времени, степени и характера патологии зрения для развития ребенка.

6. Система специальных учреждений для воспитания и образования лиц с нарушениями зрения.

7. Профориентация и социализация слепых и слабовидящих людей.

8. Ученые и их вклад в тифлопедагогику.

9. Деятельность общественных организаций по организации помощи лицам с нарушениями зрения (на примере ВОС).

 

Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха.

1. Исторический экскурс.

2. Причины нарушении слуха, диагностика и медицинская реабилитация.

3. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.

4. Специальное образование слабослышащих.

5. Специальное образование глухих.

6. Специальные технические средства для неслышащих.

7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

8. Ученые и их вклад в сурдопедагогику.

 

Задание для самостоятельной работы

Педагогическая помощь детям с нарушениями зрения

 

1. Рассмотрите основные классификации лиц с нарушенным зрением. Ответ представьте в виде таблицы.

2. Опишите специфику чувственного познания в условиях зрительной недостаточности.

3. Представьте характеристику ощущений и восприятия при слепоте и слабовидении.

4. Охарактеризуйте особенности формирования представлений незрячих и слабовидящих.

5. Опишите специфику формирования высших психических функций при слепоте и слабовидении.

6. Охарактеризуйте процесс становления личности в условиях зрительной депривации.

7. Рассмотрите особенности общения и деятельности при нарушенном зрении.

8. Организация работы по подготовке детей к обучению в школе в ДОУ для детей с нарушением зрения.

9. Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим незрячего ребенка.

Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха

 

1. Охарактеризуйте наиболее значимые, с Вашей точки зрения, личностные и профессиональные качества сурдопедагога.

2. Проанализируйте классификации нарушений слуха: международную медицинскую, классификацию Л.С.Неймана, педагогическую классификацию Р.М.Боскис.

3. Охарактеризуйте общие и специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.

4. Назовите существующие в настоящее время типы высшего и среднего профессионального образования лиц с нарушениями слуха. Охарактеризуйте их.

5. Подготовьте доклад по актуальным проблемам сурдопедагогики. Используйте журнал «Дефектология», монографии, сборники научных трудов.

Список литературы

 

Основная литература (сурдопедагогика)

1. Головчиц, Людмила Адамовна. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для вузов по специальности "Сурдопедагогика", "Дошкольная сурдопедагогика", "Специальная дошкольная педагогика и психология", "Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика": доп. УМО вузов РФ / Л. А. Головчиц. - Москва: Владос, 2010. - 319 с. - (Коррекционная педагогика). - Словарь: c. 316-319. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-691-00620-3.

2. Чижова, Лариса Юрьевна. Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Л. Ю. Чижова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, [2011]. - 1,57 Мб - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

3. Пискун, Ольга Юрьевна.Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика) [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / О. Ю. Пискун; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 3160 КБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

4. Шалонько, Евгения Борисовна. Организация психолого-педагогической помощи детям в раннем возрасте [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Е. Б. Шалонько; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 1080 КБ. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

5. Бодрова, Ирина Сагидовна. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / И. С. Бодрова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

Дополнительная литература:

1. Pay H.A. Дошкольное воспитание глухонемых. М. 1947.

2. Pay Е.Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. М.1955.

3. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М. 1973.

4. Алов В.В., Алова М.И. Малыш не слышит!—СПб., 1992.

5. Андреева Л.В. Сурдопедагогика.— М., 2005.

6. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М. 1985.

7. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М. 1963.

8. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М. 1972.

9. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. М. 1972.

10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение. 1998.

11. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М. 1954.

12. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста /под ред. Л.П. Носковой. М.. 1982.

13. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевымиграм. М. 1975.

14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с-нарушениями слуха. М. 2001.

15. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М. 2001.

16. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении //Дефектология. 1993. № 4.

17. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /сост. Н.Д. Шматко. М. 1997.

18. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни /сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М. 2004.

19. Дидактические игры для дошкольников с нарушенным слухом /под. ред. Л.А. Головчиц М. 2003.

20. Дидактические игры к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /под. ред. Л.А. Головчиц М. 2003.

21. Дидактический материал к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /под. ред. Л.А. Головчиц М. 2003.

22. Дошкольное воспитание аномальных детей /под ред. Л.П. Носковой.-М. 1993.

23. Дьячков И.А., воспитание и обучение глухонемых детей. М. 1957.

24. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М. 1991

25. Зыков С.А., Методика обучения глухих детей языку. М. 1977.

26. Канккунен А. Научитесь понимать меня.—СПБ., 2005.

27. Королёва И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта.—СПб., 2005.

28. Королёва И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.—СПб., 2005.

29. Королёва И.В. Кохлеарная имплнтация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2008.

30. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /под ред. Л.П. Носковой. М. 1989.

31. КорсунскаяБ.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. М. 1971.

32. Корсунская Б.Д. Методика обучение речи глухих дошкольников. М. 1969.

33. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: из опыта работы. М. 1990.

34. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. М.. 1991.

35. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей /под ред. Л.М. Быковой М. 1991.

36. Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /под. ред. Л.А. Головчиц М. 2003.

37. Нейман Л.В. Анатомия и физиология органов слуха и речи. М. 1965.

38. Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. М. 1987.

39. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками и интеллекта /под ред. Л.П. Носковой. М. 1984

40. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: инструктивно-методическое письмо. М. 1990

41. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Если ребенок не слышит. М. 2003.

42. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М. 2003.

43. Петер Антон Ян. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. М.: Академия, 2003.

44. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития /под. ред. Л.А. Головчиц. М. 2003.

45. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М. 1991.

46. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М. 1991.

47. Психология глухих детей /под ред. И.М. Соловьева и др. М. 1971.

48. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения /под ред. Т.В. Розановой М. 1991.

49. Речицкая Е.Г., Пархалина С.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М. 2000.

50. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Г. «Солнечный зайчик»: Учебник для коррекционно-образовательных учреждений I, II вида, подготовительный класс. М. 2003.

51. Самощенко И.В. Глухой ребёнок. Опыт матери и сурдопедагога.—М., 2004.

52. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой.—М., 2001.

53. Специальная педагогика /под ред. Н.М. Назаровой. М. 2001.

54. Сурдопедагогика/ Под ред. Е.Г. Речицкой.—М., 2004.

55. Сурдопедагогика/ под ред. М.И. Никитиной. М, 1989.

56. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М. 1978.

57. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. М. 1979.

58. Хрестоматия по истории дошкольного воспитания глухонемых детей /сост. А.Д. Доброва. М. 1958.

59. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М. 1968.

60. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. 1999. №12.

61. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии //дошкольное воспитание. 1998. № 3.

62. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Если малыш не слышит /Кн. для воспитателей М. 1995.

63. Яцунова О.А. Не такая, как все.—Н. Новгород, 1993.

Электронные образовательные ресурсы

1. Чижова, Лариса Юрьевна. Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Л. Ю. Чижова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, [2011]. - 1,57 МБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/file/library/190932/0a366e12571fe603.pdf.

2 Пискун, Ольга Юрьевна. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / О. Ю. Пискун; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. коррекционной педагогики. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 869 КБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/file/library/191083/fb35bbda01afb6ad.pdf.

3 Пискун, Ольга Юрьевна. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика) [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / О. Ю. Пискун; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 3160 КБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/file/library/191089/1ac5faa82671696e.pdf.

4 Головчиц, Людмила Адамовна. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для вузов по специальности "Сурдопедагогика", "Дошкольная сурдопедагогика", "Специальная дошкольная педагогика и психология", "Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика": доп. УМО вузов РФ / Л. А. Головчиц. - Москва: Владос, 2010. - 319 с. - (Коррекционная педагогика). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/56576/. - Словарь: c. 316-319. - ISBN 978-5-691-00620-3.

5 Бодрова, Ирина Сагидовна. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / И. С. Бодрова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/file/library/190946/0e79d119083150a3.pdf.

 

Литература (тифлопедагогика)

1. Жохов В.П., Замулин А.А., Калугина Н.А., Литвак А.Г. Особенности интеллекта слабовидящих школьников.// Дефектология.-1987.-№1.-С.22-30.

2. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.- М.: АПН РСФСР, 1956.

3. Зимкина А.М. О физиологических основах компенсации нарушенных функций.- Л.;1956.

4. Коган В.Б. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха.//Дефектология.-1989.-№6.-С.86-90.

5. Коган В.М. Исследование индивидуальных различий у детей с глубокими нарушениями зрения.// Дефектология.-1978.-№3.-С.9-14.

6. Каплан А.Н. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение.- М.; Просвещение, 1979.

7. Костючек И.С. Развитие речи учащихся школ слепых.- М.; Просвещение, 1967.

8. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. Учебн. пособие.- СПб.; 2000.

9. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов аномальных детей. М.; Просвещение, 1969.

10. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.- М.; Просвещение, 1987.

11. Особенности приема и переработка зрительной информации при нарушениях зрения у детей / Под ред. Л. А. Новиковой, М.: Педагогика, 1978.-176 с.

12. Солнцева Л.Н. Тифлопсихология детства. – М.:2000.-250 с.

13. Солнцева Л.И. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушениями зрения.//Дефектология.-2004.-№1.-С.27-32.

14. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.- М., Педагогика, 1980.

15. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего. Дошкольного и школьного возраста.- М.;1999.

16. Хватцев М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков. Л.; ЛГПИ, 1983.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: