Крито-Микенская культура




Курсовая работа

Бакалавра

На тему: «Статуэтка критской жрицы и микенской богини. Сравнительный анализ.»

По дисциплине «Основы искусства античности»

Направление подготовки: 50. 03. 02. «Изящные искусства»

Профиль «Искусство в индустрии моды»

 

Выполнила

студентка группы ИИМ-118 первого курса очной(дневной) формы обучения

Константинова Анна Юрьевна

 

Руководитель: Буфеева И.Ю.

 

 

Москва 2019

Оглавление

Введение. 3

Крито-Микенская культура. 4

Скульптура Крита. 12

Скульптура Микенской цивилизации. 14

Сравнительный анализ статуэтки критской жрицы и микенской богини. 16

Заключение. 21

Приложение. 22

Источники. 25


 

Введение

Целью моей работы является рассмотрение Крито-Микенской культуры, а также сравнительный анализ статуэтки критской жрицы и микенской богини.

Задача курсовой работы заключается в том, чтобы сравнить статуэтки Крито-Микенской цивилизации.

Актуальность данной темы заключается в том, что с рассмотрением древнего творчества мы сможем определить: откуда могло быть совпадение в нашей культуре.


 

Крито-Микенская культура

Нам приходится относить историческое начало греческого искусства сильно назад, как минимум на две тысячи лет. Это начало к искусству Греции является, все же, более или менее совершившиеся не так давно приобретение науки. В то же время как европейские ученые тщательно работали над раскопками в Передней Азии и Египте, археология действовала дальше и обходила Грецию. Главной причиной этому была вера к влиянию древне греческих писателей, которые с большим желанием рассматривали значительную прошлую культуру Вавилона и Египта. По сути, одни из первых археологических рассмотрений на основании Греции были все-таки из уважения перед мнением античных греков: Шлиман, один из первых открывателей. Шлиман, самоучка, не имеющий научной подготовки, но вдохновленный археологическими раскопками. Он в 1871 году решился приступить за раскопки в Троаде, в северо- западном углу Малой Азии, близ входа в Геллеспонт, его целью было найти доказательства, к одному из известных нам рассказов, «Илиады». У Шлимана, у этого гениального искателя, было какое-то чутье. Он, на удивление, выбрал точное место исследования и раскопок. Несмотря на то что, другие ученые предполагали Трою вымыслом Гомера, а другие считали ее в нынешней горной местности Бурно- баши, в 25 км от берега. Шлиман надумал остановиться в Гиссарлыке на плоском холме, который ближе к берегу. Для археологии Гиссарлык с множеством наслоенных одно на другое поселений мог дать чрезвычайно поучительную картину развития. Но спешность Шлимана навредила всему. Когда в поисках настоящей Трои он зарылся слишком глубоко на середине холма, то своей вертикальной шахтой разрушил збольшую часть промежуточных слоев, причем отбросил их обломки, не сделав с них никаких снимков. Следуя литературным преданиям, что ахейцы сожгли город Приамов, то Шлиман остался лишь на том слое, где были свидетельства этой гибели населения от пожара. Но Шлиман не мог не обратить внимание на то, что найденный им дворец был небольшого размера, что стены крепости сложены из мелкого камня и необожженной глины. Несколько огорчившийся результатами раскопок Трои, он в 1874 году отправился в европейскую Грецию, дабы изучить Микены, прославленную Гомером в Арголиде столицу Агамемнона. В этом месте труды раскопок Шлимана оказались более удачливее чем с раскопками Трои. Как и тогда опираясь на свое удивительно точное чутье, он осуществил раскопки внутри крепостной стены и тут же попал на шахтовые гробницы (так называемые Schachtgraber), находившиеся в огороженном крупными камнями кругу под огромными плитами. В этих гробницах было гораздо больше золота, нежели в Трое, и при этом более изящной и тонкой работы. Шлиман был убежден, что он открыты усыпальницы дома Атридов и даже скелет самого Агамемнона. Воскрыленный своим успехом, он опять собрался испытать счастье в Троаде. Он возвращался туда три раза, а в перерывах были проделаны раскопки в еще одном важном месте Арголиды, в Тиринфе, в бэотийском Орхомене. В 1882 году Шлиман взял к себе очень ценного помощника в лице архитектора и археолога Дерпфельда, который после того как умер Шлиман, стал продолжать все то что начал он. Дерпфельд попытался устранить погрешности Шлимана и подвергнул найденные им материалы научному рассмотрению. В Гиссарлыке, например, он определил точный порядок и счет наслоений. Всего наслоений было девять, из них три являлись весьма характерные этапы жизни крепости, если считать снизу, именно, первый, второй и шестой. По поводу рассмотрения гомеровской Трои Дерпфельд сильно разошелся с мнением Шлимана. Несмотря на то, что Шлиман пытался выявить ее глубоко внизу, где-то во втором слое, Дерпфельд уподобил замок Приама с шестым слоем. К двум значимым местам раскопок, в Трое и в Арголиде, были присоединены вскоре работы в разных пунктах Греции. В Микенах раскопки Шлимана были пополнены ранее не известными открытиями греческого ученого Цунда, который позже отнес свою деятельность в Фессалию. Также были выполнены открытия в Лаконии: не так далеко от Вафио и Амикл, на так называемом Менелаевом холме, нашли город, соответствующий Микенам, место которого со временем заменила Спарта. Вся Греция была покрыта старинными приморскими замками, которые относились к богатым вождям; следы крупных поселений были найдены в Пилосе, Коринфе, Дельфах то, что осталось от крупных зданий были открыты в Бэотии: там, где располагается Фив были обнаружены следы укрепленного дворца, который как бы оправдывал сказание о Кадме, славном пришельце — основателе Фив у Орхомена на берегу Копаидского озера; открыли холм, образовавшийся от систематического наслоения одного над другим четырех городов. Целый ряд раскопок был проделан на островах Андросе, Наксосе, Мелосе и других, так называемых Кикладах. Все первые раскопки были направлены на места, ознаменованные в позднейшей истории классической Греции или упомянутые в эпосе. Казалось, открытые памятники не намного отстают от исторически известного времени; казалось, найдено в буквальном смысле слова «Гомеровское» искусство.

В Микенских гробницах были найдены приемы погребения тела, с маской из тонкого листового золота, которая была на лице погребального.

Раскопки открыли эпоху и культуру. В Микенах были найдены довольно значимые и выдающиеся памятники греческого бронзового века, всю культуру этой эпохи стали называть «микенской». Также было высказано мнение, что главный центр этой недавно открытой культуры надо искать на острове Крите. Эти предположения вполне оправдались, когда в 1900 году английский археолог Эванс начал раскопки на острове Крит и на северном берегу острова открыл превосходный дворец, возможно тот самый, который в греческих мифах называют Лабиринтом. Вскоре на южном побережье Крита, после Эванса, начали делать раскопки археологи из Италии. Им удалось раскопать дворец в Фесте, почти такой же грандиозный, как в Кноссе, а недалеко от Феста, в Агиа Триаде — маленький дворец, похожий на что-то вроде загородной виллы властителя, переполненный произведениями искусства. Раскопки археологов из Америки в восточной части острова — в Гурнии, Закро и Палекастро — пополнили картину критского быта и культуры, найдя береговые торговые поселения, который построили в каменистой местности, с многоэтажными зданиями в нижней части города, с не ровными, не широкими, а даже узкими уличками и поднимающимися уступами. Подобного же рода поселки удалось открыть в Филакопи, на острове Мелосе, который следует, по-видимому, рассматривать как колонию критян.

Проходящие раскопки на острове Крите, несомненно, показали, что именно этот остров, благодаря своему идеальному географическому положению, объединяющем Европу и Азию, был главным очагом всей догреческой культуры, которую и стали, в связи с этим, называть критской, или крито-микенской.

Почти в одно время с критскими раскопками была усилена рабочая деятельность археологов на островах Эгейского моря, на Кикладах. Здесь была найдена новая многообразность средиземноморской бронзовой культуры эпохи того времени, без сомнения пребывающие в известной зависимости то от материка, то от Крита. На островах Аморгосе, Паросе, Сифносе и Сиросе в могилах были обнаружены статуэтки и вазы со своеобразным орнаментом и раскраской. Из это можно сделать вывод, что рядом с критской и микенской культурой обнаружилось существование особой «кикладской» культуры. Весь комплекс смежных между собой культур бронзового века получил общее название «эгейской» культуры.

После чего стало реальным и возможным отличать два больших периода в развитии бронзового века на основе Греции:

1)Это микенский период;

2) И идущий после этого периода домикенский.

Наиболее значимую, последовательную картину наслоений дали исследования в Кораку близ Коринфа, которые дали понять и установить достаточно точную хронологию культуры ранней Греции, вскоре называемую теперь «элладской». В ней микенский период оказывается только самой поздней частью.

Такова, в основных чертах, история открытия блестящей эгейской культуры.

Основной фундамент для хронологии эгейской культуры дают раскопки на Крите и в главной мере смена слоев, образовавших холм кносских наслоений. По глубине находок из раскопок на Крите сравнивают с древнейшими местами поселений в Египте, во всяком случае, к VI тысячелетию до н. э. С помощью этих последовательных наслоений Кносского холма появилась вероятность распределить по эпохам все предшествующие открытия в территории Эгейского моря и, благодаря этому, построить порядок развития эгейской культуры. Еще одна интересная находка — это наличие египетских товаров на Крите и критских изделий в Египте, благодаря постоянному товарообмену между этими странами с тех древнейших пор, это позволило узнать и определить точные хронологические даты эгейской культуры. Когда в довольно известном слое на Крите находилась египетская вещь, она датировала весь этот слой. Когда критская вещь находилась в Египте, среди вещей найденной эпохи, хронологическую дату этих можно было с легкостью перенести на все критские вещи данного стиля. В связи с этим египетская хронология взяла ряд новых опорных сторон. Можно сказать, что для Крита и в принципе эгейской культуры довольно сильную опору дали этапы развития египетской культуры и ее истории.

Благодаря этим хронологиям Эванс предложил всеобщее название для критской культуры и назвал ее «минойской», по имени легендарного царя Крита Миноса.

Держа за пределами деления ничем не отличающийся или даже можно сказать примитивный неолитический быт Крита, Эванс отличил в минойской культуре три большие эпохи:

1)Раннеминойская (приблизительно от 3000 до 2000 года), одновременную Древнему Царству и началу Среднего Царства в Египте;

2)Среднеминойскую (от 2000 до 1600 года), одновременную с концом Среднего Царства и господством в Египте гиксосов;

3) Позднеминойскую (от 1600 до 1200 года), совпадающую с Новым Царством в Египте.

Каждую из этих трех больших эпох Эванс, в свою очередь, разделяет на три периода:

1) Первый раннеминойский;

2) Второй раннеминойский;

3) Третий раннеминойский.

Классификация Эванса сохранилась и до наших дней. Если сделать попытки согласовать этапы хронологии критской культуры с памятниками других областей эгейской культуры, то хронология Киклад не представляет каких-то больших трудностей. Эволюция бронзовой культуры протекала примерно в тех же этапах, как на Крите. Культура же центральной Греции вначале была тесно связана с Фессалией, а потом от нее решительно отходит и обращается на юг. Эволюцию бронзовой культуры на основе Греции разбивают теперь обычно на три основные элладские эпохи:

1)Раннеэлладская эпоха (продолжающаяся примерно от трехтысячного до двухтысячного года, несколько опаздывает по сравнению с Критом и отличается по своему характеру от последующего развития бронзовой культуры на почве Греции. Эту эпоху называют также домикенской или догреческой.);

2)Среднеэлладская эпоха связана с появлением новой народности, по всей вероятности, греческого племени ахейцев. Примерно с середины этой эпохи начинается возвышение Микен и впервые сказывается сильное влияние Крита на континенте.

3)Позднеэлладская эпоха, которая продолжалась приблизительно до XII века, относится расширение и перестройка Микенского и Тиринфского дворцов, купольные гробницы в Микенах, шестой слой Трои. В первой половине этой эпохи влияние Крита на континент достигает своего наивысшего распространения, тогда как во второй половине Крит оказывается порабощенным и разрушенным представителями микенской культуры.

Конечной границей в истории микенской культуры можно полагать приблизительно 1100 год, которым датируют начало железного века в Греции.

Я начну характеристику эгейского искусства с Крита, как с главного и древнего центра. Одна из характерных черт критской культуры является полное отсутствие храмов на Крите, свойственных как древневосточной, так и греческой религии. Среди этих символических вещей довольно большой популярностью на Крите пользовался равносторонний крест, щит в виде восьмерки, пара рогов (как я предполагаю, это очевидно связующая часть с культом Минотавра) и двусторонняя секира. Критская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом.

Также на Крите не забыли про женщин. Они принимали активное участие в спортивных празднествах и состязаниях, это подводит еще к одной важной характерной черте критской культуры, которую можно охарактеризовать как поклонение женщине и до некоторой степени как господство женщины. Нужно понимать, что это господство не как политическое, а как религиозно-общественное. Также особую роль играет в критской религии богиня-мать, и, видимо, лишь с течением времени образуется представление о ее мужском спутнике, сыне или возлюбленном, напоминающее фригийский культ Кибелы и Аттиса. Женщинам-жрицам было дано одно из основных дел – это было выполнение религиозных обрядов. Скорее всего, что и семья на Крите развивалась под покровительством матери, но нет оснований считать это. В отличии от Греции и стран Древнего Востока, женщины на Крите вели совершенно свободную общественную жизнь. Они принимали участия в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, свободно ходили по улице. Господство женщин на Крите сказывается также в большей мере разнообразности и роскоши одежды и своеобразной утонченности туалета. Критянки носили очень оригинальную одежду. Обнаженная грудь и воротник, чересчур тонкая, туго стянутая талия, пестрая юбка с воланами, а на голове часто — берет или пышный тюрбан. Характерно, что на Крите и мужская одежда была под несомненным господством женского идеала. Критские мужчины бреют бороду и усы, но носят очень длинные волосы, часто украшенные яркими, пестрыми эгретами, и так же, как и женщины туго стягивают свою тонкую талию. Женственности критской религии и критской одежды вполне соответствуют, как мы увидим, чувственность и грациозность критского искусства. Критское искусство обращается не к разуму и не к воле зрителя, а к его чувствам и настроениям.

В отличие от Ассирии, например, критское искусство не имеет какого-то драматизма.

В отличие от Египта — всякой повествовательной тенденции. В отличие от Греции — всякой конструктивной и пластической ясности.

По сравнению с Древним Востоком и Грецией критское искусство хочется назвать романтическим, или эмоциональным.

В противоположность Вавилону, они не говорят ни о властителе, ни о его мощи, ни о его победах.

В противоположность Египту, критское искусство нимало не заботится о судьбе умерших и подготовке к загробной жизни.

Тема критского искусства — весь мир, включая маленькую раковину или колеблемое морским ветром растение. Критское искусство посвящено вообще не столько человеку, сколько всей натуре, пейзажу.

Скульптура Крита

К особенностям критского искусства можно отнести чрезвычайно острое чутье в динамики и нужде в движении, в смене поз. Однако художники из Крита не имеют чутья тектонического и пластического. Они не умеют конструировать общее, целое из частей. В их произведениях можно заметить, что они не замыкают и не заканчивают форму. Скульптура, которая была одной из важных интересов греческих художников, на Крите отступает на задний план.

Скульптура Крита имеет одну характерную черту, которая отличает ее от скульптур Греции и Египта. В первую очередь это отсутствие монументальных памятников. Это огромные культовые сооружения, статуи или декоративные ансамбли, объединяющие скульптуру и архитектуру. Так же критская скульптура избегает открытых пространств. У них не площадей наружных ниш, портиков. Все памятники критского искусства имеют небольшие размеры. Они ставили их во внутренних покоях. То как и из чего сделаны критские скульптуры больше принадлежат к мелкой пластике нежели к области скульптуры. Критские скульптуры не пользовались мрамором или камнями. Их наиболее часто употребляемыми материалами были: слоновая кость, глина, бронза и фаянс.

Эгейская скульптура раннего времени не имела такой характерной черты, как для некоторых цивилизаций, многообразия типами. Эти скульптуры различают на два типа:

1) Стоящие фигуры;

2) Сидящие фигуры;

В этих двух типах фигурка имеет небольшой размер и компактность массы. Части тела, в частности руки и ноги, иногда отсутствовали или были представлены несоразмерно. Например, слишком короткие или тонкие обрубки конечностей. Также интересной чертой было то, что у фигурки было полное отсутствие скелета и мускулатуры. Было подчеркивание жировых отложений, особенно на бедрах. Это напоминает статуэтки палеолита. Можно различить два направления:

1) Натуралистический, где стремятся сохранить правдоподобие с человеческими формами;

2) Схематический, здесь же фигура человека абстрактна, отведена от реальных форм. Фигуру человека подчиняют геометрическим формам. Ее могут заострить с низу тем самым сделав треугольник.

Кроме того, часто применяется орнаментирование и раскраска статуэток. Орнамент этот не нужно воспринимать как изображение одежды или татуировки тела. Изображение орнамента выполняет исключительно декоративную функцию. Она подчеркивает формы статуэтки, делает более динамичной.

Еще одна характерная черта раннеэгейской скульптуры – это фронтальность статуэток. Не важно какой они формы, путь то круглые или плоские они предназначены для того чтобы на них смотрели только спереди. Их движения совершаются только в плоскости и только в прямом направлении. Они не делают таких движений как сгибание влево или вправо. Если провести линию от теменной части головы через тело вниз, то эта линия всегда будет прямой, которая в свою очередь делит статуэтку на две равные части.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: