Сравнительный анализ статуэтки критской жрицы и микенской богини




К рассмотрению времени искусства периода новых и поздних дворцов относят знаменитые фаянсовые женские статуэтки. Эти статуэтки были раскрашенные. Статуэтки были найдены в Кносском дворце в так называемых хранилищах храмовой утвари. Эванс назвал их – «Богини со змеями» (рис.1). Это были фигурки небольшого размера. Естественно они изображали женщин. Также эти статуэтки были одеты в яркие полосатые или с оборками платья с корсажем, который в свою очередь, сильно стягивающим талию и обнажающим грудь. Эти фигурки были очень популярны в искусстве Крита. Каждая из этих статуэток отличалась от другой. Все они обладали характерными чертами.

Этот тип статуэток можно рассмотреть на примере скульптур, найденных из Археологического музея в Гераклионе и датируемых около 1600 годов до н.э (рис 1). Одна из этих статуэток одета в платье. Само платье раскрашено очень интересно. Оно светлое с темными полосами и с оранжевым корсажем с короткими рукавами. Также имеется юбка. Она сшита из оборок, выступающими одна над другой и составленных из светло-желтых с голубыми полосами или коричневых кусочков. Можно заметить, что на юбку надет передник. Он желтый с темными узорами. На голове статуэтки располагается низкая корона. На этой короне сидит кошка. Нельзя не заметить этот прекрасный, местами динамичный жест. У статуэтки подняты и отставлены в стороны от головы руки. В руках она держит змей, как бы потрясывая ими. Ее лицо напоминает маску. Строго симметричные черты, взгляд застыл, глаза широко распахнуты и выделены черным цветом на белом лице. Можно сказать, что ее глаза обведены черным цветом, что дает большую выразительность.

Другая статуэтка немного отличается некоторыми элементами туалета. На голове у этой скульптуры располагается высокая шапка или даже корона, которая обвита змеей. Отсутствие рельефно выделенных оборок. Также можно увидеть узел на переднике, который рельефно выделен. Он напоминает клубок свернувшихся змей. Также отличается жест. Тут руки опущены вниз.

Близко к выше описанным статуэткам изображение из слоновой кости, хранящееся в музее изящных искусств в Бостоне и также датируемое около 1600 годов до н.э. Голову на этой фигурке украшает корона. У этой скульптурки руки вытянуты вперед и опущены вниз. Руки обвивают змеи, они напоминают браслеты. Оборки на платье обозначены рядами тонких, накладных полос. Виппер, сравнивая этих коносских богинь со статуэтками из Петсофы, замечает, что можно увидеть более понятную и ясную трактовку одежды и ее раскраски. Так же он замечает более развитую трактовку пропорций тела и разработку отдельных частей. Вместо прошлых сплошных контуров художник теперь дает намного богатее и интереснее контрасты моделировки. Это дает фигуре, особенно в профиль, волнообразный силуэт. Несмотря на гораздо больший реализм деталей, композиция скульптуры в общем осталась прежней. Кносские «Богини со змеями» все также строго фронтальны и также лишены ног. Но художник по-прежнему следует критскому идеалу человеческой фигуры. Талия все также тонкая. Бедра и плеши широкие. Ю. В. Андреев предполагает, что эти фигурки могут рассматриваться как культовые. По мнению Матца, обе «Богини со змеями» из Кносса были все лишь вотивными скульптурами, которые изображали облеченную жреческим саном царицу в облике богини. Р. Хегг добавляет к этому то, что скульптуры такого рода, иногда изготовлявшиеся даже и в значительно больших размерах, могли быть использованы как средство вызова божества во время обряда эпифании. Конечно, в более популярных в наше время критских святилищах эпохи расцвета сложно указать место в виде специального постамента, полки в стене или нише, где могла бы стоять статуя божества.

В критских идолах раннего времени обычно не большую, тонкий корпус посажен на крупную, массивную нижнюю часть тела. В микенских же идолах, все наоборот, тонкая цилиндрическая нижняя часть тела скульптуры, в которой отсутствовало разделение ног, поддерживает широкую массу корпуса. Этот корпус, в свою очередь, изображается в виде абстрактной геометрической фигуры, включающей в себя также сокращенный силуэт рук. Руки изображались в виде лунного серпа, они были подняты вверх, или в виде плоского овала, где руки были как бы прижаты к телу, или же в виде ромба, где руки были прижаты к груди. Микенские художники изображали ноги у статуэток слитыми вместе, они представляли собой круглую колонну, которая снизу расширялась в виде базы, а голова на длинной шее приобретала вид завершающей колонну капители. Еще одной характерной чертой микенских скульптур является система красочного оформления. Удивительно ясное разделение статуэтки на основные тектонические части еще подчеркнуто раскраской. В отличие от критской раскраски, будто сливающей все тело в одно гибкое неделимое целое, раскраска микенских статуэток резко выделяет отдельные части темными горизонтальными кольцами. Каждый элемент сделан особым орнаментом, который не похож на другой. Он подчеркивал его тектоническую функцию. Нижняя, несущая часть разделена редкими, но толстыми вертикальными линиями. Также корпус украшен более частой, но легкой сетью волнообразных линий. Глова, как завершение, имеет несколько обычных горизонтальных полос. Раскраска выполняет роль украшения, декора и входит в контекст. Основные качества пластической моделировки - это лаконичность пластического языка, связанная с использованием простых геометрически форм и отсутствием деталировки, также тектоническая ясность модели и предельная выразительность силуэта (рис 2. Пси, Фи, Тау).

Один из образцов этого вида микенской скульптуры (рис 3.) имеет цилиндрообразное тулово, которое расширяется в области груди. Тулово также не разделено на ноги и тело. Оно производит впечатление не самостоятельной пластической части, а постамента для не пропорционально тонких и длинных рук, в которых изображено, как держат что-то в виде топора. Это двойной топор под названием «Лабрис». Этот топор самый священный из религиозных символов крито-микенской цивилизации. Голова гипертрофированно выделена с преувеличенными крупными чертами лица. Я считаю, что главная особенность строится на выделении композиционных и пластичных жестах. Жесты и вся атрибутика очень важны для истолкования изображения.

Тиринфская статуэтка (рис 4.), похожая по типу на Пси, имеет также цилиндрическое и не разделенное тулово. Андреев отмечает, что индивидуальными характеристиками могут считаться только декоративные узоры, которые украшают одежду. Жесты рук либо прижаты к груди, либо подняты вверх. Поднятые руки вверх подобны крыльям. Руки сильно стилизованы, которые напоминают птичьи крылья, поднятые вверх в молитвенной позе. Это дает статуэтке лаконичность и предельную выразительность. Грудь подчеркнута двумя кружками. На длинную и непропорционально тонкую шею посажена голова. Черты лица крупные и непропорциональные. Также выделены объемом круглые глаза, длинные вытянутые губы, граненные брови. Нос прямоугольный, его грани ломаются под прямым углом. Всю лаконичность и четкость силуэта скульптуры подчеркивает роспись. Темной краской на светлом фоне показан и выделен силуэт рук, похожих на крылья. Также выделена грудная часть, формы глаз и зрачки. Можно увидеть, что росписью сделаны многочисленные ряды бус, состоящие из спиралевидной подвески.

«Леди Филакопи» (рис 5.) очень похожа на те скульптуры, которые были ранее описаны. Эта статуэтка похожа по виду на Тау. Ее грудь и руки образуют единый овальный силуэт, который в свою очередь образует важную композиционную часть. Руки подняты вверх, их почти не видно. Они непропорционально малы и похожи на небольшие конусы. Отличает «Леди Филакопи» от других микенских статуэток чрезвычайно интересная и богатая система декорирования. Она состоит из разных разноцветных геометрических мотивов. Это зигзагообразные, волнистые линии и треугольники. Эти геометрические мотивы подчеркивают важные части тела, такие как грудь, брови, шею. Обнажает пластическую тектонику. Это переход от талии к груди и от груди к шее. Этой системе декора свойственна лаконичность и постоянный ритм частей. Б. Р. Виппер отмечает в этом последовательном проведении тектонического принципа проявляется тот дух конструктивной логики, который потом будет в основе греческого искусства.

Позднеминойский период дает изображение примитивных глиняных идолов. Эти изображения мы знаем из святилищ в Восточном Крите. Они представляют собой примитивные вылепленные фигурки. В которых едва можно узнать такие сохраняемые черты «Богинь со змеями» как широкая, цилиндрообразная юбка, маскообразное лицо, акцент на передачу груди. Здесь часто отмечена едва проработанными выступами.

 


 

Заключение

Таким образом, по результатам проделанного курсового проекта можно сделать следующие выводы:

1) Микенские статуэтки более обобщенные и лаконичные, чем статуэтки из Крита.

2) В статуэтках из Микен можно наблюдать более красочное оформление.

3) Статуэтки из Крита выглядят более реалистичнее в деталях.

4) По жестам скульптуры из Крита и Микен похожи по динамичности. Каждая фигура стоит в очень интересной стойке и не похожа одна на другую.

5) В критских статуэтках ранней эпохи обычно не большой, тонкий корпус посажен на крупную, массивную нижнюю часть тела. В микенских же идолах, наоборот, тонкая нижняя часть тела, напоминающая цилиндр, в которых не было разделения ног, поддерживает широкую массу корпуса.

 


 

Приложение

«Богини со змеями» (рис 1.)

(рис 2. Пси, Фи, Тау).

(рис 3.)

Тиринфская статуэтка (рис 4.)

"Леди Филакопи (рис 5.)

 


 

Источники

https://www.portal-slovo.ru/art/36085.php?ELEMENT_ID=36085&SHOWALL_1=1

https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43670373972/Krito-mikenskaya-kultura.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Богиня_со_змеями

https://docplayer.ru/48487349-Iskusstvo-mikenskoy-grecii.html

https://www.sno.pro1.ru/lib/sidorova_iskusstvo_egeiskogo_mira/5.htm

https://www.sno.pro1.ru/lib/vipper_iskusstvo_drevney_grezii/vipper_iskusstvo_drevney_grezii.pdf

https://www.portal-slovo.ru/art/36087.php

https://pirushki.com/MenBirds/Tradtext.htm

https://www.portal-slovo.ru/art/36108.php?ELEMENT_ID=36108&PAGEN_1=2

https://docplayer.ru/27304850-B-r-vipper-iskusstvo-drevney-grecii.html

https://www.portal-slovo.ru/art/36108.php?ELEMENT_ID=36108&SHOWALL_1=1

https://libed.ru/knigi-nauka/768652-1-br-vipper-iskusstvo-drevney-grecii-redkollegiya-ya-libman-n-livanova-teksta-a-sidorovoy-redakcii-predlagaem.php

https://azkurs.org/the-series-of-the-humanitarian.html?page=21

https://uchil.net/?cm=151294

https://www.sno.pro1.ru/lib/sidorova_iskusstvo_egeiskogo_mira/5.htm

https://www.knigi.konflib.ru/8istoriya/73325-4-re-teksta-sidorovoy-redakcii-predlagaemaya-kniga-slozhilas-svoe-vremya-osnove-mnogoletney-raboti-vippera-1888.php



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: