Интеллектуальные особенности




Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.

Математические умения

1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.

2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.

4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).

5. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

 

Логическое мышление

1. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.

2. Увеличивается объём памяти.

3. Повышается устойчивость внимания.

4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.

5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.

6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).

7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.

9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находит лишний предмет в каждой группе. Находит пару каждому предмету.

10. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

11. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

12. Может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

13. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Окружающий мир

1. Различает овощи, фрукты и ягоды. Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

2. Знает насекомых. Умеет рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

3. Узнает и называет 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений.

4. Называет домашних животных и их детёнышей. Иметь представления о об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

5. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

6. Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения.

7. Различать и называть части тела животного и человека.

8. Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

 

Повседневные навыки

1. Застегивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.

2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.

3. Точно проводит линии, при этом, не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.

4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом, не выходя за её контуры.

5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.

6. Различает правую и левую руку.

7. Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

8. Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).

 

С ребенком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.

 

Художественно – эстетическое развитие:

1. Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

2. Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

3. Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы;

4. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

5. Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

6. Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

7. Правильно держать ножницы и действовать ими;

8. Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

9. Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

10. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

1. Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

2. Использовать «вежливые» слова;

3. Иметь представление о работе своих родителей;

4. Знать название своей Родины;

5. Назвать свои имя, фамилию и домашний адрес(название города, улицы, где живут);

6. Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;

7. Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;

8. Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

9. Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

10. Иметь представление о значимости труда взрослых;

11. Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Речевое развитие:

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона.
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет:

1. Может использовать тысячу слов, строить фразы из 5-9 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

3. Может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).

4. Умеет находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое) и самостоятельно составлять описание предмета.

5. Может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

10. Может воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

11.Может читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

 

Физические особенности

Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.

1. Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.

2. Движение им по-прежнему необходимо. Ребенок может:

- Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

- Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

- Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

- Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;

- Лазать по лесенке - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;

- Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

- Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

- Кататься на двухколёсном велосипеде;

- Ориентироваться в пространстве.

3. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.

4. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.

5. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.

6. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.

7. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.

8. Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.

9. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.

10. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.

11. Быстрое образование условно-рефлекторных связей. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.

 

Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.

 

Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.

 

Вам, как родителям, важно знать:

Учитывая все вышеперечисленные особенности развития ребенка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

1. Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

2. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребенка.

3. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

4. Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

5. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.

6. Ребенку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

7. Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте. По возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

8. Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

9. Надо понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

10. Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

Играйте с ним дома.

Читайте книги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: