Междунар.лизинг имеет неск-ко модификаций: прямой (представляет собой сделку, где все операции совершаются м/у коммерч.орг-циями с правом юр.лица из двух стран мира)и косвенный/транзитный (лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необх.оборуд-е в др.стране и предост-ет его арендатору, находящ-ся в третьей стр.) Прямой лизинг делится на: прямой импортный и прямой экспортный. Различие опред-тся страной месторасполож-я лизингодателя и лизингополучателя. При импортном лизинге поставщик находится за рубежом, а при экспортном – зарубежным партнером является лизингополучатель. Выгодность применения сделок межд.лизинга -в использ-ии благоприятн. налог.режима, установл.в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налог.льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя. Сделки межд. лизинга также являются распространенным мех-мом продаж оборудования, производимого предп-ми страны лизингодателя. Данный мех-зм реализации продукции явл. довольно действенным для производителей, т.к. практич-ки полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущ-ва из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансир-е под более низкие проценты, чем в своей стране, что отражается на ст-ти. Одна из проблем, с которой могут столкнуться рос. участники (лизингополучатели) сделки межд. лизинга, - это оценка кредитных рисков в стране лизингодателя. Дело в том, что критерии, кот.применяются к оценке кредитосп-ти, могут кардинально различаться, особенно если лизингодатель явл. резидентом страны с развитой рыночн.эк-кой. Как правило, доля заемн.финансир-я в кап-ле компаний развив-ся стран значительно выше, чем допускается в странах с развит.эк-кой. Кроме того, лизингодателю-нерезиденту часто бывает трудно обнаружить какую-либо инф-цию, относящуюся к деят-ти российской компании - потенциального лизингополучателя.
|
Отраслевая структура лиз. опер. варьируется в зависимости от конкретного региона. В Европе широко исп-ся лизинг автомобилей как в личное пользование, так и для производств. целей,далее лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др. Широкое использование лизинга в Зап.Евр. т.к. более благоприятные эк. условия, в этих странах осуществл. поддержка предпр.о бизнеса, который развив. за счет инвестиций через лизинг. механизм.
Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия,)не принимали спец. Законод. по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерч. права, а Франция, Португалия, Швеция имеют спец.законод.о, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг. В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами. Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономи ческим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.
|
Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухучета (JASC) разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты Бельгией, Великобританией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, США, Японией и другими странами. В их основу положен принцип экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, однако некоторые страны Западной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и Организация европейского лизинга придерживаются юридического права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Из-за различий владения имуществом отличаются и системы бухгалтерского учета и методы начисления амортизации и налогов, поскольку, согласно экономической концепции, имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а согласно юридической — на балансе лизингодателя.
В структуру мирового рынка лизинговых услуг входят лизинговые ассоциации, которые объединяют профессиональных лизингодателей, ассоциации финансовых компаний, домов, банков. Основными задачами ассоциаций являются: — представление интересов членов ассоциации как внутри страны, так и за рубежом;
— формулирование общего мнения членов ассоциации по лизинговой проблематике и лоббирование интересов в различных государственных органах; — разработка предложений по изменению законодательных актов, учету и регулированию лизинга в стране; — сбор и обработка информации по лизингу; — организация форума по вопросам лизинга; — продвижение стандартов в лизинговом бизнесе.Еще в структуру:нациорнальныек ассоц.,международные ассоц.,консультационныее и брокерские компании,независимые лоизинг компании.