В декабре 1997 года Председатель Госкомэкологии В.И. Данилов-Данильян утвердил основные положения Федеральной системы обязательной экологической сертификации – (ФСОЭС). Сама система обязательной сертификации по экологическим требованиям была зарегистрирована Госстандартом РФ еще в 1996 году. В качестве аккредитующего органа системы был выбран ВНИИ природы – головной институт системы Госкомэкологии РФ.
В рамках ФСОЭС предполагалась обязательная сертификация «систем управления окружающей средой». Позднее положение об обязательности сертификации систем управления было отменено как противоречащее законодательству, но ФСОЭС остается самой крупной по числу зарегистрированных органов сертификации системой сертификации соответствия ГОСТ Р ИСО 14001 в России. В рамках этой системы осуществлялось и продвижение экологического аудита.
Совместным приказом Госстандарта и Госкомэкологии от 11 декабря 1998 г. № 47/772 создан Технический комитет по стандартизации по тематическому направлению «Охрана окружающей среды». В его составе предусмотрен подкомитет экологической сертификации и экологического аудита.
Хотя пропаганда обязательной системы сертификации федеральными и региональными подразделениями Госкомэкологии не способствовала положительному восприятию СЭМ российским бизнесом, но, тем не менее, была одним из первых шагов, сделанных госорганами для распространения СЭМ и, соответственно, экологического аудита в России.
Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:
|
ГОСТ Р ИСО 14001:98 – «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
ГОСТ Р ИСО 14004:98 – «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
ГОСТ Р ИСО 14010:98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
ГОСТ Р ИСО 14011:98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
ГОСТ Р ИСО 14012:98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»;
ГОСТ Р ИСО 14041:98 – «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ»;
ГОСТ Р ИСО 14042:98 – «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»;
ГОСТ Р ИСО 14043:98 – «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация»;
ГОСТ Р ИСО 140050:98 – «Управление окружающей средой. Словарь»;
ГОСТ Р ИСО 14050:99 – «Основные термины и определения в области охраны ОПС».
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
|
4.2. Региональный опыт распространения экологического аудита в РФ
4.2.1. Особенности законодательного регулирования экоаудита в регионах
В течение последних 10-15 лет в ряде субъектов Российской Федерации были приняты региональные законодательные акты (законы об экологическом аудите) и другие нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы по экологическому аудиту (Москва и Московская область; Амурская, Архангельская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Оренбургская, Томская области; Удмурдская республика, Республика Хакассия, Республика Татарстан, Республика Башкортостан).
Основным мотивом разработки таких актов служило то, что в ожидании принятия федерального закона региональные власти стремились поддержать распространение рыночных инструментов экологического регулирования и прояснить общественные отношения в этой сфере. В качестве примера показателен опыт Правительства Московской области и Правительства Москвы.
Законодательная база по экологическому аудиту в Москве и Московской области сформирована:
- Положением о лицензировании экологической деятельности (утверждено постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 1994 г. № 1078);
- Постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2002 г. № 487/42 «О проведении экологической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (экологическом аудите) в Московской области»;
- Постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. № 568-ПП «Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита»;
- Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2002 г. № 693-ПП введен обязательный экологический аудит организаций-бюджетополучателей;
- Постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2002 г. № 487/42 введен обязательный экологический аудит областных ГУП;
- Законом г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы» (с изм. и доп. от 13 февраля 2002 г.).
При этом территориальным органам исполнительной власти Московской области при осуществлении контрольных и надзорных функций было рекомендовано предлагать организациям, оказывающим воздействие на окружающую среду, прохождение экологического аудита. Если рассматривать эту ситуацию как попытку разъяснить предприятиям, что с привлечением такого инструмента, как экологический аудит, можно успешно решить приоритетные задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду, то этот опыт можно считать позитивным.
|