Саморазвитие современного человека в центре научного изучения. Этим обусловлена актуальность выбранного исследования выявления взаимосвязи между выбором вида досуга и типом темперамента человека.
Цель работы: провести теоретическое и эмпирическое исследование зависимости выбора досуга от типа темперамента человека.
Теоретический анализ научной литературы (О. В. Кабадейцева, С. Д. Максименко, Б. Д. Мосалев, Т. А. Погрешаева, Я. Стреляу, И. Б. Шубина) показал, что темперамент — индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. [4]
Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия) определить, на внутренний или внешний мир направлена личность человека.
Досуг — это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой. Потребность в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками.
|
Нами было проведено эмпирическое исследование в форме опроса, в котором приняли участие 24 молодых человека в возрасте от 18 до 26 лет. Им было предложено определить свой тип темперамента и ответить на вопрос: «Какие из вариантов проведения своего свободного времени Вам наиболее предпочтительны (выберите 3-4 варианта)?» и представлены следующие варианты ответов: чтение книг, просмотр фильмов/сериалов, компьютерные игры, занятие спортом, танцы, прогулка с друзьями, поход в клуб, сон, рисование, поход на пикник, просмотр телевизора, пение, приготовление еды, прослушивание музыки, прогулка в одиночестве, виртуальное общение с друзьями (соц. Сети, SMS, звонки).
После определения темперамента среди опрашиваемых мы получили следующие данные: сангвиники — 9 человек, холерики — 7 человек, флегматики — 6 человек, меланхолики — 2 человека.
Основываясь на анализе выбранных вариантов ответа, делаем вывод, что и для экстравертов, и для интровертов примерно одинаково идеальным видом проведения своего свободного времени является просмотр фильмов. Экстравертами и интровертами почти наравне были выбраны «пассивные» виды досуга (чтение книг, компьютерные игры, рисование, прослушивание музыки, виртуальное общение с друзьями). Для экстравертов более предпочтительна прогулка с друзьями, чем для интровертов, но последние тоже любят проводить время в компании, но в небольшой и состоящей из близких людей. Экстраверты выбрали «активные» не только в физическом, но и в социальном отношении виды досуга, такие как «занятие спортом», «поход в клуб», «настольные игры», «поход на пикник», «приготовление еды». Интроверты выбрали некоторые пассивные виды отдыха: пение, прогулка в одиночестве. Один сангвиник выбрал просмотр телевизора, никто не выбрал танцы.
|
Подводя итоги теоретического и эмпирического исследования, можно сказать, что интроверты (флегматики и меланхолики) выбирают в основном пассивные виды досуга: они предпочитают исключить общение и физическую активность, а экстраверты (холерики и сангвиники) предпочитают как активные виды отдыха, так и пассивные, они легко могут пережить отсутствие контакта с другими людьми.
Педагогический аспект исследуемой нами проблемы показывает, что педагогу важно уделять внимание гармоничному развитию личности воспитанника и всех необходимых социальных умений: умение общаться, дискутировать, воздействовать на других с целью изменения поведения и т.п.
Список используемой литературы:
1. Исцеление: Азбука здоровья /Сост. В. С. Малютин. – Мурманск: Кн. Изд. 1994. – 512 с: ил.
2. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет:Справ. Изд. – 2-е изд. Стер. – М.: Химия, 1999 400 с.: ил.
3.
4.
5.
6.