В результате нашего исследования было установлено, что среди студентов преобладают экстраверты, что составлет – 46 %, из них яркие экстраверты – 18 %, экстраверты – 28 %, склонные к экстраверсии – 2 %. Студенты интроверты составляют – 14 %, склонные к интроверсии – 4 %. Имеются также студенты со средним значением – амбоверты – 34 %.
Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и амбовертов, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. По мнению Г. Айзенка яркие экстраверты относятся к сангвиникам, которые характеризуют такие черты, как общительность, контактность, разговорчивость, отзывчивость, непринужденность, жизнерадостность, беззаботность, инициативность. Типичные экстраверты – это холерики, активные, чувствительные, беспокойные, агрессивные, возбудимые, изменчивые, непостоянные, импульсивные, оптимистичные. Интроверты – это флегматики, преобладают такие черты как пассивность, осмотрительность, рассудительность, доброжелательность, управляемость и т.д. Глубокие интроверты – меланхолики, легко расстраивающиеся, тревожные, пессимистичные, сдержанные, необщительные, тихие и т.д.
|
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: темперамент не закладывается с рождения, а формируется по мере нашего развития, общения. И чем больше мы контактируем с различными людьми, тем эффективнее развивается наша коммуникабельность. Она играет немаловажную роль в дальнейшей социальной жизни индивида. Учет особенностей темперамента в учебно – воспитательной работе и в труде необходим для дальнейшей учебы и работы. Каждый студент имеет присущие только ему особенности и свойства темперамента. В связи с этим необходимо разумно использовать положительные и отрицательные особенности каждого типа темперамента.
Саморегуляция поведения, правильное использование положительных черт темперамента, умение сглаживать его недостатки и является одной из задач валеологического образования. Обращается внимание на то, что показатель темперамента должен учитываться в учебном процессе, профессиональной ориентации, формировании студенческих групп (команд), распределении заданий и планировании карьеры.
Психология личности
В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные Асоциально приобретенные качества человека.
|
Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интровер-сию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.
Экстраверты отличаются преимущественной
обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).
Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытьшаюг затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.
Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.
Среди качеств темперамента выделяются ригидность и пластичность. Ригидность — это инертность, консервативность, трудность переключаемое™ психической деятельности.
Существует несколько видов ригидности: •
сенсорная — пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; •
моторная — трудность перестройки привычных
|
движений; •
эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; •
памяти — персеверация, навязчивость образов памяти; •
мышления — инерция суждений, установок, способов решения задач.
Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность. § 3. Направленность личности 207
К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная
возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.
Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.
Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов.
Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.
Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.
Однако темперамент не является ценностным критерием личности — он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.
Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.[2]
Глава 2