Методика изучения смысла сложения и вычитания.




В действующем курсе математики начальных классов находит отражение теоретико-множественный подход истолкования смысла сложения и вычитания целых положительных чисел (ц.п.ч.). В соответствии с этим подходом, сложение целых положительных чисел (натуральные числа и 0) связано с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, а вычитание связано с операцией удаления подмножества из множества (операция дополнения выделенного подмножества до целого множества).

Для формирования у учащихся представления о смысле сложения используются практические задания, отражающие жизненные ситуации, в процессе выполнения которых рассматриваются отношения между предметными множествами. Затем переводят эти жизненные ситуации на язык арифметических действий, то есть по каждой ситуации составляется числовое выражение и равенство.

Числовым выражением называется запись, состоящая из чисел, знаков действий и скобок (5+2). Числовым равенством называется запись, состоящая из чисел, знаков, действий, скобок и знака ровно (5+2=7). Или по-другому, равенством называется запись, в которой два выражения соединены знаком равно. Если 2 выражения соединены знаками >,<, то это неравенство (5>2).

При изучении смысла сложения выделяют 3 вида предметных действий, которые раскрывают смысл сложения и связаны с объединением 2-ух множеств.

1 вид.Составление 1-ого предметного множества из 2ух данных.

Эти ситуации предлагаются в виде математических рассказов. Математический рассказ это описание жизненной ситуации, в отличие от задачи может быть без вопроса:

В вазе лежало 2 яблока, мама положила в неё еще 3 яблока. Покажите, сколько теперь яблок лежит в вазе.

Чтобы облегчить детям составление математической записи по рассказу, сначала составляют предметную или графическую модель. В предметной модели (материальной, реальной) используют те же предметы, о которых идет речь или их реальные изображения, то есть, например, берем дидактический материал(яблоки), выставляем его на наборное полотно. Но чаще вместо реальной модели составляют графическую модель, в которой реальные предметы заменяют условными обозначениями ( фишки, значки). Обычно в качестве их используют геометрические фигуры. Разные объекты можно обозначить:

а) разными геометрическими фигурами (различными по форме);

б) одинаковыми фигурами, но разного цвета (по цвету);

в) одинаковыми фигурами, но отличными по размеру (различными по размеру).

Учитель показывает различные графические модели, не замыкаясь на одном виде.

Ребенок должен объяснить модель (это главное). Например: к данному рассказу выберем в качестве условного обозначения круги.

Модель можно рисовать, а можно выкладывать на парте, доске.

1) помимо объекта на модели должны быть

показаны действия, операция.

? В данном случае это объединение (можно

использовать круги Эйлера).

2)

 

3)

 

?
Можно изобразить по-разному, лишь бы это было понятно детям. Позднее составляют условно-схематический чертеж на отрезках. Сначала в нем отраженно взаимно-однозначное соответствие. Например, 2 яблока изобразить отрезком длиной в 2 см., а потом добавили еще 3 яблока:

Затем в схему вносятся условия, но в такой

 
 
схеме не отражено взаимно-однозначное

соответствие.

Такую схему можно использовать, когда числа большие.

Затем, опираясь на графическую модель, составляем знаковую модель или символическую, то есть, составляем выражение или равенство. Например: по 1-й графической модели составляем выражение и объясняем, как это делают. Для этого под моделью записывают или выставляют карточки с цифрами и знаками действий:

Сколько было яблок сначала?(2)-карточка с цифрой 2

 

Сколько яблок добавили? (3)-выставляем карточку с цифрой 3

 

 


После этого обсуждаем арифметическое действие, которое выполняем (это главное). Так как, яблоки положены в одну вазу, их соединили (объединили; сам термин объединение не вводится), то в математике говорят, что выполнили сложение,это обозначается знаком «+», который соответствует действию сложения. Выставляем карточку со знаком «+».

И только в последнюю очередь находим значение этого выражения, то есть, сумму (а можно и не находить). Так как, дети пока не знают приемов сложения, то результат либо пересчитываем по модели, либо присчитываем, либо можно использовать знания детей о составе чисел, полученные в дошкольный период и в начале 1 класса.

2+3=5

2 вид.Увеличение данного множества на несколько предметов.

Это похожая ситуация на 1-ую, но со словами «увеличили на…» или «стало больше на...»

Например, в вазе было 2 яблока, мама положила в неё еще несколько яблок, и тогда в вазе стало на 3 яблока больше. Покажите, сколько яблок в вазе стало?

При составлении модели переформулируем рассказ в 1-й вид. Для этого выясним, сколько яблок было?(2). Сколько яблок добавила мама, если их количество увеличилось на 3?(3), было 2 яблока, добавили 3.После этого изображаем модель (будем аналогично 1-ому виду).

1)

 


2)

 

3)

 


Затем составляют запись:

2+3=5

3 вид. Увеличение множества, равночисленного данному на несколько предметов.

Например, в вазе было 2зеленых яблока, а красных на 3 больше. Покажите, сколько красных яблок было в вазе

- было 2 зелёных яблока, а красных на

3 больше, то есть столько же, да

Ещё 3.

 


з.ябл.

?


 
кр.ябл

 

 

То есть красных 2. да ещё 3. Следовательно. К 2-м нужно прибавить 3. Далее можно найти значение этого выражения. 2+3=5

Такие математические рассказы обычно составляются по рисунку, причем сначала используют 3 рисунка в ряд. М1М ч.1 стр.25-27.

Картинки с кошками

Что было? Что произошло? Что стало?

По картинкам составляют запись. Позднее вместо 3-х картинок используют 2

Что было? Что стало?

А затем учат составлять рассказы по 1-ой картинке. Сложность в том, что она может изобразить, то, что было и то, что стало. Главное при работе с математическим рассказом, это составление математической записи, а в ней главное- выбор арифметического действия. То есть главное, чтобы ребята могли обосновать, почему они выбрали это действие. Для обоснования выбора действия используют такие 3 способа:

1. ориентируются на действие, производимое в рассказе, т.е. на глагол. Например, яблоки положили в эту же вазу, т.е. добавили, соединили или птицы прилетели…В этом случае выполняется сложение.

2. ориентируются на увеличение количества в результате выполняемого действия. Например, т.к. яблоки добавили в вазу, то их число стало больше. Следовательно, надо складывать.

3. ориентируются на понятие целое и части. Т.к. в данном случае из 2-х частей составляют целое, то надо складывать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: