Семантическая характеристика




 

Мы выше писали о классификации эпитетов с данной позиции. В лирике данного автора присутствуют все эти группы эпитетов. Рассмотрим их непосредственно на примерах.

ЗООМОРФНЫЕ ЭПИТЕТЫ

По сравнению, например, с количеством бытовых эпитетов у Ахматовой, состав зооморфных эпитетов у нее не столь велик.

Зооморфизм (от греч.zoo—животное и morphe—форма)—представление богов, людей, предметов и явлений в образах животного мира. Следовательно, зооморфные эпитеты—это характеристика предмета, явления, движения души через образы животного мира.

Самым явным эпитетом из этой области у Ахматовой является

 

Это рысьи глаза твои, Азия,

Что-то высмотрели во мне,

Что-то выдразнили подспудное…

Здесь она будто не познает мир, а узнает когда-то виденное. Приехав в Азию, не лирическая героиня открывает ее, но Азия открывает героиню.

Ахматова расскажет, как в Азии ее «поймало в сети» одиночество и как «глаз столетний» глядит на нее сквозь глаза хозяйкиного кота. Ахматова познает мир, чтобы обрести в нем свое «я». Мы видим не просто сравнение Азии с рысью, а то, что Азия заманивает, поглощает. Вообще, Ахматовой присуще называть вещи своими именами, но часто она использует то или иное образное средство для номинации чего-то явного через признак, который кажется явным только ей самой. Она почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное - их подробной разработкой.

Сравнивая любовь, чувство, которое всегда жило в ней, в ее творчестве, с миром животных, Ахматова пишет так:

 

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует.

(«Любовь»)

И пусть здесь эпитет не выражен прилагательными, видно, что Ахматова характеризует любовь то как змейную, то как голубиную. Для чего? Поэтесса показала через данное определение то качество этого чувства, как его многоликость: любовь бывает не только верная, чистая, но и настолько ядовита, насколько сладка.

Но сравнивала Ахматова с животными не только душевные качества, но и себя саму:

 

В белом поле я тихою девушкой стала,

Птичьим голосом кличу любовь.

(«Ты поверь…»)

Вообще, «птичьи» эпитеты—самые распространенные у Ахматовой: это и крики аистов и ворон, и «крылатый» Бог, и «небо цвета вороновой стали», и «острый крик отсталых журавлей», «и я не могу взлететь,/ а с детства была крылатой», «ставши лебедем надменным» и др. Образ птицы (например, голубя, ласточки, кукушки, лебедя, ворона) глубоко символичен. И эту символику использует Ахматова. В ее творчестве «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом. Но именно ее, свободы, в жизни всегда не хватает.

Если продолжать разговор о зооморфных эпитетах у Ахматовой, то здесь следует отметить, что редко автор употребляла зооморфизмы, но довольно часто находим мы у нее наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным. Например,

 

Там малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом (ср. лохматый медведь);

И что память яростная мучит…(ср. яростный волк);

Мы хотели муки жалящей…(ср.жалящая оса);

Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой…(ср. насторожившийся зверь) и др.

Мы видим, что зооморфный эпитет «в руках» у Ахматовой переливается всеми оттенками значений, что придает ее стихам не только загадочную символичность, но и подчеркнутую выразительность.

ПРИРОДНЫЕ ЭПИТЕТЫ

Данная группа эпитетов занимает самое значительное место в лирике Ахматовой и по своей численности, и по своему качеству.

Не только среди людей, но и среди природы она ощущает себя одним из природных начал и потому чувствует себя двойником не только многих человеческих сестер, но и «родной сестрой заречных ив». «Серебряная ива»—один из любимых ее двойников («И, благодарная, она жила со мной всю жизнь»).

Ей соприродны журчащие воды, крапива и лопухи. Внятен «иволги всегда печальный голос», понятен «голос ветра».

Существование Ахматовой давно вписано в мир. Ее сознание сопрягает лики людей с природными ликами стихий. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой нет пейзажей.

Природа для поэтессы—способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Это подтверждается ахматовскими строками:

 

Ива на небе пустом распластала

Веер сквозной.

Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!..

Не надо мне души покорной,

Пусть станет дымом, легок дым,

Взлетев над набережной черной,

Он будет нежно-голубым.

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло,

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

Ахматова по-своему умеет пользоваться природными эпитетами—они у нее часто точны, что нисколько не умаляет их роли как выразительно-образных средств: «озерным водам отдал лик», «внимает шорохам зеленым», «пускай умру с последней белой вьюгой» и т.д.

Но не только посредством природных характеристик Ахматова умела подчеркнуть всю значимость того или иного явления, но и, наоборот, посредством человеческих качеств она как никто другой умела описать природные явления, наделить абстракции и неодушевленное одушевленными качествами.

АНТРОПОМОРФНЫЕ ЭПИТЕТЫ

Как и предыдущая группа эпитетов, данная разновидность эпитетов довольно широко представлена в поэзии Ахматовой.

В строках «как нестерпимо бела/ штора на белом окне» слово «нестерпимо» употреблено в привычном значении, а как оттенок (ср. нестерпимая боль).

Не ей дано носить в себе образ дома, а дом следит за ней «прищуренным, неблагосклонным оком».

У Ахматовой мы видим как сочетается порой несочетаемое: «огненный недуг», «исчерпанная тьма», «неизбежные глаза», «тоскующая скрипка», «терпкая печаль», «звенящая оса» и др.

Рассмотрим для примера, как предстает у Ахматовой широко распространенный в поэзии образ луны.

В «Новогодней балладе» месяц, заскучав, «бросил в горницу тусклый взор» (не его созерцают, а он видит картину ночного пира).

В «Реквиеме» «Желтый месяц входит в дом». Он соглядатай. Лик его индивидуализирован и страшен: «Входит в шапке набекрень».

В стихотворении «Одни глядятся в ласковые взоры» поэт говорит о муках совести. Обличитель ее—месяц («спокойный и двурогий стоит свидетель»).

Когда же в «Поэме без героя» Ахматова пишет:

 

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл,--

То это никак не пейзаж, Месяц—знаковый символ. Все стихии одушевлены.

Можно подытожить тем, что Ахматова не просто жила сама, она наполняла жизнью, сознанием, чувствами все, ее окружавшее.

ЦВЕТОВОЙ ЭПИТЕТ

Ему принадлежит одно из значительных мест в поэтических произведениях Анны Ахматовой. Она не только одушевляла, она и окрашивала. Если говорить о месте колоризмов в ее лирике, то им следует отвести более 30% из общего количества ахматовских эпитетов. Каждое второе ее стихотворение имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет.

Эпитеты, определяющие ценность предмета (как-то: красивый, безобразный, счастливый, несчастный и т. д.), встречаются редко. Эта ценность внушается описанием образа и взаимоотношением образов. У Ахматовой для этого много приемов. Укажем некоторые: сопоставление прилагательного, определяющего цвет, с прилагательным, определяющим форму:

 

…И густо плющ темно-зеленый

Завил высокое окно.

Или:

 

…Там малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

повторение в двух соседних строках, удваивающее наше внимание к образу:

 

…В снежных ветках черных галок,

Черных галок приюти.


Цветовых определений очень много в стихах Ахматовой, и чаще всего для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии. Например,

Вижу выцветший флаг над таможней

И над городом желтую муть.

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора.

Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь.

Белый – это цвет невинности и чистоты. Белый цвет символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, неиспорченность, неискушенность. Белый жилет придает облику изысканность, белое платье невесты означает невинность.

Человек, которого притягивает белый цвет, стремится к совершенству, он постоянно в поисках самого себя. Белый цвет – символ творческой, жизнелюбивой натуры.

На Руси белый цвет – любимый цвет, это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет повсеместно присутствует в национальных одеждах и орнаментах. Он также является маргинальным, (то есть символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни). Символом этого являются и белый наряд невесты, и белый саван умершего, и белый снег.

Но белый цвет имеет кроме радостной и свою печальную сторону значений. Белый – это и цвет смерти. Недаром такое время года, как зима, ассоциируется со смертью в природе. Земля покрывается белым снегом, словно саваном. Тогда как весна – это зарождение новой жизни.

Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Во-первых, белый – цвет любви у Ахматовой, олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад».

«Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках:

 

Я голубку ей дать хотела,

Ту, что всех в голубятне белей,

Но птица сама полетела

За стройной гостьей моей.

(«Муза ушла по дороге», 1915).

Белая голубка – символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.

«Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти:

 

Как белый камень в глубине колодца,

Лежит во мне одно воспоминанье.

(«Как белый камень в глубине колодца», 1916).

День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой:

 

В белый рай растворилась калитка,

Магдалина сыночка взяла.

(«Где, высокая, твой цыганенок», 1914).

Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «заалелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.

Голубой цвет —признак светла, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.

Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень—все это эпитеты Ахматовой.

Немаловажную роль в лирике Ахматовой играют и другие цвета и их оттенки: «нежно-голубой дым», «рябина желто-красная», «звезды матово-бледны», «темно-синий шелковый шнурок», «равнодушно- жёлтый огонь» и др.

Проанализировав лирику Ахматовой с точки зрения колористики, можно сделать следующий вывод: цветообозначения у нее выполняют смысловую, описательную и эмоциональную цели. Так, смысловая функция заключается в актуализации различных приращений смысла; описательная— в том, что цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримым, выпуклым; эмоциональная же особенно интересна: цвета-символы у Ахматовой являются своего рода «проекцией» душевного состояния ее лирического героя. Детали-символы были необходимы автору для того, чтобы усилить лирическую основу произведения, более четко подчеркнуть то или иное настроение и, несомненно, привнести в произведение символическую загадку.

БЫТОВЫЕ ЭПИТЕТЫ

В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые "сделаны" буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи "растут из сора", что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.

 

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

Так и в этом раннем стихотворении. Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини? Ведь самое главное - боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хоку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения.

Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: