Общая характеристика института усыновления как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей




Введение

Современный этап жизни человечества показывает усиление роли социально-гуманитарного знания и образования.

Система социогуманитарного школьного образования считает своей задачей формирование и развитие личности на основе современных представлений о гуманизме. Основы социальных наук составляют ядро школьного социогуманитарного образования, куда входит и правоведение. Таким образом, правовые знания являются обязательным компонентом школьного обществоведческого образования.

Цель школьного правового образования состоит в передаче правовых ценностей новым поколениям в учебном процессе. Человек, ребёнок, семья, материнство, детство - вот те самые высшие социальные ценности любого общества и государства, уважение к которым необходимо закладывать со «школьной скамьи».

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения. Причем именно государство в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. Это «золотое правило» является естественным, но в жизни его приходится оберегать силой государства. В Семейном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 марта 1996 года, ст. 54 п.2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей. Детская безнадзорность и беспризорность влечет за собой увеличение числа правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности (14 лет). Так, за 6 месяцев 2015 года правоохранительными органами округа зарегистрировано порядка 220 сообщений о преступлениях, из них совершенно непосредственно несовершеннолетними 36%, и в отношении несовершеннолетних - 64%.

В настоящее время, по оценке министерств и ведомств РФ, таких детей в нашей стране около 5 млн. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 10%. Остальные дети лишены родительского попечения по субъективным причинам (невыполнение родительских обязанностей, отсутствие желания у родителей создать нормальные условия для своего ребенка). Следует уточнить, что из указанного количества (по состоянию на 01.10.2005 г.) 545 тыс. детей состоит на воспитании в семьях граждан, 375 тыс.- под опекой и попечительством, 8607- в приемных семьях, 160 тыс.- усыновлены посторонними гражданами, в детских домах семейного типа - 420 детей, более 200 тыс. воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях.

В 2004 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состояло 276 тыс. семей, в которых проживало 425 тыс. детей. Комиссиями рассмотрено более 256 тыс. дел в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей. Из 35231 дела, переданного в суд, 27538 - дела о лишении родительских прав, 3763 - об ограничении дееспособности, 3982 - об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав. Таким образом, эти данные подтверждают, что проблема социального сиротства остается крайне острой и масштабы этого явления еще до конца не осознаны.

В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации важное значение.

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Наиболее предпочтительной формой социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.

Однако, сложившаяся сегодня в России ситуация указывает на то, что в государстве и обществе остается еще достаточно неразрешенных задач, реализация которых позволила бы приблизиться к тому, что право ребенка, оставшегося без попечения родителей надлежащим образом защищено и реализуется в повседневной жизни.

В число указанных проблем входят отсутствие:

- центров, учреждений по оказанию бесплатной психологической помощи, оказываемой лицам, желающим усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей. Поскольку только специалист вправе и сможет не только оказать своевременную помощь, но и при необходимости научить, как справиться с той или иной психологической ситуацией;

- доступной и подробной информации о брошенных детях и о том, каким образом они могут быть устроены в семью (усыновлены);

- у потенциальных приемных родителей возможности вплотную познакомиться с теми родителями, кто уже взял ребенка;

- консультаций и обучений граждан, решивших усыновить ребенка.

Ряд положений, выработанных судебной практикой, требует теоретического осмысления и критического анализа. Поскольку, процедура усыновления остается уязвимой в части предоставления и сбора информации о детях, подлежащих усыновлению. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране, влияющая на уровень жизни населения, приводит к тому, что установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере. Поэтому в работе не только обосновываются теоретические положения об усыновлении, но и освещается практическая значимость такой формы устройства, как для усыновляемых детей, так и для будущих усыновителей, представлен анализ международной и российской практики об усыновлении, выявлены тенденции развития усыновления как формы постоянного устройства ребенка в семье.

Даже несмотря на то, что российским законодательством детально разработан институт усыновления, все равно существуют определенные проблемы, о которых автор упомянул ранее и в связи, с которыми, данная тема не теряет своей актуальности.

Так, Беспалов Ю. Ф., Антокольская М. В., Кабышев О. А. и другие в своих трудах о семейно - правовом положении ребенка в РФ затрагивают общие вопросы прав несовершеннолетних. Однако, по моему мнению, данную тему нужно исследовать в свете задач, стоящих перед обществом, а именно: защита прав несовершеннолетних должна стать заботой не только государственных органов и учреждений, но и общественных организаций, объединений, коммерческих структур - одним словом консолидацией всех позитивных сил в государстве, направленных на создание системы профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних, развития системы усыновления как способа судебной защиты прав ребенка.

Нечаева А. М., Кустова В. В., Дюжева О. А. и другие рассматривают ряд вопросов, касающихся детской беспризорности как социально опасного явления, усыновления детей иностранными гражданами и проблемы законодательства о международном усыновлении, тайны усыновления. При этом в недостаточной мере уделяют внимание исследованию вопроса о социальных причинах негативной практики усыновления и возможных вариантах их разрешения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования является институт усыновления как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной работы является исследование вопросов правового регулирования института усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в контексте его истории и перспектив развития.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность института усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Проанализировать историю развития российского законодательства об усыновлении.

3. Рассмотреть вопросы правового регулирование усыновления в Российской Федерации в соответствии с действующим семейным законодательством.

4. Разработать адаптированный к преподаванию в школе элективный курс «Основы института усыновления», отвечающий целям и задачам современного школьного правового образования.

Методическая часть дипломной работы весьма актуальна.

Во-первых, она отвечает целям и задачам российского школьного правового образования; во-вторых, разработана на основе государственного стандарта полного среднего образования по праву, с учетом требований, предъявляемых к профильному образованию в современной школе. И в-третьих, представляет самостоятельный элективный курс «Дети, оставшиеся без попечения родителей: усыновление», нигде ранее непредставленный.

Элективный курс, построенный на основе единства теории и практики, ориентирован на формирование ключевых компетенций в социально-правовой сфере, на развитие интеллектуальной работы школьников с социально-правовой информацией (критическое мышление).

Цель методической части дипломной работы заключается в разработке элективного курса, отвечающего целям и задачам современного школьного образования в области права, а также адаптации сложного правового материала для преподавания в школе.

Нормативную базу исследования составили: Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Семейный кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановления Правительства РФ: от 1.05.1996 г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительства), взять в приемную семью», от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства», от 04.11.2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» и др.

Эмпирическую базу исследования составили Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации: от 4.07.1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» и от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, исторический, системный) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический).

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. В первой главе представлена общая характеристика института усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрываются понятие и сущность данного правового института, его становление на протяжении истории и развитие на современном этапе. В соответствии с действующим семейным законодательством во второй главе исследовано правовое регулирование института усыновления. Третья глава является методической, в которой раскрываются цель, содержание современного школьного правового образования, а также разработан элективный курс «Основы института усыновления».

 

 

Общая характеристика института усыновления как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: