Понятие и сущность института усыновления




Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком. Независимо от причины отсутствия родителей ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию.

В Семейном кодексе РФ (далее СК РФ) общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121. В этой же статье СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) Смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Основанное на положениях СК РФ законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке Ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г..

Конвенцией о правах ребенка, принятой Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции). СК РФ в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка (п. 3 ст. 1 СК РФ) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 СК РФ). Правовой институт усыновления, является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 // Российская газета. - 2006. - 3 мая.. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно ст. 123 СК РФ определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Усыновление (удочерение) (далее - усыновление) по сравнению с иными формами семейного воспитания наиболее полно отвечает интересам детей и поэтому является приоритетной формой воспитания детей, лишившихся родительского попечения (ст. 123 СК РФ).

Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах. Вместе с тем в России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, о чем более подробно будет рассказано в специальной главе. Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению.

В законодательстве и в юридической литературе под усыновлением иногда понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем (его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта усыновления. Усыновление можно рассматривать как один из способов судебной защиты прав ребенка. Поскольку основной задачей усыновления является реализация прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту. Наконец термин «усыновление» используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования отношений по усыновлению, и определяет порядок установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения. В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке как институт семейного права. По своему назначению институт усыновления глубоко гуманистичен. Он призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание для детей, не имеющих родителей или лишившихся родительского попечения по другим причинам.

Соответственно настоящая работа построена исходя из особенностей выбранной тематики, с учетом действующего законодательства и мнения различных ученых на проблемы усыновления.

Итак, что же представляет собой усыновление как одна из наиболее привлекательных форм устройства детей?

Действующий СК РФ не дает единого легального определения усыновления, и это правильно.

Вместе с тем законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей (разд. 6 СК РФ), и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121, 123, 124 СК РФ).

По смыслу СК РФ, усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей Ст. 124 СК РФ от 8 декабря 1995 г. // Правовая система Консультант Плюс..

Систематическое толкование норм СК РФ не оставляет сомнений в том, что законодатель рассматривает форму воспитания как родовое понятие по отношению к форме устройства, т.е. форма устройства есть элемент формы воспитания. Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания. Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

1) усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

3) усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

4) усыновление - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

5) усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. 6 СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности и преимущества усыновления заключаются в следующем:

1) При усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и новую полноценную семью. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка.

Вместе с тем усыновление не преследует каких-либо имущественных целей, которые могут иметь место в приемной семье, так как на содержание усыновленного ребенка государство не выплачивает специального пособия;

2) усыновители наделяются максимальным объемом прав и обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребенка, а также по защите его прав и интересов, что позволяет в полной мере восполнить ребенку утрату родительского попечения. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении, максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье П.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».. При усыновлении ребенок в большей степени защищен материально, так как имеет право на получение содержания от усыновителей и не утрачивает право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей Ст. 138 СК РФ от 8 декабря 1995 г. // Правовая система Консультант Плюс. и т.д.;

3) усыновление, по общему правилу, носит бессрочный характер, а его отмена возможна только в судебном порядке. Бессрочность отношений между усыновителями и усыновляемыми вносит в семью стабильность, основательность, что также способствует соблюдению интересов ребенка.

В СК РФ подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы, как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью СК РФ устанавливается судебный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовавшего в соответствии со ст. 98 КоБС административного порядка усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ определены постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»..

Таким образом, можно сделать вывод: правовая сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретения усыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителями и ребенком возникают правоотношения подобные таким как между родителями и детьми.

Поскольку факт усыновления порождает правовые последствия, приравненные к правовым последствиям, вытекающим из кровного родства, хотя в действительности усыновитель и усыновленный не являются родственниками по происхождению, постольку этот факт можно считать социальным родством. В результате усыновления возникают не только правовые, но и фактически близкие отношения, создание которых и является основной целью усыновления. Необходимо отметить, что родство как происхождение одного лица от другого или от общего предка может быть признано или не признано, но отнюдь не создано законом. Действительно, отношения усыновителя с усыновленным приравниваются законом Ст. 137 СК РФ от 8 декабря 1995 г. // Правовая система Консультант Плюс. к родственным, однако в результате усыновления возникают не только правовые последствия, но и все фактические отношения. Имеются в виду отношения, складывающиеся между усыновителем и усыновленным, не подлежащие правовому регулированию (взаимная привязанность, любовь, иные личные взаимоотношения) в результате усыновления.

Семейные правоотношения содержат элементы лично-доверительного характера, что в ряде случаев препятствует их регламентации с исчерпывающей полнотой. Например, психологические отношения между супругами, а также между родителями и лицами, заменяющими их, с одной стороны, и детьми (усыновленными) - с другой, содержат большой простор для допущений, догадок, предположений.

Как известно, по общему правилу, усыновленный ребенок становится сыном или дочерью в семье усыновителей, хотя не был рожден ими. Юридический статус ребенка включает права и обязанности, равные с родными детьми и по объему не меньшие, чем у родных детей.

1.2 История развития института усыновления в России (анализ законодательства)

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшийся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

Памятники греко-римского законодательства, входящие в состав Кормчих книг Неволин К. История российских гражданских законов. - СПб., 1851. - Т. 1. - С. 51. , свидетельствовали о том, что император Леон Философ дозволял женщинам принимать посторонних детей, хотя бы они и никогда не рождали их, и не требовалось получать дозволения от императора, а лишь необходимо было разрешение высшего местного начальства. Усыновление совершалось особым церковным обрядом.

В этом виде усыновление существовало до времен правления Петра Великого. Так, Закон Петра Великого о единонаследии содержал положение о том, что последний в роду, т.е. не имевший ни потомков, ни родственников мужского пола своей фамилии, для ее сохранения обязывался все свое родовое имение передать одной из своих родственниц, с тем чтобы муж ее принял его фамилию. Этот акт иногда рассматривался как усыновление, из него в дальнейшем развивалось усыновление в дворянском сословии.

То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Развитие законодательства об усыновлении приходится на период царствования императора Александра I. Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале 19 в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба» Свод законов Гражданских: Т. 10 / Полный свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1903. . Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи. Уже в 1817 г. появилось правило о том, что усыновлять разрешалось не только одного ребенка, но и нескольких с присвоением им и фамилии усыновляющих, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был обойден ближайший наследник, который по законам мог бы иметь предпочтительное перед другими право на получение недвижимого наследственного имения. Недвижимое имущество распределялось между усыновляемыми в равных долях.

На основании этого закона и частных примеров в продолжение Свода законов за 1832 - 1834 гг. были предложены новые нормы об усыновлении дворянами следующего содержания: ст. 99 - «дворянам, не имеющим ни потомков, ни сродников мужского пола той же фамилии, дозволяется усыновление ближайших своих законнорожденных родственников через передачу им при жизни своей фамилии и герба или присовокупление оных к их фамилии и гербу». Усыновление производилось не иначе как с Высочайшего соизволения Ст. 100 Свода законов гражданских: Т. 10 / Полный свод законов Российской империи: в 16 т. - СПб., 1903.. Разрешалось усыновлять нескольких лиц с присвоением им всем фамилии усыновляющего Там же. - Ст. 101.. При этом в качестве условия не требовалось, чтобы усыновляемый был обязательно сиротой, но при живых родителях усыновление допускалось только с их согласия Там же. - Ст. 102. . Данное положение сохранило свое значение и в современном законодательстве. Кроме того, устанавливалось, что усыновляемые наследовали по общим законам Там же. - Ст.103..

В 1815 г. была подтверждена сила Сенатского указа 1744 г., предусматривающего закрепление подкидышей и не помнящих родства за их воспитателями. При этом предписывалось, что в числе воспитателей будут такие, которые не имеют права на владение крепостными людьми (к ним относились личные дворяне, священно- и церковнослужители, купцы, мещане и крестьяне), их зачисляли в число казенных поселян, а воспитываемых приписывали к тому званию, к которому принадлежали сами воспитатели. На основании этого постановления законодательство об усыновлении лицами податных состояний получило дальнейшее развитие. Так, в частности, предусматривалось, что приписка воспитанников к семейству воспитателей рассматривалась как действие, которым заменялось усыновление между лицами податных состояний. Во исполнение данного постановления был принят Указ от 21 сентября 1815 г. «О подкидышах и не помнящих родства», распространявшийся на сирот, принятых на воспитание, и не помнящих родство свое круглых сирот всех податных состояний без различия, а в отношении к воспитателям и на свободных хлебопашцев.

По общему правилу приписка к семействам сирот податного состояния должна была осуществляться с ведома городских и мирских обществ, но их согласие на приписку сирот не требовалось Неволин К. История российских гражданских законов. - М., 1995. - Т. 1. - С. 383, 392.. Приписка сирот к сословию свободных хлебопашцев осуществлялась с ведома их обществ. Отказ общества не преграждал права принять сироту на воспитание, но в этом случае общество не обязывалось наделять его участком земли и приемыш должен был довольствоваться только участком, принадлежащим тому семейству, к которому он причислен. При принятии на воспитание сирот, помнящих свое родство, строго отслеживалось, чтобы воспитатели податного состояния не приписывали в своих семействах других, кроме сирот податного состояния. Эти правила не изменяли положения о незаконнорожденных, подкидышах и вообще сиротах, по рождению или по воспитанию своему принадлежавших военному ведомству, и потому они должны были поступать в военно-сиротские отделения. Подкидыши, принимаемые и воспитываемые солдатами, в чистой отставке состоящими, или солдатскими вдовами, не принадлежавшими к военному ведомству, могли быть причислены к любому состоянию, кроме крепостных, по усмотрению воспитателей.

Законодательство предусматривало ряд мероприятий для предотвращения всякого рода злоупотреблений. Так, в частности, действовало правило: в отвращение подлога, могущего быть при принятии сирот на воспитание, как в сокрытии известного происхождения сироты, который по своему происхождению не должен был быть приписан к семейству изъявляющего на то желание воспитателя, общество наделялось правом наблюдать за установленным порядком усыновления. В этом состояла суть общего закона об усыновлении между лицами податных состояний.

Вышесказанное позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, законодатель того времени различал факт принятия именно на воспитание в семью и собственно усыновление. Первое напоминает современный институт приемной семьи, а второе, по существу, представляет усыновление. Кроме того, уже тогда устанавливался контроль за процедурой усыновления в лице городских и мирских обществ, причем можно усмотреть конкретные составы преступлений в сфере усыновления в виде подлога и укрывательства Тельберг Г.К. вопросу об улучшении судьбы незаконнорожденных. О внебрачных детях по новому закону от 3 июня 1902 г. в связи с постановлением о них западноевропейских гражданских кодексов // Сборник статей по истории семейного права. - СПб, 1903. - С. 30..

Следующая группа лиц, которые могли быть усыновителями, - это купцы.

Вскоре после издания общих правил об усыновлении лицами податных состояний в 1828 г. было постановлено: приемыши, воспитываемые купцами в установленном порядке усыновления, до вступления их в совершеннолетие не будут числиться в купеческом звании, вводиться в семейный капитал и облагаться платежом повинности. Но соответственно по достижении совершеннолетия они наделялись этими правами. В 1835 г. были изданы следующие правила: купец, его брат или сын, не имеющие детей, могли взять на воспитание или усыновить приемыша и ввести его во все права, принадлежащие законным детям.

Для усыновления требовалось наличие определенных документов: о подкидыше, не помнящем родства, от городской полиции получали информацию, был ли он окрещен, если принимал христианство, то когда ему были даны фамилия, имя, отчество; о воспитаннике, знающем, от кого он рожден; от Духовной Консистории запрашивали сведения о времени его рождения и крещения и от полиции - о том, чей он именно сын, законно или незаконно он рожден, кем из родителей отдан на воспитание и находятся ли родители в живых, если да, то необходимо было получить их согласие на усыновление.

После получения таких свидетельств воспитатель представлял их в магистрат того города, где он был записан в купеческом звании. Магистрат рассматривал документы и прошения, и если оказывалось, что находящийся на воспитании не являлся незаконнорожденным сыном того лица, у кого на воспитании он находится, и не принадлежал по своему рождению к военному ведомству, тогда магистрат издавал постановление как об усыновлении воспитанника, так и о введении его во все права, принадлежащие законным детям, но, не приводя постановление в исполнение, представлял его вместе с документами на рассмотрение гражданскому губернатору. Губернатор рассматривал представление магистрата вместе с документами, на основании которых представлял свое мнение Правительствующему Сенату. Если Сенат находил, что все установления на этот предмет соблюдены и законного препятствия к усыновлению нет, то он давал свое разрешение на приведение постановления магистрата в исполнение, и тогда воспитанник купца, купеческого сына или брата принимал фамилию своего воспитателя и вводился во все права, принадлежащие родным детям.

В 1845 г. существующие законы были дополнены постановлением о том, что воспитанники и приемыши купцов, имеющих звание потомственных почетных граждан, при усыновлении ими к почетному гражданству не причислялись, а возводились в это звание только в том случае, когда сами приобретали право на звание.

Особенные правила усыновления были установлены для лиц прочих податных состояний, кроме купцов.

В 1835 г. постановление об усыновлении лицами податных состояний, кроме купцов, было дополнено положением о том, что Государственный Совет, имея в виду, что для лиц податных состояний усыновление заменяется припиской к семействам, счел необходимым существующий порядок усыновления мещанами дополнить правилом о том, что такое усыновление в виде приписки к семействам должно было происходить с утверждения Казенных Палат. Таким образом, приписка являлась разновидностью усыновления.

В 1837 г. было дозволено питомцев обоего пола Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов по поступающим просьбам и разрешениям опекунских советов отдавать по-прежнему в усыновление казенным крестьянам, независимо от того, имели они своих детей или нет. В 1844 г. были изданы подробные правила об усыновлении питомцев Санкт-Петербургского воспитательного дома государственными, удельными и дворцовыми крестьянами Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерний.

В 1846 г. военнопленным сторожам при казенных лесах было дозволено усыновлять питомцев воспитательных домов по Высочайше одобренным правилам, установленным для усыновления их крестьянами, и передавать своим сыновьям или приемышам свою должность вместе с домом и хозяйством.

Законодательство исследуемого периода предусматривало возможность усыновления не только российскими подданными, но и иностранцами.

В 1839 г. право усыновлять подкидышей или не помнящих родства своего было предоставлено российским подданным мещанского и сельского звания. Иностранные граждане, проживающие на территории России, но не принявшие ее подданства, могли усыновлять подкидышей с таким условием, чтобы они были крещены и воспитывались в греко-российском исповедании. Исключение устанавливалось для трех Остзейских губерний. В качестве обязательного условия было сохранение усыновленными российского подданства.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что иностранцам разрешалось усыновлять только определенных детей: подкидышей, т.е. брошенных детей, от которых родители отказались; детей, не помнящих своего родства, к которым могли относиться дети, при каких-то чрезвычайных ситуациях потерявшие родителей, душевнобольные дети, т.е. страдающие психическим расстройством. Важно подчеркнуть, что в качестве обязательного устанавливалось требование сохранения детьми российского подданства. Это положение указывает, что уже тогда государство осуществляло контроль над таким усыновлением и одновременно с этим сохраняло правовую связь с ребенком, наделяя его российским подданством. Таким образом, государство защищало своего маленького гражданина, оставляя ему гарантию на возвращение в свое государство.

Вне зависимости от того, кто был усыновителем, процедура усыновления различалась в зависимости от того, усыновляли законнорожденного ребенка или ребенка, рожденного вне закона.

Законодатель долгое время не менял своих позиций относительно незаконнорожденных детей и в целом относился к этому отрицательно. Запрещение усыновления незаконнорожденных распространялось главным образом на привилегированные сословия, низшим же сословиям, для которых брак есть такое же таинство, как и для других, усыновление незаконнорожденных не запрещалось. Очевидно, что не святость брака служила причиной запрещения в первом случае, ибо эта святость имела одинаковую силу для всех сословий. Следовательно, запрещение усыновления было вызвано иными соображениями. Законодатель мог опасаться, что при дозволении усыновления незаконнорожденных детей в привилегированные сословия под видом таковых могли быть записаны и лица, по происхождению принадлежащие к другим сословиям. Таким образом, посредством усыновления незаконнорожденных могло быть увеличено число лиц, пользующихся привилегиями сословия, к которому принадлежал усыновитель. Такой мотив запрещения был обусловлен тем, что дворянам дозволялось усыновлять только своих законнорожденных родственников, и не иначе как с Высочайшего разрешения. Напротив, мещанам, крестьянам и солдатам дозволялось усыновлять всех, кого они захотят, и законнорожденных и незаконнорожденных. Очевидно, что чем большими правами наделено сословие, тем труднее было в него попасть незаконнорожденным детям, и, следовательно, не религиозные соображения затрудняли усыновление высшими сословиями.

Начало улучшению легальной судьбы внебрачных детей было положено Законом от 12 марта 1891 г., которым было дозволено узаконение их через последующий брак. Дальнейший шаг был сделан Законом от 3 июня 1902 г., который представлял собой первый цельный законодательный акт об этих детях. В нем впервые заменяется легальный термин «незаконнорожденные» более мягким - «внебрачные». Наследственные права внебрачных детей были тесно связаны с общим взглядом законодателя на этих детей и положением их в семье родителей. Наследственные права внебрачных детей определялись при издании Свода законов: незаконнорожденные дети, хотя бы они и были воспитаны теми, кто именуется их родителями, не имеют права на имя и фамилию отца и законное после него или после матери своей наследство в имуществе Ч. 1 Ст. 136 Свода законов гражданских: Т. 10 / Полный свод законов Российской империи: В 16 т. - М., 1903.. Новый закон основывался на разграничении собственности на родовую и благоприобретенную. Такое положение предопределило уменьшение наследственных прав внебрачных детей по отношению к детям родным. От законной доли доля внебрачных детей в недвижимом имуществе составляла 13/14, в движимом - 7/8. Новеллой Закона от 3 июня 1902 г. было то, что он не только дозволял, но и облегчал использование этого закона для усыновления. Так, хотя им не отменялось запрещение усыновления лицами, имеющими собственных или узаконенных детей, это ограничение не касалось усыновления собственных внебрачных детей. Наличие своих законных или узаконенных детей этому не препятствовало. В этом случае необходимо было получить согласие другого супруга на усыновление. Согласию супруга закон придавал настолько большое значение, что если его не было в живых, то до достижения его законными детьми совершеннолетия усыновление вообще не допускалось. Данный закон не предусматривал условие относительно обязательной разницы в возрасте в 18 лет между усыновителем и усыновленным, а также о том, что усыновителю должно быть не менее 30 лет. Такие ограничения не распространялись на усыновление внебрачных детей.

Следующее новшество сводилось к тому, что хотя по общему правилу и требовалось согласие родителей усыновляемого, но при усыновлении внебрачного ребенка необходимо было согласие матери лишь в том случае, если она значится в метрической записи о его рождении или если происхождение от нее ребенка удостоверено судом Тельберг Г. К вопросу об улучшении судьбы незаконнорожденных. О внебрачных детях по новому Закону от 3 июня 1902 г. в связи с постановлением о них западноевропейских гражданских кодексов // Сборник статей по истории семейного права. - СПб, 1903. - С. 30, 32.. Непременное требование согласия матери, материнство которой не установлено, затрудняло бы усыновление.

Дозволение усыновления внебрачных детей открывает путь для существенных улучшений в их судьбе. Путем усыновления внебрачный ребенок мог приобрести личное почетное гражданство или быть причисленным к купечеству, он мог наследовать в благоприобретенном имуществе не только после матери, но и после отца, если последний был усыновителем, и, таким образом, получал значительно больше прав, чем внебрачное неусыновленное дитя Там же. - С. 35..

Закон проявил больше решительности, предоставив, матери родительскую власть над ее внебрачными детьми. Что касается отца, то связь его с внебрачным ребенком, напротив, слабее, он привлекался к выплате алиментов только тогда, когда у матери не было средств или их было недостаточно. Алиментарная обязанность не подлежала переходу к наследникам родителей, что, конечно, недостаточно обеспечивало права внебрачных детей.

Внебрачные дети наследовали только после матери. Поскольку существовали различия в законодательстве между родовой и благоприобретенной собственностью, внебрачные дети наследовали только в благоприобретенном имуществе матери.

В дореволюционном законодательстве выделялся еще один прием в крестьянском быту, соединенный с усыновлением, - так называемое примачество. Так, по сути, называли усыновление в крестьянском быту, но оно существенно отличалось от других видов усыновления. Такое усыновление допускалось, когда у усыновителя не было родных детей или когда сыновья отделились от отца и обзавелись своим хозяйством. Усыновлять дозволялось <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: