индуктивный и дедуктивный.




Индуктивный подход предполагает оценку материальности отдельно для каждой статьи, а затем суммирование оценок, с тем чтобы определить общую материальность. Но такой подход следует применять с большой осторожностью, так как ошибка по отношению к одной статье отчетности может быть несущественной, а по отношению к другой статье — материальной (существенной).

Дедуктивный подход предполагает определение материальности для бухгалтерской отчетности в целом или отдельного ее раздела, а затем распределение оценки по отдельным статьям отчетности, с тем чтобы определить объем работ по каждому счету. Используя дедуктивный подход, можно избежать ситуации, когда сумма оценок материальности по отдельным статьям превышает допустимую величину для отчета о финансовых результатах, баланса или отчета о движении денежных средств.

Для выработки однозначных подходов к определению уровня существенности в каждой АФ необходимо выработать систему критериев и соответствующий порядок расчетов и оформить их внутрифирменным стандартом или методикой.

Определяя существенность, а-р не обязан обсуждать с клиентом ее уровень, т.к., в первую очередь он определяет для себя объем работы и те риски, которые он готов принять. В то же время расчет существенности и порядок ее уточнения в ходе проверки оформляются в виде отдельного рабочего документа (таблицы) и являются частью рабочих документов а-ра.

Пример практического определения уровня существенности.

Наименование показателя Значение показателя, грн Доля, % Существенность, грн
       
Прибыль     750 н
Доход от реализации без НДС     1916 в
Валюта баланса      
Собственный капитал      
Общие затраты      

 

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(750 + 1916 + 1803 + 1443 + 1427): 5 = 1468 тыс.' руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(1468 — 750): 1468 х 100% = 48,9%, т. е. почти вдвое.

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(1916 — 1468): 1468 х 100% = 30,5%.

Поскольку значение 750 тыс. руб. отличается от среднего значительно, а значение 1916 тыс. руб. — не так сильно и, кроме того, второе по величине значение 1803 тыс. руб. очень близко по величине к 1916 тыс. руб., принимают решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее значение, а наибольшее — оставить. Новое среднее арифметическое составит:

(1916 + 1803 + 1443 + 1427): 4 = 1647 тыс. руб

Полученную величину допустимо округлить до 1700 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения существенности. Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:

(1700 — 1647): 1647 *100% = 13,2%,

 

Если отбросить верхнюю границу:

Ср арифм 1355,75

Кроме того, аудитору следует предложить руководству проверяемой организации внести в установленном порядке исправленные проводки по устранению замеченных им нарушений. В случае, сели отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемой организации с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогом проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Все замеченные ошибки заносятся в документ, который называется «Лист существенности». Ведение этого документа позволяет избежать кумулятивного эффекта.

 

 

2. Аудиторский риск

Важными элементами аудиторской деятельности при планировании аудита являются оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

Аудиторская деятельность при проверках бухгалтерских отчетов экономических субъектов непосредственно связана с риском для бизнеса (предпринимательским риском) и аудиторским риском.

Риск для бизнеса состоит в том, что аудитор или, аудиторская фирма может потерпеть неудачу из-за взаимоотношений с клиентом, даже если аудиторское заключение, представленное этому клиенту, справедливо. Риск для бизнеса аудитора или аудиторской фирмы зависит от следующих факторов: финансового состояния клиента; характера видов деятельности клиента и связанных с ним хозяйственных операций; уровня квалификации администрации и учетного персонала клиента; сроков проведения аудита; репутации аудиторов и имиджа аудиторской организации.

Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность может содержать невыявленные существенные ошибки или искажения после подтверждения ее достоверности, или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле их нет.

Обзор литературы по данной проблеме показал, что большинство авторов считают, что АР состоит их трех компонентов:

- ВХР

- РК

-РНО

ВХР- выражает вероятность существования ошибки, т.е. это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность ФО существенным ошибкам. (При установлении уровня ВХР не принимается во внимание РК). В самом начале аудита аудитор может лишь приблизительно оценить уровень ВХР. Оценивая его он должен учесть следующие факторы (см табл) Оценка каждого компонента риска оформляется отдельными рабочими документами

Оценка факторов, оказывающих влияние на внутрихозяйственный риск

Название фактора Средняя экспертная оценка
Система налогообложения предприятия  
Законодательная и нормативная база в сфере хозяйственной деятельности  
Экономическая ситуация в отрасли  
Характеристика бизнеса клиента  
Честность администрации  
Профессионализм администрации  
Внутренние конфликтные ситуации на предприятии  
Операции с дочерними предприятиями и совместная деятельность  
Проникновение нелегального бизнеса  
Давление на аудитора с целью ускорения проверки  
Использование кредитов банка  
Формы расчетов на предприятии  
Судебные процессы  
Реорганизация предприятия и продажа имущества  
Уровень конкуренции  
Заинтересованность администрации в увеличении прибыли (объема продаж)  
Использование новых технологий  
Возможность контроля со стороны собственников  
Зависимость предприятия от покупателей  
Связанные лица и операции с ними  
Система оплаты труда на предприятии  
Уровень квалификации кадров  
Место расположения предприятия  
Экологическая ситуация  
Др. Факторы  
   

аудиторы, как правило, консервативны в своих оценках. Обычно ВХР устанавливается значительно выше 50%

 

РК – представляет собой оценку аудитором эффективности СВК клиента в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки.

Если СВК неэффективна, то риск приближается или равен 100%.

На этот вид риска влияют следующие факторы

ФАКТОРЫ Средняя оценка
Компетентность контрольного персонала  
Организация системы учета и внутреннего контроля  
Кадровая политика и переподготовка работников  
Правильность отражения операций в учете  
Наличие службы внутреннего контроля  
Методы административного контроля  
Контроль за документацией и ее сохранностью  
Цель и задачи проведения контроля  
Подчиненность контрольного персонала  
Наблюдение за выполнением контрольных процедур  
Предварительное проведение внешнего контроля  
Своевременность проведения внутреннего контроля  
Наличие технических и технологических средств контроля  
Объем выборки для проведения контроля  
Текучесть кадров  
Изменения в нормативной и законодательной базе в сфере учета  
Наличие договоров о материальной ответственности  
Наличие и соблюдение процедур контроля  

 

РН – выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки.

РН определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать

На первые два фактора аудитор не может влиять. Для того, чтобы привести АР к приемлемому уровню (0-5%), аудитор может изменить РН как?????

Зависимость между компонентами аудиторского риска

Показатели Риск контроля
Высокий средний Низкий
Внутрихозяйственный риск Высокий
самый низкий

низкий

средний

Средний
низкий

средний

высокий

Низкий  
средний

высокий

самый высокий

 

АР = ВХР * РК* РН

РН = ПАР/ ВХР * РК

     

АР= ВР * РВК * РЗК* РН

где АР - аудиторский риск;

ВР - внутренний риск;

РВК - риск внутреннего контроля;

РЗК - риск внешнего контроля;

РН - риск невиявления ошибок.

АR= IR* CR* AR* SR*NSR

где IR - внутренний риск;

CR - риск контроля;

AP - риск аналитических процедур;

SR - риск виборки;

NSP - не выборочный риск.

АР = ВР * РК* РТО*РАО

где РТО – риск тестов оборотов

РАО – риск аналитического обзора

 

 

Между степенью аудиторского риска и уровнем существенности. имеется обратная зависимость:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: