Фольклор 13. Малые фольклорные жанры: загадка.
Загадка представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа), на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы загадку
В древнейших загадках отражалась мифическая символизация; поэтический образ служил здесь для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.
Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.
Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.
Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.
|
В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.
Этнография 13. Интерьер деревенского дома
ИНТЕРЬЕР ДОМА - внутреннее пространство жилого помещения. Включает конструкцию и объемные формы внутреннего помещения, его структуру, меблировку, освещение, расстановку вещей в доме. Разнообразные предметы обихода, утварь, подсобный инвентарь, мебель, ткани, съестные припасы занимали в системе интерьера свое место, образуя между собой и в отношении отдельных частей дома функциональную и композиционную взаимосвязь.
В 1860 - 1870-х гг. деревенские дома были с 2-3 небольшими окнами, которые на ночь обычно закрывали изнутри деревянными задвижками. Средний размер дверей 145 x 100 см. Справа или слева от входа располагалась печь без дымохода. Около печи находился печной инвентарь: кочерга, ухват, сковородник, лопата и др.
В некоторых местах устье печи выходила в прихожую(курные печи), где делали хозяйственный закуток и куда выносили печной инвентарь, часть посуды и другие вещи домашнего обихода. Над устьем печи закреплялся перекладину (передвижки), на которой сушили одежду, ткань, травы. Против печи у входа располагался хозяйственный уголок. На стене висела кухонная полка с посудой, рядом - лыжачник (деревянная планка с гнездами для ложек и головастиков), у двери на крючках - повседневная верхняя одежда (кожух, куртка). Часть помещения от печи до торцовой стены занимал спальный помост. На нем лежали набитый сеном или соломой сенник, подушки, покрывала.
|
Под потолком вдоль стен крепили по две параллельные тонкие жерди, на которых лежали инструменты ткачества, шерсть и лен, пряжа, заготовки из дерева, кожи, овощи.
Вдоль окон (почти на всю длину стен) ставили скамьи. На пересечении скамеек, в углу иногда ставили хлебную бочку-символ достатка и благополучия. Угол (бажница) (красный угол) - наиболее важное место в доме, посвященное традициям духовной жизни. Она выполняла важную роль в повседневных обычаях и обрядах. В углу развешивали иконы, облаченные образцовыми полотенцами (набожниками).
Размещался угол по диагонали от печи. Этот обычай соответствовал народным представлениям о структуре вселенной. В углу стоял застеленный скатертью стол, на нем обычно оставляли хлеб, соль, прикрытые полотенцем или скатертью. За обедом вся семья садилась за стол, в углу занимал место хозяин, возле него по старшинству другие домашние
Кроме скамеек и полочек широко применялись скамьи, табуреты. Пол в домах был земляной или деревянный. Иногда деревянный пол настилали лишь около угловой стены. Зимой деревенкий дом превращалась в ремесленную мастерскую. В долгие вечера при свете лучника или свечи здесь делали ложки и посуду, плели лапти, пряли, ткали, шили одежду, вышивали.
После отмены крепостного права произошли заметные изменения в народном быту и культуре, что отразилось и на организации крестьянского жилья. Курные печи повсеместно заменили на «чистые», или «белые», с дымоходами. Увеличились размеры окон с застекленными рамами. Пол настилали досками. Сводчатый (арочный) потолок уступил место современному горизонтальному. Вместо спального пола (или вместе с ним) использовали деревянные кровати.
Постепенно исчезли полати(спальные места из досок под потолком). Значительную роль в художественном оформлении домашнего интерьера играли предметы образцового ткачества (покрывала, ковры, скатерти, полотенца). Стены домов нередко обтесывали изнутри, что давало возможность более полно выявить естественную фактуру дерева и его декоративные свойства.
Интерьер в значительной степени отражал социальное положение хозяев, их семейные традиции.