Этнография 13. Интерьер деревенского дома




Фольклор 13. Малые фольклорные жанры: загадка.

Загадка представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа), на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы загадку

В древнейших загадках отражалась мифическая символизация; поэтический образ служил здесь для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

 

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Этнография 13. Интерьер деревенского дома

 

ИНТЕРЬЕР ДОМА - внутреннее пространство жилого помещения. Включает конструкцию и объемные формы внутреннего помещения, его структуру, меблировку, освещение, расстановку вещей в доме. Разнообразные предметы обихода, утварь, подсобный инвентарь, мебель, ткани, съестные припасы занимали в системе интерьера свое место, образуя между собой и в отношении отдельных частей дома функциональную и композиционную взаимосвязь.

В 1860 - 1870-х гг. деревенские дома были с 2-3 небольшими окнами, которые на ночь обычно закрывали изнутри деревянными задвижками. Средний размер дверей 145 x 100 см. Справа или слева от входа располагалась печь без дымохода. Около печи находился печной инвентарь: кочерга, ухват, сковородник, лопата и др.

В некоторых местах устье печи выходила в прихожую(курные печи), где делали хозяйственный закуток и куда выносили печной инвентарь, часть посуды и другие вещи домашнего обихода. Над устьем печи закреплялся перекладину (передвижки), на которой сушили одежду, ткань, травы. Против печи у входа располагался хозяйственный уголок. На стене висела кухонная полка с посудой, рядом - лыжачник (деревянная планка с гнездами для ложек и головастиков), у двери на крючках - повседневная верхняя одежда (кожух, куртка). Часть помещения от печи до торцовой стены занимал спальный помост. На нем лежали набитый сеном или соломой сенник, подушки, покрывала.

Под потолком вдоль стен крепили по две параллельные тонкие жерди, на которых лежали инструменты ткачества, шерсть и лен, пряжа, заготовки из дерева, кожи, овощи.

Вдоль окон (почти на всю длину стен) ставили скамьи. На пересечении скамеек, в углу иногда ставили хлебную бочку-символ достатка и благополучия. Угол (бажница) (красный угол) - наиболее важное место в доме, посвященное традициям духовной жизни. Она выполняла важную роль в повседневных обычаях и обрядах. В углу развешивали иконы, облаченные образцовыми полотенцами (набожниками).

Размещался угол по диагонали от печи. Этот обычай соответствовал народным представлениям о структуре вселенной. В углу стоял застеленный скатертью стол, на нем обычно оставляли хлеб, соль, прикрытые полотенцем или скатертью. За обедом вся семья садилась за стол, в углу занимал место хозяин, возле него по старшинству другие домашние

Кроме скамеек и полочек широко применялись скамьи, табуреты. Пол в домах был земляной или деревянный. Иногда деревянный пол настилали лишь около угловой стены. Зимой деревенкий дом превращалась в ремесленную мастерскую. В долгие вечера при свете лучника или свечи здесь делали ложки и посуду, плели лапти, пряли, ткали, шили одежду, вышивали.

После отмены крепостного права произошли заметные изменения в народном быту и культуре, что отразилось и на организации крестьянского жилья. Курные печи повсеместно заменили на «чистые», или «белые», с дымоходами. Увеличились размеры окон с застекленными рамами. Пол настилали досками. Сводчатый (арочный) потолок уступил место современному горизонтальному. Вместо спального пола (или вместе с ним) использовали деревянные кровати.

Постепенно исчезли полати(спальные места из досок под потолком). Значительную роль в художественном оформлении домашнего интерьера играли предметы образцового ткачества (покрывала, ковры, скатерти, полотенца). Стены домов нередко обтесывали изнутри, что давало возможность более полно выявить естественную фактуру дерева и его декоративные свойства.

Интерьер в значительной степени отражал социальное положение хозяев, их семейные традиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: