История сов.дет.журналистики до 90х




После Октябрьской революции в детской журналистике происходит качественно новый поворот.

Значительную роль в становлении детской периодической печати после 1917 года, в очень трудное для страны время, сыграл основанный Максимом Горьким в 1919 году первый советский детский журнал «Северное сияние».[Арзамасцева]

В «Северном сиянии» была провозглашена основная линия деятельности советской детской журналистики: «В предполагаемом журнале мы – по мере сил и возможностей – будем стремиться воспитать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам новой науки, к великой задаче искусства – сделать человека сильным и красивым», - писал М. Горький в «Слове к взрослым».[ Абросимова, Г.В. ][Арзамасцева]

Ввести читателя в невиданную жизнь, где «плавится темная руда прошлого, куются новые формы жизни и смелый взор человека смотрит в будущее уверенно», редакция предполагала с помощью писателей, способных объяснить 9— 12-летне-му ребенку смысл происходящего «талантливо, умело, в формах, легко усвояемых». Такими авторами в журнале были сам М. Горький, А.П.Чапыгин, В.Я.Шишков, И.Я.Воинов. [ Арзамасцева]

Как отмечают некоторые исследователи (И.Халтурин, Л.Колесова), журнал страдал декларативностью и нередко художественной примитивностью многих прозаических и особенно поэтических произведений. В нем почти невозможно было встретить индивидуальный, запоминающийся образ, не было системы в отборе материалов. И все же это был первооткрыватель новой тематики в детской литературе, причем на его страницах нашли воплощение и продолжение прогрессивные традиции русской детской литературы — стремление приобщить маленького читателя к реальной жизни, внушить ему веру в человека, его силы и возможности. Из-за недостаточного материального обеспечения и неудачной реализации изначальной концепции журнал просуществовал всего два года. [ Арзамасцева]

Таким образом, с первых дней советская детская журналистика приобрела четко выраженную общественную направленность и злободневность. Общественно-политические, организиационные и познавательные материалы в журнале гораздо сильнее, чем литературные. [Абросимова]

«Революционизировать» своих читателей - в этом видели цель и смысл своей деятельност первые советские детские журналисты. [Абросимова]

Современная детская журналистика, ее функции, принципы, закономерности творческого метода опираются на те публицистические основы, которые были заложены в годы становления партийно-советской, комсомольской и детской пионерской прессы. [Абросимова]

Подчиняясь общим законам журналистики, она выполняет те же функции, что и вся партийно-советская пресса: выступает средством «социального общения» и «социального управления», средством идеологического влияния на сознание своей аудитории и взаимодейтсвия с ней, формирующим и выражающим мнение своей аудитории на базе систематической информации по актуальным для нее вопросам. [Абросимова]

Строгая документальность, точность фактов, четкая идеологическая направленность – эти законы детской журналистики актуальны и для детской прессы. [Абросимова]

Но закон занимательности также один из основных законов, и проблема привлечения читательского внимания детской аудитории стоит острее, чем во взрослой прессе. [Абросимова]

В советский период существовала следующая типология детский журналов по читательскому назначению:

Для октябрят издавались журналы: «Мурзилка», «Веселые карт инки», «Колобок»;

Для пионеров: «Пионер», «Костер», «Юный натуралист»;

Для старшеклассников: «Юность», «Ровесник» и др. [Абросимова]

Идеологизация – основная черта, определявшая тематику журналов и дававшая общее настроение. Партия и правительство активно управляли сознанием подрастающего поколения, воплощая идеи марксистской теории воспитания нового типа человека.

Политика была стилем жизни послереволюционного поколения. На улице, в школе, в магазине ребенок встречался с определенным набором символов, и понятий, изменявшим его сознание. Вполне естественно, что ребенок, читая детский журнал, узнавал эти понятия и усваивал определенные модели поведения. На страницах создавался образ идеального ребенка, юного ленинца и пионера. (сильно отичается от 90х гг, образ ребенка не идеален, нет элементов патриотического воспитания)

Душа ребенка, пережившего на ранних этапах свей жизни войну, революцию, голод, оказавшегося в среде взрослых проблем и бытовой неустроенности очень ранима. Противоречивость его натуры выражается в том, что частью он остается во взрослом мире со свими детскисм наивными понятиями и интересами, а частью живет миром взрослых, по-своему воспринимая его и в нем участвуя.

Зрелость ребенка прослеживается в специфичности тем и вопросов, задаваемых на стр.дет.ж-в. (Р-з мальчик и Ленин, где дети затеяли игру на полит.собрании)

Полит.напрвленность проявлялась в структуре журнала. На первой странице – не обращение редактора и не рубрикатор, а политический обзор во внутр.и вне.состоянию страны, либо статья посвященная юбилею одному из вождей партии.

В самом журнале появлялись вопросы истории октябрьской революции, гражданской войны, жизнеописания вождей, полит. Лозунги.

Приметы времени отчетливо проступают в дет.журналах. Бытовизм – характр.черта жур-в 20х гг. Авторы стремились не только развлечь, но и обучить полезным навыкам – как правильно мыть полы, как убирать комнату, правильно перехордить дорогу, узнавать время и тп

Журналы развивали не только умственные способности, но и его производственные навык. Умение матсерить, выстругать лыжи и тп, поделки из подручных средств, рубрики «сделай сам»

Разделы шарад загадок и ребусов –умение логически мыслить, развите детского воображения

Стихи и рассказы на тему труда и профессий. Детей приучали к труду, труд считался почетным.

«Животный мир» - вечная детская тема

[Белкина Соц заказ]

Значительную роль в становлении детской периодической печати после 1917 года, в очень трудное для страны время, сыграл основанный М. Горьким в 1919 году журнал «Северное сияние». В открывавшем первый его выпуск «Слове к взрослым» М. Горький писал: «В предлагаемом журнале мы — по мере сил наших — будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и красивым». Ввести читателя в невиданную жизнь, где «плавится темная руда прошлого, куются новые формы жизни и смелый взор человека смотрит в будущее уверенно», редакция предполагала с помощью писателей, способных объяснить 9— 12-летнему ребенку смысл происходящего «талантливо, умело, в формах, легко усвояемых». Такими авторами в журнале были сам М. Горький, А.П.Чапыгин, В.Я.Шишков, И.Я.Воинов.

Много внимания журнал уделял воплощению в жизнь горьковской идеи воспитания в детях уважения к творческому труду. В публиковавшихся очерках и статьях, рассказах и стихах неизменно присутствовала мысль, что труд — начало всех начал, создатель духовной и материальной культуры, главный творец человеческой личности. Рассказы, сказки, научно-популярные очерки составляли содержание отдела «Клуб любознательных», тоже направленного на реализацию замысла воспитывать в детях уважение к всепобеждающей силе человеческого разума. Однако далеко не все, что было задумано, было осуществлено. Как отмечают некоторые исследователи (И.Халтурин, Л.Колесова), журнал страдал декларативностью и нередко художественной примитивностью многих прозаических и особенно поэтических произведений. В нем почти невозможно было встретить индивидуальный, запоминающийся образ, не было системы в отборе материалов. И все же это был первооткрыватель новой тематики в детской литературе, причем на его страницах нашли воплощение и продолжение прогрессивные традиции русской детской литературы — стремление приобщить маленького читателя к реальной жизни, внушить ему веру в человека, его силы и возможности. К сожалению, журнал просуществовал всего два года — из-за нехватки бумаги, и редакция его не смогла полностью реализовать свои замыслы.

В том же 1919 году возник и журнал «Красные зори». Хотя вышли всего два его номера, он интересен тем, что предпринял попытку установить тесную взаимосвязь с читателем. Впоследствии многие наши детские периодические издания широко использовали такую форму общения со своей аудиторией. При этом журнале создавался детский творческий актив, организован был сад-клуб. Однако непреодолимые в тот период материальные трудноcти быстро положили конец интересным начинаниям. Подобная же участь постигала и многие другие то и дело возникавшие детские журналы, искавшие новые формы и методы общения с читателем: «Юные товарищи», «Барабан», «Юные строители».

Альманах «Воробей» появился в Петрограде в 1923 году. Главной целью его организаторов было наметить направления, по которым должна была развиваться детская литература. Возникло это издание при Студии детской литературы Института дошкольного образования. Здесь собралась группа писателей, вскоре соcтавившая основной костяк детской литературы советского периода: В.Бианки, Б.Житков, Е.Данько, Е.Шварц, С.Маршак. Последнего, взявшего на себя наибольший труд по организации работы альманаха, глубоко не удовлетворяла «вневременность» многих его материалов. В попытках преодолеть разрыв с жизнью Маршак пришел к мысли создать детский журнал «Новый Робинзон». Начались напряженные поиски форм подачи материалов, поиски авторов, в том числе и «взрослых» литераторов. Первые большие успехи журналу принесла регулярно появлявшаяся на его страницах «Лесная газета», которую и набирали, и верстали по-газетному. Автором ее был Виталий Бианки, биолог по образованию. Как он признавался в эссе «Отчего пишу про лес», у него «была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно».

И в других разделах журнала нередки были материалы, исполненные столь же трепетного отношения к предмету изображения, будь то художественная литература, обзор новых детских книг, рассказы о достижениях науки или повествование о путешествиях и географических открытиях. Их авторами выступали «бывалые люди», досконально знавшие то, о чем они рассказывали, и стремившиеся передать свою увлеченность детям. Здесь кроме В.Бианки начинали свою писательскую жизнь Б.Житков, М. Ильин и др. Авторами «Нового Робинзона» были и уже проявившие себя литераторы — К.Федин, Б.Лавренев, Б.Пастернак, В.Каверин. Как отмечает историк детской литературы И.Лупанова, этот журнал стал местом рождения новых писателей, новых жанров, новых журнальных форм подачи материалов детям.

Получившие широкую популярность у детского читателя журналы «Чиж» (1928—1935) и «Ёж» (1930—1941) выходили в Ленинграде в одной и той же редакции, во многом продолжавшей традиции «Нового Робинзона». «Чиж» предназначался малышам, а «Ёж» — детям постарше. Сотрудниками этих изданий и авторами были люди талантливые, яркие: С.Маршак, Н.Олейников, Е.Шварц, Б.Житков, Е.Чарушин, литераторы, входившие в группу ОБЭРИУ — Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н.Заболоцкий, ставшие великолепными мастерами детского стихосложения. Они делали веселые, наполненные юмором, пародийностью и мягкой сатирой журналы. Однако при этом редакция их очень ответственно относилась к вопросам детского воспитания и стремилась не только формировать у своих читателей высокие морально-нравственные установки, но и сделать их заинтересованными и деятельными участниками происходящих в стране событий. Такие задачи привели к тому, что в журналах появились произведения публицистического направления — соответственно возрасту читателей. В оригинальной и острой очерковой форме Н.Олейников, Б.Житков, М.Ильин старались рассказать детям о важных событиях, происходивших в стране.

На страницах «Ежа» печатались и произведения, которые можно отнести к жанру психологической детской прозы. Это, например, были рассказы Н.Заболоцкого, В.Каверина, Б.Житкова. Новые формы материалов заставляли редакцию искать и какие-то иные решения в их иллюстрировании и размещении на страницах журнала. Свое оригинальное слово здесь сумели сказать такие художники, как Н.Радлов, Н.Тырса, В.Лебедев, А. Пахомов. Можно сказать, что их деятельность художников-журналистов, обладавших обширной эрудицией и отличным знанием происходивших вокруг событий, не имела до этого аналогов в детской периодике.

Публицистика вначале была основным жанровым направлением московского детского журнала «Пионер». Он и задуман был как общественно-политическое издание для читателей пионерского возраста. С течением времени, однако, все большее место на его страницах начали занимать материалы общественно-художественного характера. Большую роль в этом сыграл его редактор Б. Ивантер, который сумел объединить вокруг журнала лучшие литературные силы страны. На страницах «Пионера» можно было встретить имена К.Чуковского, С.Маршака, Р.Фраермана, К.Паустовского, В.Каверина, Л.Пантелеева. Л.Кассиль опубликовал здесь свою широко известную повесть «Кондуит и Швамбрания». Тесно сотрудничал с журналом А. Гайдар. Он не только печатал на его страницах свои произведения («Пусть светит», «Голубая чашка», «Комендант снежной крепости», «Тимур и его команда»), но и активно переписывался и встречался с читателями.

Писательница Н.Ильина, ряд лет стоявшая во главе журнала, отмечала, что произведения Гайдара, по существу, определяли характер этого издания.

Арзамасцева

«В противоположность старому детскому журналу, который нащупывал пержде всего индивидуального ребенка, новый детский журнал ориентировался на определенную читательскую публику, на организованных детей» - [Марголина]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: