Детская журналистика в 90-2000х




Вторая половина 80-х—90-е годы — время переустройства всей жизни страны. Главных вопросов, поставленных перед общественным сознанием, было три. Во-первых, отношение к СССР и культуре советского прошлого. Во-вторых, воссоединение отечественной культуры, разорванной идеологами на советскую и несоветскую. В-третьих, разрушение «берлинской стены» между отечественной культурой и культурой капиталистического мира и отказ от двухполюсного понимания мировой культуры.

Общедоступен стал андерграунд. В субкультуру детства попали стихи и песни Игоря Иртеньева, некоторых рок-певцов, «митьков» (питерских художников-поэтов). Типичный герой андерграун-да — маргинал, новый «маленький человек» с артистическим отношением к миру. Более всего повлиял на детскую литературу 80— 90-х годов, особенно на поэзию, Олег Евгеньевич Григорьев (1943 — 1992); его сборник «Говорящий ворон» (1989) задал тон внедидактической игровой поэзии. С его именем связывают развитие полуфольклорного жанра «садистских» стихов, возводя их к единственному раннему стихотворению поэта об электрике Петрове.

Полоса «черного» юмора (заполнившаяся главным образом благодаря Григорию Бенционовичу Остеру (род. 1947) с его «Вредными советами» и пр.), с одной стороны, поделила детскую литературу на советскую, в которой ничего подобного быть не могло, и постсоветскую. С другой — она служила переходом к темам, прежде табуированным, — насилия, страха. «Ужастики» в стихах и прозе, смешные и по-настоящему жуткие, сделались модным увлечением читателей самых разных возрастов.

Система жанров стремительно менялась, отражая изменения во взрослой литературе. Любовный роман для мамы и такой же — для дочки, детектив для папы и детектив для сына. Происходило дублирование и взаимопроникновение взрослой и детской литератур, путались границы детского и недетского. Так, сказочник Э.Н.Успенский «проводил» XX век публикацией «исторического повествования» «для среднего возраста» (без обязательного в таких случаях

 

В конце 90-х годов «игровая литература», сложившаяся на основе авангардизма, достигла пика своего развития, но она все сильнее противоречила постперестроечным настроениям, все больше отставала от хода событий в стране и мире1. К тому же в обществе возник культ образования, и большинство родителей и педагогов ждало от детской книги систематически изложенных знаний — в виде разнообразных энциклопедий, а не «бесполезных», с их точки зрения, эксцентричных стихов и сказок.

В «перестроечные» годы в литературе и искусстве преобладал ретроспективный взгляд на действительность. Прошлое занимало умы гораздо больше, чем настоящее и будущее. Разочарование в «перестройке», наступившее во второй половине 90-х годов — с апогеем экономического, социального и военно-политического кризиса, привело к смене вектора. Не прошлое, а будущее, стремительно вторгающееся в настоящее, ломающее даже то, что уцелело в «перестройку», завладело умами. Приметы XXI века — новшества науки, техники, социального устройства, общественных отношений, искусства — вытесняют явления, которые еще десятилетие назад были знаковыми. Категория времени все больше привлекает детских писателей (например, в прозаических сказках Ильи Ильича Шурко «Секундочка», Тима Собакина «Заводной мир» сюжет образует остановка, сбой времени).

Уже не борьба с остатками партийного администрирования в литературе занимает писателей, а противодействие «дикому» торгово-издательскому бизнесу, который обескровил детскую литературу. Возник эффект коммерческой «цензуры», не пропускающей к читателю ничего, что отличается от так называемого «формата» легко продаваемых изданий. Главными заказчиками детских изданий сделались продавцы, хотя их власть пытаются «обуздать» библиотекари, педагоги и просвещенные родители. Возникло понятие «проект»: издательство теперь уже не просто печатает подходящую рукопись, чаще всего заказанную автору, оно еще до получения «литературного продукта» разрабатывает план продвижения книги или книжной серии на рынок. Примеры успешных западных «проектов», таких как романы Дж.К.Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере, берут на вооружение российские издатели. Писатели, обладающие талантом и профессионализмом, но маловостребованные «диким» рынком, пишут под «проект» (например, Дмитрий Александрович Емец (род. 1974), создавший серию повестей-сказок о девочке-волшебнице Тане Гроттер). Легкость, с какой авторы работают в «формате», только подчеркивает перекос между потенциалом литературных сил и реальностью изданий. Кроме того, возникает проблема ответственности писателя перед собственным талантом и целым поколением детей. Управление литературно-издательско-торговым процессом — дело новое, оно должно изжить свои недостатки и начать приносить реальную пользу, не только в денежном выражении, но и в социальном, духовном плане.

Перемена угла зрения сказалась и в том, что нормальное развитие юных поколений стало пониматься через воспитание свободной индивидуальности. Сказочник и сценарист Сергей Георгиевич Георгиев (род. 1954) даже защитил

(учебник Арзамасцевой)

Сегодня российская пресса включает в себя издания для детей и издания самих детей, подготовленные при участии их непосредственного участии. В первых особенно заметен процесс дифференциации изданий по интересам аудитории. Это связано с тем, что в современных условиях появляется у ребят возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к определенным сферам деятельности или науки, отраслям материального либо духовного производства – технике или науке, литературе и ли искусству, бизнесу или предпринимательству. Наряду с традиционными центральными детскими изданиями, такими как журнал «пионер», или газета «пионерская правда, с каждым днем появляется все больше изданий адресованных юной аудитории. Среди них детская деловая газета» -- первая в России иллюстрированная газета для юных бизнесменов (1992)», музыкальная литературно-художественная газета «Радость» (1993), познавательно-художественные журналы карманного формата для детей и подростков «наш лицей», «стригунок», журнала комиксов «мозаика»(1993).

Детская пресса, претерпевающая структурную и типологическую перестройку, все больше учитывает разнообразные интересы, склонности и потребности своей аудитории, предоставляет ребятам возможность выбора.

 

В последнее время наряду с центральными детскими изданиями для детей и подростковой выпускается около сотни газет и журналов разного уровня. Среди юнкоровский издании можно выделить газеты «Глагол» (Москва), «Стена» (Пушкин), «Авоська» (Глазов), «Веселый ветер» (Пятигорск), «Барабашка» (Воркута). Эти газеты имеют официальных учредителей, издателей, и печатаются типографическим или компьютерным способами. Руководят ими опытные журналисты или педагоги, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровскизх газет проф.уровень.

В связи с повсеместным возникновением новых детских изданий, юнкоровских пресс-центров произошла перестройка в сфере традиционного издателя, занимающегося выпуском детской периодики. Впервые за долгую истории. Существования детской прессы в нашей стране появились альтернативные организации – производители информационного процесса: акционерное общество «молодая гвардия, союз журналистов Москвы, информационное детское агенство «Юнпресс», рекламно-издательский дом «Имидж. В состав учредителей изданий, как правило, входят юр.органы и организации и реже физ.лица. Детские издания полностью отказались от принадлежности к какой-либо организации. В большинстве своем они выходят как независимые газеты и журналы для детей и подростков.

Условия издания и распространения центральной и юнкоровской прессы различны. Если центральные газеты имеют тираж от 20 до 50 тыс. экз. и распространяются по всей территории России, то у юнкоровских изданий небольшой тираж – от 1 до 3 тыс. экз., и сфера их распространения ограничивается отдельными районами, городами, а иногда и учреждениями – колледжами, лицеями, школами. Исключение составляют московские газеты с тиражом от 15 до 18 тыс.экз. и распространяемые по всей России («Глагол», «Юношеская газета»).

Тиражи центральных детских журналов колеблются от 30 тыс. до 100 тыс. экз. Тенденции, связанные с показателями тиража в детской журналистике крайне неустойчивы, они во многом отражают состояние экономики в нашей стране.

Становление новых типов изданий, таких как городская и районная детская газета – примета времени. Детская пресса в условиях развития рыночных отношений стремиться приблизиться к проблемам реальной жизни детей и подростков,, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребят появилась уникальная возмоность выбирать из потока адресованной им информации именно те издания, которые вызывают у них и иинтерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбрать верну дорогу в жзини..

В последнее время наблюдаются изменения в преиодчиеости, объеме и оформлениии детских изданий. На смену традиционной ежедневной газете для детей и подростков пришли разноообразные, часто многоцветные еженедельные издания и ежемесяные издания.. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные издания значительно увеличились в объеме и содержат множество иллюстративных материалов.

Но наиболее существенные изменения, мвязанные с демократизацие прессы и возникновением конкуренции на информационном рынке, косснулись содердания детских изданий. В новых уловиях для того, чтобы завоевать внимание читатеей, в детских газетах и журналах разоичного уровня открываются новые рубрики, вырабатываются новые специфичекие способы взаимодействия с адуиторие: тематика публикаций постепенно приближается к мнформационным потребностям социально-психологическим особенностям отдельных категорий и групп детской адутирории.

Анализ социологических исследований, проводимых проблемной лабораторией факультета журналистики МГУ, выявил следующие тенденции в развитии детской прессы.

1. Со страниц детской изданий последовательно вытесняются излишне идеологизированные материалы. На смену им приходят публикации, приобщающие ребят к культуре., к общечеловеческим ценностям. Большое внимание уделяется вопросам морали, нравственности, духовному образованию, этике, эстетике, а также проблемах досуга, увлечений подростков. Этому посвящены новые рубрики Пионерской правды: домашняя энциклопедия, народные приметы, музыкальное общество, знаменитые мальчики и девочки.. Характерным приметой времени тало появление в 1993 году детского литературно-художественного журнала «с нами бог»

, посвященного проблемам воспитания в детях оральных категорий: доброты, честности, справедливости, великодушия и тд. В журнале говорится об истории религии, о православных праздниках, традициях русского народа.

2. С каждым днем детская журналистика все шире используется уникальное средство выражения собственного мнения ребят. В газете глагол действуют рубрики «полит.обзор недели в стиле рэп», «тук, тук, новости», в детской деловой газете – лабиринты выбора, в юношеской газете – тихо сам с собою, в материалах которой подростки размышляют о политике и обществе, о смысле жизни, о будущей профессии, своих права и обязанностях, чести и достоинстве, затрагивают сложные социально-психологические проблемы внутригрупповых и межличностных отношений.

3. 3. На страницах детских изданий резко увеличился объем деловой информации. Множество материалов посвящено юным предпринимателям, коммерсантам, арендаторам, различным подростковым производственным объеденениям. В Рубриках «бизнес-бой», «»школа пяточачка – пионерская правда, живые деньги: заработай сам, уцпля продажа:: премудрости рынка – детская деловая газета, школьный рынок – юношеская газета

4. Хап-клаб – глагол др ребятам в доступной форме рассказывают о банках и биржах, акционерных обществах, брокерских и частных фирмах, даются практические советы о том, как начать свое дло, стать предпринимателем, публикуются адреса школ коммерческого профиля, ведутся беседы с юными бизнесменами.

Значительное место в детских изданиях отводится объявлениям и публикациям с элементами рекламы. Эти материалы позволяют не только удовлетворить эстетические запросы ребят, но и приобщить их к труду и отдыху, различным видами деятельности, приглашают подростков на биржу труда «молодежная инициатива».

В центральных детских изданиях заметно увеичилось колчество публикация с элементами игры, моделирующие реальные проблемы вхрослой практической деятельности. Включаюясь в тесты, конкурсы, викторины, турниры, проводимые газетами и журналасм, откликаяь на просьбы редакции вносить предложения об улучшении содержания детских изаний, ребята тем самым мучаствуют в процессе подготовки будущих номеров: придумывают темы, названияЮ рубрики, новые игровые ситуации¸а чтение печатной периодики все более обретает черты творческого процесса, духовно обогащающего личность, развивающего фантазию. Разнообразные игровые формы широко используются в журнала мозаика, стригунок и др

Переориентация детских журналистов детских изданий на творческое взаимодействие с аудиторией делает дет журналистику более демократичной.

В последнее время происходит сближение деятельности детских изданий с наукой. Они используются как важное средство популяризации среди детей основ современных научных знаний – от истории религии и литературы до кибернетики.

 

Таким образом, тенденции развития детской пресс ы в настоящее время обозначилось достаточно четко и определяются общими прогрессивными изменениями в государстве и обществе, демократизацией всех сторон общественной жизни, становлением новых рыночных отношений. Основной специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора – работают сами дети и подростки. Тот факт, что создатели юнкоровских газет и журналов стоят ближе в силу своего возраста и круга интересов к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет этим изданиям стать актуальными, непосредственными, интересными для юного читателя, а главное, непохожими на традиционную детскую прессу. Определенная конкуренция, которая наметилась между юнкоровскими и традиционными направлениями в дет.журналистике, влияет на многие стороны изданий как одного, так и другого направления. Изменяются их структура, содержание, периодичность, объем, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.

(Руденко)

 

ИТОГИИ

Арзамасцевва



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: