Модели финансового регулирования.
Мировая практика, исходя из применяемых регуляторов, выделяет две сложившиеся модели финансового регулирования — кейнсианскую и неоклассическую. Модель, в которой преобладают финансовые методы регулирования, называют кейнсианской экономической политикой. Политика, основанная на денежно-кредитном механизме регулирования, получила название монетаризма.
1. Кейнсианская концепция утверждает, что для рыночной экономики не характерно рыночное равновесие, способное обеспечить полную занятость. Это объясняется склонностью к сбережению части доходов и преобладанию совокупного предложения над совокупным спросом. Поскольку преодолеть склонность к сбережению не реально, государство вынуждено регулировать экономику для воздействия на совокупный спрос посредством увеличения денежной массы, снижения процентных ставок, стимулирования инвестиционной деятельности. Недостаточный спрос компенсируется бюджетным финансированием и общественными работами.
Основные идеи теории Кейнса заключаются в следующих положениях:
Проблемы расширенного воспроизводства должны обеспечиваться не предложением ресурсов, а расширением спроса, который обеспечивал бы реализацию этих ресурсов.
Рыночная экономика не способна к саморегулированию, а потому вмешательство государства — это неизбежность.
Проблемы макроэкономического равновесия для избежания кризисов перепроизводства необходимо решать путем обеспечения равновесия между потребителем и производителем, между занятостью и доходом.
Основным инструментом регулирования признается бюджетная политика, призванная обеспечить занятость рабочей силы и производственного оборудования.
|
Была выстроена следующая логическая цепочка. В случае сокращения покупательского спроса происходит и сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства приводит к разорению мелких производителей, массовых увольнений работников крупными предприятиями, масштабной безработице. В свою очередь, безработица способствует снижению доходов населения как основных покупателей. А это усиливает дальнейшее снижение спроса на товары и услуги, что приводит к хронической депрессии.
В качестве выхода из этого замкнутого круга и оживления национальной экономики Кейнс настаивал на необходимости вмешательства государства, поскольку массовый потребитель не в состоянии этого сделать. В случае если государство предъявит и оплатит крупный заказ предприятиям, то они наберут дополнительную рабочую силу, что приведет к росту потребительских расходов и росту совокупного покупательского спроса. Это будет способствовать росту совокупного предложения товаров и услуг и общему оздоровлению экономики.
Идеи Кейнса получили широкое распространение и признание. Э. Хансен (США) использовал коэффициент мультипликатора в теории экономического цикла, сформулировав вывод, что, увеличивая расходы в периоды спада производства в период кризиса и сокращая их в периоды «перегрева экономики», государство может влиять на экономику и сглаживать циклические колебания занятости и производства.
Придерживаясь этой теории, развитые страны строили свою экономическую политику на протяжении 25 лет вплоть до середины 1970 гг., когда начался нефтяной кризис.
|
Однако последний мировой финансовый кризис 2008 года показал, что, несмотря на отрицание или игнорирование некоторых положений кейнсианства, меры, предпринятые большинством стран для его урегулирования, были преимущественно кейнсианскими.
2. Сущность теории монетаризма заключается в том, что темп роста денежной массы определяет уровень производства, цен, безработицы и другие экономические параметры.
Представители монетаризма считают наиболее эффективным воздействие на экономику через финансовую политику. Они утверждают, что частная собственность, как изначально более стабильная, должна противостоять решениям правительств, как основному источнику нестабильности экономики, посредством устойчивых правил финансовой политики. Значительное место в высказываниях представителей монетаризма занимает теория рациональных ожиданий, обосновывающая, что инфляционные ожидания выступают серьезным фактором ускорения инфляции.
Основные положения монетаризма заключены в следующих положениях:
1. Роль государства в регулировании экономики должна быть ограничена лишь контролем над денежной массой и денежным обращением.
2. Рыночное хозяйство является саморегулирующей системой, поэтому все диспропорции связаны с избыточным вмешательством государства в экономику.
3. Денежная масса воздействует на расходы потребителей, предприятий. Рост массы денег увеличивает рост производства, а при полной загрузке мощностей приводит к росту цен и инфляции.
|
4. Инфляцию следует подавлять всеми возможными средствами, даже и за счет сокращения социальных программ.
5. Темп роста цен должен происходить в зависимости от уровня ожидаемой инфляции и темпа прироста общественного продукта.
6. Диспропорции в рыночном хозяйстве возникают в результате внешнего вмешательства.
7. Число государственных регуляторов следует сократить до минимума, снизив или исключив налоговые, бюджетные регуляторы.
8. В качестве главного регулятора используются «денежные импульсы», т. е. регулярная денежная эмиссия, объем которой должен соответствовать темпу прироста ВВП.
9. Отказ от проведения краткосрочной денежно-кредитной политики в пользу долгосрочной, рассчитанной на постоянное воздействие на экономику.
Согласно этой теории динамика ВВП определяет спрос на деньги, тогда как функция спроса на деньги остается стабильной. Предложение денег не является стабильным, так как зависит от действий правительства, которые сложно предсказать. В долгосрочном периоде реальный объем ВВП остановит свой рост, и потому при изменении предложения денег это не будет никак на него влиять, кроме как влияния на уровень инфляции. Этот принцип получил название нейтральности денег.
Данный принцип был закреплен в монетаристском правиле, которое гласит, что предложение денег должно увеличиваться с такой же скоростью, с какой растет и реальный ВВП. С точки зрения представителей монетаризма постоянно растущее предложение денег будет поддерживать расширяющийся спрос, не увеличивая при этом инфляцию. Соблюдение этого правила позволит устранить непредсказуемое воздействие антициклической денежно-кредитной политики.
Это правило вызвало серьезные возражения со стороны оппонентов — кейнсианцев, которые считали, что не следует отказываться от проведения активной денежно-кредитной политики в силу того, что скорость денег не стабильна, а постоянный рост предложения денег может вызвать значительные колебания совокупных расходов, оказывая дестабилизирующее воздействие на экономику.
Практика использования этих моделей финансового регулирования показала, что наиболее эффективным является сочетание двух этих моделей регулирования экономики. Особенности того или иного периода и стоящие задачи определяют применение либо монетарной либо кейнсианской модели финансового регулирования экономики. Если экономика находится в состоянии замедления роста и депрессии, дополняющейся массовой безработицей и социальной напряженностью в обществе, то используется кейнсианская модель регулирования, позволяющая провести структурные изменения в экономике. Если же экономика находится в состоянии инфляции или стагфляции, нестабильности денежного обращения и национальной валюты, хронического бюджетного дефицита, то преобладает неоклассическая (монетарная) модель регулирования. Однако кризис в экономике обычно приводит к смене моделей регулирования, т. е. им присуща циклическая взаимозаменяемость.
Следовательно, финансовое регулирование государством экономики зависит от колебаний конъюнктуры. При этом при кейнсианской модели осуществляется воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла, в то время как монетаристская модель предполагает борьбу с экономическим циклом как единым целым.
Формы финансового регулирования: прямая (административная), косвенная (экономическая) и смешанная.
Формами финансового регулирования принято обозначать процессы, которые протекают в перечисленных видах. Так, в бюджетном виде регулирования формой является финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом виде формами выступают прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Выделяют три формы финансового регулирования:
1. Прямая (административная) форма регулирования, т. е. прямое воздействие, которое осуществляется посредством нормативно-законодательных актов, ограничений, лимитов и прочих мер.
При прямом финансовом регулировании предусматривается непосредственное воздействие на конкретный объект. К примеру, субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям предусмотрены налоговые льготы в рамках программ поддержки малого предпринимательства или осуществление государственных и муниципальных заказов некоммерческим организациям.
Прямое воздействие на экономические процессы осуществляется посредством: взимания прямых федеральных налогов; финансирования расходов за счет средств бюджета развития; применения сниженных или повышенных ставок налогов и платежей, уплачиваемых в бюджет или внебюджетные фонды; изменения размеров нормативов государственных расходов; штрафов, пени за нарушение финансовой дисциплины. Все это воздействует на доходы субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка.
2. Косвенная (экономическая) форма регулирования, т. е. непрямое, косвенное воздействие с использованием финансовых регуляторов, направленных на создание соответствующих условий для функционирования субъектов экономики.
Косвенные формы регулирования включают косвенное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Косвенное финансовое регулирование осуществляется опосредованно, через воздействие на другие объекты. Например, для оказания финансовой поддержки сельхозпроизводителям в налоговом законодательстве могут предусматриваться более низкие ставки налогов для финансово-кредитных институтов, обслуживающих фермеров и сельхозпроизводителей.
Может использоваться и перекрестное субсидирование, когда эффект от государственной помощи получает субъект хозяйствования, не являющийся объектом финансового регулирования. В частности, в рамках мер поддержки государством сельхозпроизводителей им выделяются субсидии из бюджета для приобретения на льготных условиях сельхозоборудования. Машиностроительные предприятия при этом включают сумму субсидии в цену своей продукции, в результате поддержка оказывается не сельхозпроизводителям, а изготовителям оборудования для сельского хозяйства.
3. Смешанная форма регулирования.
Ксмешанным формам финансового регулирования относят: местные налоги и сборы, неналоговые платежи в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности, нормативы формирования и использования внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Конкретные виды доходов и расходов государства, методы аккумулирования и распределения вместе с процедурой предоставления характеризуют приемы финансового регулирования, а конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Финансовое законодательство и органы, уполномоченные осуществлять регулирование, обеспечивают организационные возможности для проведения финансового регулирования.
В составе типов финансового регулирования выделяют такие составные части, как финансовые, ценовые, кредитные, валютные, оплата труда.
Типы и виды финансового регулирования.
Различают следующие типы финансового регулирования: экономическое и административное.
Экономические регулирование обеспечивает многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создает условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этого регулирования осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Оно влияет не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности.
Административное регулирование основывается на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности; порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).
К видам финансового регулирования относят следующие:
налоговое;
бюджетное;
государственно-кредитное;
таможенно-тарифное;
валютно-финансовое;
внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т. д.).
Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов — сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в отраслях, сферах производства. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, различающихся по своим основаниям. Это позволяет в большей мере охватывать все многообразие видов доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать негативные последствия перераспределения налогов.
Бюджетное регулирование - распределение регулирующих доходов и перераспределение средств (дотаций, трансфертов и т.п.) между бюджетами разных уровней при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях. По существу это - межбюджетное регулирование, осуществляемое вышестоящими органами государственной власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих по объективным причинам в своем социально-экономическом развитии.
Денежно – кредитное регулирование - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Денежно – кредитное регулирование экономики РФ осуществляется ЦБ РФ. В порядке указанного регулирования он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
Таможенно-тарифное регулирование - совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.
Методы и инструменты финансового регулирования экономики.
Наибольшее значение имеют методы финансового регулирования, которые могут значительно отличаться в рамках отдельных форм либо, наоборот, применяться в нескольких формах. Методы подразделяются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее изменяющимися, подвижными элементами в системе финансового регулирования экономики.
Как и во всей системе государственного регулирования в процессе осуществления финансового регулирования используют две группы методов: методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого финансового регулирования реализуются с использованием нормативно-законодательных актов различного уровня, а методы косвенного воздействия через все сферы и звенья финансовой и денежно-кредитной системы. Если для плановой системы хозяйствования характерно использование преимущественно прямых методов регулирования, то в условиях рыночной системы резко возрастает значение косвенных методов финансового регулирования.
Прямые методы чаще всего применяются в процессе управления объектов государственной и муниципальной собственности. К методам прямого регулирования относятся: финансовая поддержка государства отдельных предприятий, банкротство и убыточность которых могут иметь негативные последствия для экономики страны; разработка и финансирование научно-технических, экономических и других целевых государственных программ, направленных на изменение структуры экономики; финансирование социальной сферы; введение социальных стандартов, обязательных для исполнения.
Косвенные методы применяются преимущественно в отношении объектов негосударственной формы собственности.
В рыночном хозяйстве предпочтительными являются косвенные методы воздействия, так как они более гибкие и демократические рычаги регулирования. Важнейшими из них являются: налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная, политика регулирования доходов, социальная политика. Методы косвенного государственного регулирования включают преимущественно налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование.
В рыночных условиях государственный бюджет выполняет не столько фискальную функцию, сколько активную перераспределительную функцию, которая направлена на регулирование социально-экономических процессов. Налоговая система также превращается в активный инструмент государственного регулирования, особенно система применяемых льгот.
Границы между ними довольно условны, и потому некоторые методы носят смешанный характер.
В рыночных условиях государство устанавливает для всех участников экономического процесса общие правила и условия деятельности. Вместе с тем для приоритетных отраслей и сфер деятельности предусматриваются определенные преференции, т. е. льготные условия, в том числе: ставки налогов, размеры отчислений, субвенции, дотации, льготные тарифы, фиксированные цены, нормативы регулирования валютного, таможенного, денежно-кредитного и иного регулирования. В свою очередь, на основе этих методов регулирования разрабатываются и используются вторичные, рыночно ориентированные элементы регулирования, включая: валютный курс, процентные ставки по вкладам и кредитам, свободные цены, нормативы формирования и использования различных фондов субъектов хозяйствования.
В системе финансового регулирования экономики и социальных процессов наибольшее распространение получили налоговые методы воздействия на экономику в виде декларирования доходов, имущества, активов, авансовые платежи по налогам, льготы и санкции при налогообложении, а также бюджетные методы регулирования, включающие различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии, методы финансирования дефицита бюджета, нормирование расходов и пр.
Использование косвенных методов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами воздействия государства, особенно в случае нежелательного отклонения от намеченной стратегии развития. Финансово-кредитная система и действующая практика накопила достаточно большой опыт использования финансовых и денежно-кредитных методов регулирования.
Основными финансовыми регуляторами выступают:
налоговые и неналоговые платежи в бюджеты разного уровня;
финансовые санкции и льготы;
доходы и расходы государственных учреждений;
субсидии при использовании государственных заказов;
текущие расходы бюджетных учреждений и организаций;
доходы и расходы внебюджетных фондов.
Для каждого объекта государственного финансового регулирования используются определенные методы. Состав и структура используемых методов определяются формой собственности объектов регулирования.
При осуществлении государством финансового регулирования отраслевых пропорций используются следующие методы:
налоговое регулирование (регулирование состава налогов, ставок налогов, состава налогоплательщиков, налогооблагаемой базы и пр.);
политика амортизации, оказывающая влияние на налогообложение прибыли и имущества организаций, включая политику ускоренной амортизации;
государственная поддержка организаций, субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в различных формах, в том числе: государственные инвестиции, государственный заказ, сдача в аренду государственного имущества, государственные гарантии, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты;
льготное кредитование и страхование, которое обеспечивает более низкие ставки по кредитам банков и тарифы страховых организаций за счет бюджетного субсидирования.
При этом отдельные методы финансового регулирования можно использовать не по отдельности, а в комплексе. Так, государственные инвестиции в проект, реализуемый на основе государственно-частного партнерства, может рассматриваться частными инвесторами как определенная государственная гарантия.
Финансовое регулирование региональных (территориальных) пропорций осуществляется посредством финансирования целевых программ, программ поддержки и развития отдельных регионов, механизма межбюджетного регулирования и выравнивания (различные виды финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, регулирующие доходы и пр.).
Воздействие с помощью финансовых методов на территориальную структуру может осуществляться и в связи с изменением налогового законодательства. К примеру, изменение порядка зачисления налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетов и перераспределение его значительной доли в пользу федерального бюджета привело к тому, что бюджеты многих регионов, осуществляющих добычу полезных ископаемых, оказались дотационными.
В процессе регулирования валютной сферы воздействие направлено на валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, методы страхования и хеджирования валютных рисков, курсы ценных бумаг и международных платежных средств.
Регулирование денежно-кредитной сферы проводится центральным банком страны и включает следующие основные методы: изменение учетной (ключевой) ставки, изменение нормы резервирования для коммерческих банков, операции с валютой и государственными ценными бумагами.
При использовании финансового регулирования социальной структуры общества используется система налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц, система льготного налогообложения физических лиц, различные социальные льготы и выплаты.
Финансовые методы воздействия на социальные процессы включают:
1) финансирование денежных выплат гражданам, гарантированных государством (пособия, стипендии, пенсии, субсидии, компенсации);
2) финансирование предоставляемых отдельным категориям граждан льгот, при оплате ими товаров и услуг;
3) финансовую поддержку со стороны государства жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на выпуск товаров потребительского назначения и услуг первой необходимости;
4) налоговое регулирование доходов физических и юридических лиц через дифференциацию налоговых ставок, налоговые льготы;
5) финансирование из бюджета организаций социальной сферы, т. е. учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, а также оказание государственной поддержки другим некоммерческим организациям, действующим на рынке аналогичных услуг;
6) стимулирование финансовыми методами создания новых рабочих мест, финансирования общественных работ, организации индивидуальной предпринимательской деятельности и самозанятости населения;
7) финансовое регулирование государством рынка жилья через реализацию целевых программ доступного жилья для отдельных категорий, групп и слоев населения;
8) регулирование развития финансового рынка и разработку механизма защиты интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей.
Финансовое регулирование социальных процессов осуществляется как за счет бюджетов разных уровней, так и внебюджетных фондов. Эти источники позволяют финансировать выплаты в виде социальных трансфертов, к которым относятся:
жилищные субсидии;
стипендии студентам, включая социальные стипендии студентам из малоимущих семей;
пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, по выслуге лет;
пособия на детей, по безработице, при временной нетрудоспособности, вынужденным мигрантам;
материальная помощь для малоимущих граждан.
Значительную долю социальных выплат регулирует федеральное законодательство, тогда как сами выплаты зачастую производятся непосредственно по месту жительства или работы получателей или через исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Государство в целях воздействия на экономику использует всю совокупность финансовых инструментов, включая налоги, государственные расходы, учетную ставку, денежную массу, установление предельных цен, регулирование и контроль и др., причем как по отдельности, так и в комбинациях друг с другом.
Так, налоги могут стимулировать либо ограничивать предпринимательскую деятельность и личное потребление. Государственные расходы создают условия для предприятий и работников по производству определенных видов товаров и услуг, а также социальные выплаты, поддерживающие определенный уровень дохода у некоторых слоев населения. Установление предельных цен на отдельные товары и услуги касается преимущественно деятельности естественных монополий. Регулирование и контроль осуществляется с помощью принятия соответствующих нормативно-законодательных актов,регулирования определенных видов экономической деятельности, включая запрет на некоторые из них.
Увеличивая объем расходов в виде государственных капитальных вложений, государство стимулирует повышение спроса, расширение инвестиций, рост объемов промышленного производства. Увеличивая расходы на военные цели, государство увеличивает спрос не только на военную технику, но и продукцию промышленности, сельского хозяйства, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования и разработки.
Через финансирование инфраструктуры государство сокращает издержки частных компаний. С помощью налогов оно может ограничить потребление отдельных видов товаров (алкогольной, табачной продукции) и т. д.
При этом если необходимо достичь краткосрочного макроэкономического равновесия, то преобладают немонетарные финансовые инструменты — налоги, государственные расходы. Если же экономическая политика направлена на устранение угроз инфляционных процессов, вызванных сбоем в монетарной сфере, то ставка делается на денежные инструменты.
Для обеспечения бездефицитного бюджета применяются немонетарные инструменты, при этом государственные расходы сокращаются, а доходы государства растут. Сокращение расходов — непопулярная мера, но данная проблема встает практически перед каждой страной, и связано это с реорганизацией производства и разрастанием госсектора до размеров неэффективного функционирования. Другое направление балансирования бюджета — повышение эффективности сбора налогов и сборов. С этой целью необходимо проведение индексации налогов и отказ от произвольного освобождения от уплаты налогов. Кроме того, необходима политика в области курса обмена национальной валюты. При установлении, например, валютного коридора и заранее объявленной девальвации национальной валюты субъекты экономики смогут заранее прогнозировать объем производства, свои доходы и объем налоговых платежей.
Однако в условиях стагфляции, когда инфляция развивается параллельно со спадом производства, использование только финансового регулирования оказывается недостаточным и зачастую неэффективным. Исходя из этого, наряду с финансовым регулированиемвозникает необходимость использования и других регуляторов, в первую очередь денежно-кредитных.
Проведение монетарной политики основано на необходимости регулирования процентных ставок с тем, чтобы рост номинальных ставок процента опережал темп инфляции. При проведении жесткой рестрикционной политики наблюдается дефляционный эффект, темпы инфляции снижаются, однако и объемы производства падают, растет безработица.
Практика использования финансового инструментария развитыми странами показывает возможность гибкого маневрирования им.
Использование финансовых инструментов характеризуется следующими чертами:
иерархией использования монетарных и немонетарных инструментов регулирования экономики;
многовариантностью финансовой политики в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
целевой направленностью финансового инструментария, ориентированного на антиинфляционное и бездефицитное развитие.
Следовательно, государство с помощью финансовых рычагов и инструментов оказывает воздействие на экономику через регулирование поведения субъектов хозяйствования, развитие отдельных территорий и отраслей.